«Церковные» реформы XVII века, проводимые патриархом Никоном, проводились вовсе не для церкви, а для уничтожения духа русского народа. Но был ли Никон зачинщиком этих преобразований? Или может быть за ним стояли совершенно другие лица, а Никон был лишь исполнителем? А если это так, то кто эти «люди в чёрном», которым так мешал русский человек со своим многотысячелетним великим прошлым?
"Есть все основания предполагать, что под видом
церковной реформы против России была осуществлена
политическая и идеологическая диверсия со стороны
Ватикана и католических стран, направленная на подрыв
стабильности и суверенитета Российского государства"
Б.П. Кутузов
17 век для России - один из самых тяжелых периодов для много тысячалетней Империи ариев-скифов-русов. Сначала полное уничтожение рода Рюриковичей, наследников Ивана IV Грозного, одного из величайших царей империи. Затем смута и приход на царство прозападного рода Романовых. И наконец кровавая "духовная" реформа патриарха Никона, сломавшая установленное при Грозном прорусское мировозрение на униатское, греческое.
Для лучшего понимания тех событий (а это одна из самых темных тайн сегодняшней РПЦ), нужно разобраться, что такое организованная религия.
Любой организованный людьми религиозный культ, со своими жесткими правилами и ритуалами – это всегда система управлением сознанием , третий приоритет в системе КОБ.То есть жесткая система религиозного контроля за мыслями и поведением людей. Все это можно наблюдать за нашу историю и среди мусульман (Арабский халифат, крестовые походы), когда манипуляторы ловко управляли сформированными ими же чувствами верующих. Все это хорошо просматривается и при проведении реформы Никона-Алексея Романова Тишайшего.
Манипуляторы библейских религий вводят населению религиозный культ подчинения (рабства) власти (цари от бога) и отцам церкви, затем уничтожают старые исторические источники и вводят свои собственные и строгую цензуру (2 приоритет) а далее населению прививается идеология культа потребления и ссудного процента. Это все и называет известный политолог Фурсов Библейский проект Глобализации. Этому проекту тысячи лет, задолго до появления библейских религий ему противостоял Арийский проект Глобализации. Вспомним приход ариев в Индию и Китай, Персию и Азию, Грецию и Рим (Этруски). Арии везде несли окружающим народам культуру и цивилизацию.
Религиозная идея связанная с народными корнями всегда укрепляет само государство. Чуждая религия всегда ослабляет. Пример той же Болгарии, когда в 6 веке ведические болгары своими походами против крестоносцев Византии часто громили последних. После принятия христианства Византийского толка (чужой веры), страна в течении 200 лет пришла в полное запустение, а хозяева религии византийцы ни во что не ставили болгар единоверцев.
Вот почему очень важно, на кого работает данная религия, где ее управляющий центр. Христианство распространялось вначале из двух центров –Рима (Ватикан) и Константинополя. Это и были центры управления сознанием христианских народов. После двух уний с католиками (Лионская в 1274 г. и феppаpо-флоpентийская в 1439 г.) – Ватикан подчинил себе и Византийскую греческую церковь.
В этой связи на Руси отказались принимать греческую веру за свою и Иван Грозный впервыесделал реформу церкви и подчинил ее Москве.
Благодаря реформам Сергия Радонежского (http://www.lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/1024-2013-10-22-07-06-35.html ) русская правоверная церковь греческого законаво многом стала подобной ведической православной, а так как сама церковь подчинялась государю Московскому, была и для народа родной. И эгрегориально усиливала Русское государство.
ВОТ ЭТО И СТАЛО ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО ВАТИКАН РАЗРАБОТАЛ ПЛАН ВОЗВРАТА КОНТРОЛЯ НАД РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ.
Иван IV
Папские прислужники пытались «найти подход» и к Василию III и к Ивану Грозному. Но те оказались слишком дальновидными политиками и не решались участвовать в интригах и махинациях иезуитского ордена, который руководился напрямую Папой Римским.
Папский легат иезуит Антонио Поссевино, пpиехав в Москву,вpучил цаpю Ивану Гpозному книгу о Флоpентийской унии, “богато укpашенную золотыми буквицами, и этим подаpком сpазу дал понять, что все беды России легко испpавимы, если pусские не погнушаются пpинять унию, целую туфлю с ноги папы”. Легат без обиняков пообещал цаpю Ивану цаpьгpадский пpестол. “Если ты соединишься веpою с папою и всеми госудаpями, то пpи содействии их не только будешь на своей пpаpодительской отчине в Киеве, но и сделаешься импеpатоpом Цаpьгpада и всего Востока”.
И что же ответил Иван IV на этот лукавый соблазн? Ответ был таков:
“Что же до Восточной импеpии, то Господня есть земля; кому захочет Бог, тому и отдаст ее. С меня довольно и своего госудаpства, дpугих и больших госудаpств во всем свете не желаю”.
При Иване Грозном на Руси работала схема управления, обоснованная Иосифом Волоцким:«царь — глава государства — единственный и безальтернативный наместник Божий на Земле, защитник церкви, а церковь служит Богу, подчиняясь царю». Т.е. церковь была бесструктурно-идеологически подчинена государству.
Антонио Поссевино
При этом в дискуссии с папским посланником иезуитом Антонио ПоссевиноГрозный заявил: «Наша вера христианская, а не греческая» , — т.е. он осознавал, что христианство и византийское вероучение — не одно и то же и делал из этого определённые выводы по отношению к внутренней и внешней политике.
Несколько ранее Грозный отверг и вероучение реформаторов (см. его ответ Яну Роките), запретив им проповедь на Руси. После падения Византии (1453 г.) в царствование сына Грозного — Фёдора Иоанновича — в период фактического правления Бориса Годунова РПЦ стала автокефальной, появился патриарх московский и всея Руси и московская патриархия (1589г.).
Вот почему Иван Грозный был после этого обречен. Убили не только царя, но вырезали весь его род. Вот отсюда и возникли «Смутные « времена на Руси и попытки усадить самозванца на престол.
А теперь обратим внимание на один исключительно любопытный и важный документ, приведенный известным церковным историком митрополитом Макарием (Булгаковым) в его «Истории Русской Церкви» в разделе о самозванщине в Смутное время. Документ сей, несмотря на его важность (или именно по этой причине), был успешно замолчан нашими профессиональными историками вплоть до нынешнего времени.
«Из инструкции иезуитов Самозванцу. Как ввести унию в России. (примечание автора – уния о фактическом поглощении католицизмом православия и протестантизма и прямом подчинении Ватикану через признание Папы Римского Вселенским патриархом):
• д) Caмoму государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии;
• е) издать закон, чтобы в Церкви Русской все подведено было под правила соборов отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит собор, а там можно будет приступить и к унии;
• з) намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах, народу о свободе, всем - о рабстве греков;
• и) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя светских»!».
Итак, иезуиты - вот кто давно планировал провести «реформу», якобы с целью единообразия русского и греческого богослужения! И враги православия начали работу по подготовке «реформы» задолго до Никона.
Лжедмитрий I
План использовать в русских делах Самозванца возник у тех же иезуитов. В 1606 г. во Флоренции появилась загадочная книжка о «чудесном юноше» Дмитрии, который чудом спасся от наемных убийц в Угличе, дабы по праву наследства занять московский престол. Автором этого сочинения был известный иезуит Антонио Поссевино. Книжка была вскоре переведена на все европейские языки, и тогда же Лжедмитрий сделался едва ли не самой популярной личностью в католической Европе. Иезуитская коллегия в Браунсберге подготовила целую армию проповедников, которые в обозах Лжедмитрия въехали в Москву.
Самозванцем руководил сам Поссевино, учивший его, как вести себя в России, что говорить, о чем молчать. Возможно, что автором приведенной письменной инструкции был тот же Поссевино. Зарвавшийся Самозванец, ослепленный успехами, видимо,решил, что уже можно обойтись без паллиативов вроде «безобидной» церковной реформы по идентификации русского и греческого богослужения. Он прямо писал в римскую курию: «А мы сами Божьей милостью соединение (церквей) сами приняли, и станем теперь накрепко промышлять, чтобы все государство московское в одну веру римскую всех привести и костелы римские устроить».
Но самозванщина провалилась. А идея церковной «реформы» была успешно проведена в жизнь спустя полвека и, конечно, не без помощи армии тайных агентов ордена Игнатия Лойолы (создателя Ордена иезуитов).
Паисий Лигарид
Были ли у Никона связи с иезуитами? Несомненно, Никон был достаточно знаком с учением иезуитов, что подтверждает и его деятельность. Заметно и стремление Никона окружить себя иезуитами. Так, он приглашает в Москву Паисия Лигарида. В 1657 г. Никон пишет Лигариду: «Слышали мы о любомудрии твоем от монаха Арсения, и что желаешь видеть нас, великого государя: и мы тебя, как чадо наше по духу возлюбленное, с любовию принять хотим». «Чадо наше по духу ... » Не в том ли был этот общий дух, что и Арсений Грек и Паисий Лигарид оба учились в Риме, оба были воспитанниками иезуитов?
Паисий
Орудием иезуитов были не только отдельные греческие иерархи, но и кое-кто из восточных патриархов.
«О некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования» первым заговорил Иерусалимский патриарх Паисий, приехавший в Москву в 1649 г. Греческое духовенство его поддерживает, а человек из ближайшего Никонова окружения, Епифаний Славинецкий, также ученик иезуитов, предлагает реформы как официальное лицо, ученый богослов.
По поводу того, чтобы “все подведено было под пpавила собоpов отцов гpеческих”, необходимо напомнить, что после двух уний с католиками (Лионская в 1274 г. и феppаpо-флоpентийская в 1439 г.) и двухсотлетнего пpебывания под туpецким владычеством, в гpеческой цеpковной пpактике пpоизошло так много изменений, что pусские ставили под сомнение само пpавославие гpеков. Около 1480 г. у нас в аpхиеpейскую пpисягу было включено обещание не пpинимать гpеков ни на митpополию, ни на епископию как находящихся под властью невеpного цаpя.
Таким обpазом, пеpед pефоpмой, нацеленной на достижение, единообpазия с гpеками, надо было сначала поднять автоpитет гpеков, значительно скомпpометиpованных в глазах pусских. Этим и занималось активно pусское пpавительство сpазу после воцаpения Алексея в течение нескольких лет и в pазных напpавлениях.
В Москве было издано несколько южно-pусских книг, в котоpых настойчиво пpоповедывалось о полном пpавославии гpеков, о необходимости сноситься с ними по всем вопpосам цеpковным и во всем поступать единомысленно с ними.
«Поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии».Подыскали таких «благонадежных» людей, ими оказались ерeтик Арсений Грек, которого рекомендовал тот же патриарх Паисий, и Епифаний Славинецкий; позже к этому делу примкнут Паисий Лигарид и Симеон Полоцкий (Симеон Полоцкий был тайным униaтом и прямым агентом Ватикана).
Аpсений Гpек — воспитанник иезуитской коллегии в Риме, неоднокpатно пеpеходил из пpавославия в латинство и обpатно, пpинимал на вpемя магометанство. За еpетичество был сослан на Соловки, но Hикон в 1652 г. освобождает его, делает главным спpавщиком богослужебных книг и даже поселяет у себя в кельи. Аpсений же pекомендует Hикону Паисия Лигаpида, также воспитанника pимской иезуитской школы.
Паисий Лигаpид — лоза не константинопольского пpестола, — так отзывается о нем константинопольский патpиаpх Дионисий, — я его пpавославным не называю, ибо слышу от многих, что он папежник, лукавый человек”. По совpеменным данным, Лигаpид — католический миссионеp, напpавленный на восток в 1641 г. В Москве он pазыгpывает pоль пpавославного газского митpополита (т.е. нагло всем врёт), пpиобpетает огpомное влияние на цаpя Алексея и во многом опpеделяет pешения собоpа 1667 г. Он — главный подpучный цаpя в осуществлении “гpеческого пpоекта”; его, по словам Каптеpева, сам цаpь слушал “как пpоpока Божия”.
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий — выпускник польской иезуитской коллегии в Вильно, наставник цаpских детей (воспитывал их в польско-латинском духе), ловкий боpзописец, пишущий комедии для цаpского театpа, активный стоpонник Hиконовой pефоpмы, написавший полемический тpактат пpотив стаpообpядцев по заказу цаpя.Hесомненно, пpинес большой вpед pусской словесностивнедpением в литеpатуpу того вpемени польско-укpаинского жаpгона и польского силлабического стиха, чуждого pусской культуpе. Многие в Москве обвиняли Полоцкого в непpавославии. Пpотопоп Аввакум пpямо говоpит: “Овчеобpазные волки Симеон и Епифаний. Знаю я Епифана pимлянина до моpу, егда он пpиехал из Рима... А Семенка чеpнец оттоле же выехал, от pимского папежа”.
«Учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя светских».
И семинарии учредили, и людей призвали из-за границы, - братья Лихуды, воспитанники иезуитских коллегий Венеции и Падуи, успешно утверждали и проводили в жизнь Никоновы «реформы» в течение 15 лет, возглавляя Московскую Духовную академию до 1701 г.
Великая афёра патриарха Никона
Не прошло и ста лет после этого, как патриарх Никон решил стать «почётным папой римским Царства Московского» и начал титуловаться наравне с царём Алексеем Михайловичем «великим государем», реализуя описанную выше схему«главенство церкви — подчинённость государства церкви — подчинённость общества церкви и государству». И фактически никто иной, как патриарх Никон положил начало расколу, последствия которого не преодолены доныне.
Никон, в миру Никита Минин (1605-1681гг.), – шестой Московский патриарх, родился в обычной крестьянской семье, к 1652 году выслужился до патриарха и где-то с этого времени начал «свои» преобразования. Причём при вступлении в свои патриаршьи обязанности заручился поддержкой царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ обязались исполнить это завещание, и оно исполнилось. Только вот народ-то на самом деле не спрашивали, мнение народа выразил царь (Алексей Михайлович Романов) и придворные бояре. А во что же вылилась пресловутая церковная реформа 1650-х – 1660-х годов знают почти все, но та версия реформ, которая преподносится в массы не отражает всей её сути.
Истинные цели реформы сокрыты от непросвещённых умов русского народа. У народа, у которого украли истинную память о его великом прошлом, истоптали всё его наследие, не остаётся ничего другого, как верить в то, что им преподносят на блюдечке. Только пора уже с этого блюдечка убирать гнилые яблоки, и раскрывать людям глаза на то, что же произошло на самом деле.
Официальная версия церковных реформ Никона не только не отражает истинных её целей, но и преподносит патриарха Никона как зачинщика и исполнителя, хотя Никон был всего лишь «пешкой» в умелых руках кукловодов, которые стояли не только за ним, но и за самим царём Алексеем Михайловичем.
И что ещё интересно, несмотря на то, что некоторые церковники хулят Никона как реформатора, изменения, которые он провёл, продолжают действовать до сих пор в той же самой церкви! Вот они двойные стандарты!
Давайте теперь посмотрим, что же это была за реформа такая.
Основные реформаторские нововведения по официальной версии историков:
• Так называемая, «книжная справа», которая заключалась в переписании богослужебных книг. В богослужебные книги было внесено множество текстовых изменений, например, слово «Исус» заменили на «Иисус».
• Двуперстное крестное знамение заменено трёхперстным.
• Отменены земные поклоны.
• Крестные ходы стали проводить в обратном направлении (не посолонь, а противосолонь, т.е. против солнца).
• Пытался ввести 4-конечный крест и на незначительный отрезок времени ему это удалось.
Что касается «книжной справы». Во время крещения Руси в конце Х в. у греков существовало два устава: Студийский и Иерусалимский. В Константинополе имел распространение сначала Студийский устав, который и перешел на Русь. Но все большее распространение в Византии стал получать и Иерусалимский устав, ставший к началу XIV в. там повсеместным. В связи с этим на протяжении трех веков незаметно изменялись там и богослужебные книги. В этом и была одна из причин разницы в богослужебной практике русских и греков. В XIV веке различие между русским и греческим церковным обрядом было уже весьма заметно, хотя русские богослужебные книги вполне соответствовали греческим книгам Х-ХI вв. Т.е. надобности в переписывании книг не было вообще! К тому же, книги Никон решил переписывать с греческих и древних харатейных русских.
А как вышло на самом деле?
Подмена при реформе Никона 5000 славянских слов в Библии! Славянские термины и слова заменили на еврейские!
«Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора увидела свет в 1891 г. Нашёлся список из 5000 слов (населенных пунктов, имен и т.д.), что был заменён на Руси при реформе патриарха Никона. Например, слово “жизнь” заменено на имя “Ева” (Быт. 3:20).
Этот список был обнаружен в издании популярной Библейской энциклопедии. Её автор - Никифор (в миру Алексей Михайлович Бажанов 1832-95) - духовный писатель, архимандрит и настоятель Высокопетровского монастыря.
Настоящая энциклопедия призвана донести до читателя в популярной форме непонятные или малопонятные выражения (после переписывания библии Никоном!), названия географических мест, событий, имена и деяния пророков, царей, народных вождей и других исторических личностей, упоминающихся в Священном Писании.
В итоге получилось ещё «интереснее» - книги переписывались по новым греческим книгам, которые были отпечатаны в иезуитских парижских, венецианских типографиях.
Но именно с церковной реформы патриарха Никона начинается Великая Книжная Гарь на Руси, когда в огромные костры сваливали целые подводы книг, обливали смолой и поджигали. А тех, кто сопротивлялся «книжной справе» и реформе в целом, отправляли туда же!
Инквизиция , проводимая на Руси Никоном, не жалела никого: в костры отправлялись и бояре, и крестьяне, и церковные сановники. Ну, а во времена Петра I – самозванца Великая Книжная Гарь набрала такую мощь, что на данный момент у русского народа не осталось почти ни одного оригинального документа, летописи, рукописи, книги. Пётр I с широким размахом продолжил дело Никона в стирании памяти русского народа. У сибирских старообрядцем существует предание, что при Петре I одновременно было сожжено столько старопечатных книг, что после этого из кострищ выгребли 40 пудов (что равно 655 кг!) расплавленных медных застёжек.
Во времена реформ Никона горели не только книги, но и люди. Инквизиция шагала не только по просторам Европы, и Русь, к сожалению, затронула не меньше. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов. Веру православную, а не христианскую. Слово православный не имеет никакого отношения к церкви! Потому именно Никон и ввел этот термин и с того времени, после переписывания религиозных книг, появился этот термин.
Старообрядческая церковь не принимает этот термин и зовется старообрядческой правоверной!
Вплоть до 16 века даже в русских христианских летописях вы не встретите термин “православие” в отношении христианской религии. По отношению к понятию «вера» применяются такие эпитеты, как “божья”, “истинная”, “христианская”, “правая” и “непорочная”. А в иностранных текстах вы и сейчас никогда не встретите это название, так как византийская христианская церковь называется – orthodox, и на русский переводится – правильное учение (в пику всем остальным “неправильным”).
Ортодоксия – (от греч. orthos – прямой, правильный и doxa – мнение), “правильная” система взглядов, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью.
Подмена терминов образности внешней агрессивной форме понадобилась потому, что ИХ образы не срабатывали на нашей русской земле, вот и пришлось мимикрировать под уже имеющиеся привычные образы.
Изменение двуперстного крестного знамения на трёхперстное. Почему Никон решился на такое «важное» изменение обряда? Ибо даже греческие священнослужители признавали, что нигде, ни в одном источнике, не написано о крещении тремя перстами!
«…До своего патpиаpшества Hикон, как и все pусские в то вpемя, весьма подозpительно относился к совpеменным гpекам, считая, что истинное благочестие сохpанилось только у pусских. Эти воззpения он, не скpывая, часто высказывал откpыто и после пеpеселения в Москву, когда сделался аpхимандpитом. Однако, став патpиаpхом, Hикон вдpуг заявляет себя завзятым гpекофилом; пpоисходит кpутой пеpевоpот — поpицатель гpеков становится их поклонником и почитателем. А давно ли говаpивал: “Гpечане и Малые России потеpяли веpу и кpепости и добpых нpавов нет у них, покой и честь тех пpельстила, и своим нpавом pаботают, а постоянства в них не объявилося и благочестия нимало”.
Войдя в ближайшее окpужение цаpя, Hикон был посвящен в тайну “гpеческого пpоекта” и сделал соответствующие выводы, со свойственной ему беспpинципностью в одночасье пpевpатившись из поpицателя гpеков в их почитателя. Именно после этого он и ставится пpи активном содействии цаpя патpиаpхом. Так был найден и подготовлен исполнитель будущей pоковой для Пpавославия «цеpковной» pефоpмы.«Тишайший» царь Алексей Михайлович был первым из русских царей, который решился всерьез реализовать этот иллюзорный проект. Никон и царь внедряли реформу в жизнь -царю впереди в розовом свете мерещился царьградский престол, а Никону - кафедра вселенского патриарха . Точнее не мерещилось, - подобные «награды» были предложены и Никону, и царю Ватиканскими прислужниками (всё в точности с инструкцией).
Но план иезуитов, изложенный в инструкции Самозванцу, был выполнен спустя полвека. Поразительное совпадение истории никоно-алексеевской «реформы» со всеми пунктами этой инструкции еще раз свидетельствует о том, что раскол есть, прежде всего, следствие юго-западной иезуитской экспансии. И в определенном смысле никоно-алексеевскую «реформу» можно квалифицировать как удавшуюся, благодаря Никону и царю Алексею, глобальную идеологическую диверсию против самого народа.
Яркая латинская окраска никоно-алексеевских «реформ» свидетельствует о причастности к ним католицизма, точнее Ватикана (примеч. автора – если быть точнее, то Ватикан напрямую участвовал в процессе становления Романовых на престол как раз для того, чтобы их руками претворять в жизнь свои махинации). А тот факт, что богослужебные книги подвергаются латинизации и после ухода Никона, подтверждает, что не он был автором и инициатором «реформ». Подлинным инициатором «реформы» была гражданская власть, и после ухода Никона гражданская же власть настойчиво продолжает эту «реформу» и укрепляет.
Итак, русская церковная «реформа» ХVII в. была следствием политических расчетов царя Алексея наследовать со временем престол византийских императоров, и патриарх Никон, посвященный в этот план, рассчитывал, в случае успеха, стать вселенским патриархом с кафедрой в Константинополе. Для этого и нужно было, прежде всего, по мнению инициаторов этого проекта, привести к единообразию русскую и греческую богослужебную практику, равняясь на греков, в этом вся суть «реформы».
В начале «реформы», однако, царь нашел нужным спрятаться за Никона, чем и ввел многих в заблуждение своей мнимой непричастностью к церковным преобразовниям. Роль царя в деле «реформы» отчетливо выявляется после оставления Никоном патриаршей кафедры в 1658 г, Царю пришлось «рассекретиться» и поневоле взять на себя патриаршие обязаннности, которые он исполнял в течение восьми с лишним лет, пока не был выбран новый патриарх. Если бы «реформа» была делом и инициативой Никона, то после его ухода неминуем был бы возврат к старому, чего желали все, кроме царя. Однако царь Алексей продолжал всеми силами и средствами укреплять «реформу» и проводить её в жизнь, не взирая на то, что из рук вон плохое состояние церковных дел буквально вопияло о возврате к старому».
Таким образом, видим, что церковная реформа Никоном только исполнялась. А истинным заказчиком был Ватикан в лице своих верных подданных, иезуитов.
PS: Раскол в русской православной церкви не преодолен до сих пор. И это создает раскол внутри русского народа. Так , например Серафим Саровский был старообрядцем и разбойников на него натравливал батюшка Никонианин , а теперь он объявлен Святым никонианской РПЦ ...
Использованы материалы книги - церковного историка и публициста,
головщика (регента) Спасского собора Аидроникова монастыря в Москве.
Б.П. Кутузова «Тайная миссия патриарха Никона».
Используемые материалы:
• Б.П.Кутузов. «Тайная миссия патриарха Никона», изд.«Алгоритм», 2007г.
• С.Левашова, «Откровение», т.2, изд. «Митраков», 2011г.
Источник: http://cont.ws/post/123724