Русские Вести

Федерация еврейских общин России опасается репрессий в связи с новым антимиссионерским законом


Еврейские организации России встревожены поправками в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые могут резко ограничить публичную деятельность еврейских общин. Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода заявил, что поправки «весьма существенно меняют ситуацию в работе религиозных структур, в том числе и традиционных для России, причем, очевидно, в худшую сторону», сообщает 28 июня "ИзраильИнфо".

20 июня комитет Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции одобрил ко второму чтению пакет «антитеррористических законов». В пакет входит и законопроект, ограничивающий «миссионерскую деятельность» на территории России.

Закон определяет «миссионерскую деятельность» как «распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных (предоставленных) для богослужений, религиозного почитания (паломничества), учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, зданий и строений религиозного назначения, помещений образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов, а также через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

К «миссионерской деятельности» причисляются все публичные формы деятельности религиозных общин:
— публичное совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний;
— распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения);
— публичный сбор пожертвований на религиозные нужды;
— проведение молитвенных и религиозных собраний и/или выступление на них;
— проповедническая деятельность.

Всем этим, согласно законопроекту, могут заниматься только официально зарегистрированные миссионеры, имеющие при себе ряд официальных бумаг. Для иностранных граждан ограничения еще больше: они не могут действовать от имени «религиозной группы» — только от официально зарегистрированной «религиозной организации» и только на той территории, где этой организации разрешено вести работу.

Президент ФЕОР заявляет, что законопроект противоречит положениям Конституции, закрепляющим за гражданами РФ право на свободное исповедание и распространение своей веры. Особое беспокойство еврейских общин вызывает традиционная для российского законодательства размытость формулировок, позволяющая при желании подвести «под статью» все формы работы религиозных общин.

«Законодатель не указал точного критерия разграничений религиозной и миссионерской деятельности, поэтому закон можно «извращать», как захочется, и могут применяться, соответственно, формулировки, выгодные в конкретной ситуации. Так например, публичный сбор пожертвований в жилом помещении общины. Это религиозная деятельность, или запрещенная миссионерская? Или мы проводим празднование Хануки на центральных площадях в разных городах – это публичное совершение богослужения или миссионерство? Рассылка книг и брошюр по всем общинам теперь миссионерская деятельность? И проведение религиозного собрания в таком понимании – это теперь тоже миссионерство. Многие маленькие общины собираются на частных квартирах, где проводят шабаты и молитвы. Теперь это нельзя?» — беспокоится глава ФЕОР.

Его беспокояти и более угрожающие акты из «антитеррористического пакета», который, как предупреждают независимые российские СМИ, ужесточает контроль государства над жителями страны и ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией.

«Если закон примут, в чем нет больших сомнений, у властей появится возможность лишать россиян гражданства, не выпускать из страны осужденных за «неправильные» перепосты, получить доступ ко всем телефонным разговорам и электронной переписке граждан», — предупреждает «Медуза».

Законопроекты предлагали лишать российского гражданства осужденных за терроризм и экстремизм — а заодно и людей, которые проходят службу в иностранной армии или правоохранительных органах, работают в иностранных судах или международных организациях, где Россия не представлена. Утром 23 июня СМИ сообщили, что эти пункты, прямо касавшиеся и десятков тысяч русскоязычных израильтян, исключены из «антитеррористического пакета» и на голосование поставлены не будут.

Исключена из пакета и другая драконовская поправка, позволявшая запрещать выезд из страны людям, обвиненным в «призывах к экстремистской деятельности». В российской практике бывали случаи предъявления подобных обвинений за перепосты или «лайки» в социальных сетях.

Вместе с тем, в пакете остались поправки, усиливающие наказания за «призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма» в Интернете, а также запрещающие использование непрозрачных для ФСБ методов кодирования (шифрования) электронной переписки.

Источник: www.portal-credo.ru