Британия имеет длительную историю создания тайных агентурных сетей, подрывной деятельности в других странах и создания марионеточных движений. Религия в этом играла далеко не последнюю роль, поскольку Лондону необходимо было учитывать идентичность тех общин и народов, где они проводили свои операции влияния.
В самой Англии было достаточно много сект, которые по своему трактовали Библию и христианское учение. Так появились сикеры (ищущие), диггеры (копатели), рантеры (болтуны), квакеры (трепещущие), броунисты (по фамилии основателя Роберта Броуна), реформировавшиеся в индепендентов, и другие. Некоторые из этих сект просущетвовали недолго, другие распространились на континенте и в США, породив впоследствии ещё больше странных течений. Нередко в самой Англии они приводили к смутам в обществе, а впоследствии и в других странах.
Добавим к этому всевозможные тайные сообщества и братства, в которые входили представители местной аристократии и буржуазии. Но одно дело, когда вся эта гремучая смесь варится в собственном соку, а другое — когда подобные идеи распространяются в других странах и культурах. Как показывает история, Британия была непосредственно причастна к проекции таких концепций во внешнюю среду и, как правило, с определёнными геополитическими интересами. Рассмотрим наиболее яркие и известные примеры.
Британский след в Палестине
Ещё в XVI веке в Британии зародилось течение британского израилизма (англо-израилизма), которое представляло собой комплекс псевдоисторических и околорелигиозных убеждений в том, что народ Британии — это не кто иные как наследники десяти потерянных колен древнего Израиля. Король Джеймс VI из династии Стюартов сам считал, что он король Израиля. Английский юрист и член парламента Джон Садлер, также являвшийся личным секретарём Оливера Кромвеля, придерживался сходных взглядов, хотя совмещал их с идеями миллениаризма [i]. В 1649 году он издал книгу «Права Королевства», где обосновывал израильскую генеалогию британцев [ii].
Подобные теории продолжали разрабатываться в XVIII и XIX веках, куда привносились элементы археологии, лингвистики и разных около оккультных течений, на которые тогда была мода (пирамиды, связанная с каббалой нумерология и т.п.).
Необходимо отметить, что британский израилизм повлиял на расовую теорию и, частично, служил обоснованием у протестантов США в качестве идеологии Предопределённой судьбы в XIX веке [iii]. А с другой стороны, он оказал существенное влияние как на пятидесятников, так и на мормонов США во второй половине XIX века [iv].
В 1919 году в Лондоне даже была создана Всемирная Британо-Израильская Федерация, которая существует до настоящего момента. Стоит напомнить, что Британия стояла за идеей создания национального государства Израиль — декларация Бальфура (письмо министра иностранных дел Артура Бальфура лорду Уолтеру Ротшилльду) датируется 1917 годом, а позже эта концепция была поддержана Францией, Италией, США и легла в основу британского мандата, утверждённого Лигой Наций. Таким образом, именно из Британии шли импульсы, которые привели в итоге к затяжному палестинско-израильскому конфликту.
Смута на Аравийском полуострове
Ваххабизм зародился в середине XVIII века в деревне, расположенной в центральном регионе Аравийского полуострова Неджд. Она получила название от имени своего основателя Мохаммада Ибн Абдул-Ваххаба (1703–1792 гг.). Однако к появлению и процветанию ваххабизма в современное время причастны непосредственно британцы.
Находясь в Басре, юный Ибн Абдул-Ваххаб попал под влияние и контроль британского шпиона под прикрытием по прозвищу Хемфер. Он был одним из многих агентов, отправленных Лондоном в мусульманские страны с целью дестабилизации Османской империи и создания конфликтов среди мусульман. Хемфер, выдававший себя за мусульманина, назвался «Мохаммедом» и установил тесную дружбу с Ибн Абдул-Ваххабом, причём регулярно передавал ему деньги и подарки. Он же убедил его, что многих мусульман следует убить, потому что они нарушили основные догматы ислама, став «еретиками» и «многобожниками». В одном из сеансов по промывке мозгов Хемфер рассказал, что видел сон, где пророк Мухаммед «целует» Ибн Абдул-Ваххаба между глаз, говорит ему, что «он — величайший», и просит его стать его «заместителем», чтобы спасти ислам от «ересей» и «суеверий». Поверив в своё призвание, Ибн Абдул-Ваххаб начал пытаться проповедовать эти идеи в Уйайне, но был изгнан. Затем он отправился проповедовать в другие деревни, а к нему присоединился Хемфер и другие британские шпионы, работавшие под прикрытием [v].
Британским агентам удалось уговорить шейха Дири, Мохаммада аль-Сауда, поддержать Абдул-Ваххаба. В 1744 году аль-Сауд объединил усилия с Ибн Абдул-Ваххабом, заключив политический, религиозный и брачный союз. Далее была создана небольшая армия бедуинов, которая терроризировала Аравийский полуостров и делала набеги вплоть до Дамаска и Кербелы (где они осквернили гробницу мученика Хусейна бен Али). В 1818 году египетская армия халифа Махмуда Второго уничтожила клан ваххабитов, но их последователи вынашивали планы мести и рассматривали Британию как союзника.
В начале XX века Османская империя рушилась и британцы поддержали нового ваххабитского имама Абдулазиза. После этого из Хиджаза был изгнан правящий клан шарифов, прямых потомков пророка Мухаммеда, и проведены карательные экспедиции, включая Мекку и Медину. Гражданская война на аравийскому полуострове, шедшая затем на протяжении тридцати лет, стоила жизни более 400 тысячам арабов.
Эксперименты в Индии
Ещё одна секта была основана в Кадиане (Пенджаб) в оккупированной британцами Индии в 1889 году Мирзой Гулам Ахмадом, который утверждал, что он — махди (фигура, ожидаемая некоторыми мусульманами в конце света), христианский мессия, воплощение индуистского бога Кришны и второе пришествие (буруз) Мухаммада. Доктрина этой секты довольно эклектична: например, адептам внушают, что Христос переселился в Индию, где прожил до 120 лет.
Официальных сведений, что за созданием этой общины могли стоять британцы, нет. Однако это вполне возможно, учитывая их методы работы с самого начала завоевания индийского субконтинента, когда они стравливали друг с другом местных правителей и поддерживали тех, в ком видели надёжных исполнителей своих замыслов, независимо от их религиозных взглядов [vi]. По крайней мере, в такой оптике британцы, как минимум, косвенно причастны к появлению Ахмадия. Показательно, что уже в 1913 году в Британии была учреждена Ахмадийская мусульманская община, а в 1926 году построена собственная мечеть [vii].
В Пакистане их деятельность запрещена, поскольку официально они не считаются мусульманами из-за своего странного учения.
В целом, необходимо помнить, что британское присутствие сыграло негативную роль в дальнейшей судьбе народов Индостана. Оно привело к разделению в 1947 году на Индию и Пакистан по религиозному принципу со всеми последующими конфликтами, включая не прекращающийся спор за Кашмир.
Разжигание вражды между мусульманами
Самое последнее сектантское движение, которое связано с Лондоном, — это так называемый британский шиизм, который возглавляют религиозные лидеры Муджтаба Ширази и Ясир аль-Хаббиб. По всей видимости, это движение было создано для дискредитации шиизма как такового — с прицелом на Иран, Ливан и Ирак, поскольку именно в этих странах проживает большинство последователей шиизма и находятся много святынь.
Британские «шииты» считают не-шиитов «идолопоклонниками» и регулярно оскорбляют различных мусульманских проповедников. Ширази даже издавал фетву о необходимости убийств суннитов.
По мнению верховного лидера Ирана имама Али Хаменеи, «такие лица, как Ширази и аль-Хаббиб, находятся в распоряжении британского разведывательного управления МИ-6 и используются для разжигания межконфессиональных войн. В январе 2015 года иранское правительство закрыло офисы семнадцати “шиитских телеканалов”, вещающих через спутник, на основании разжигания розни между мусульманами-суннитами и шиитами. Кроме того, 4 июня 2016 года в Иране вновь прозвучала проповедь на тему необходимости борьбы с британским шиизмом» [viii].
Конечно, США также используют методы религиозного управления в политических целях. Помимо индексов религиозных свобод, по которым определяются «авторитарные» страны, Всемирный совет церквей также имеет чётко выраженную политическую программу, а протестантское лобби влияет на решения в Конгрессе, Госдепартаменте и Белом доме. А церковный раскол на Украине и создание органа под названием ПЦУ с помощью патриарха Варфоломея, который напрямую связан с агентурой США, ещё одно подтверждение англо-саксонских практик довольно древнего принципа «разделяй и властвуй».
Сноски:
i — books.google.ru
ii — quod.lib.umich.edu
iii — books.google.ru
iv — scholarlypublishingcollective.org
v — www.ummah.net
vi — americalisten.com
vii — ahmadiyyauk.org
viii — katehon.com
Леонид Савин