Древние предания донесли до нас удивительные образы воинов, вобравшие в себя всю силу многовековой Традиции Предков. Эти могучие люди не знали страха смерти, могли в одиночку противостоять вражеским отрядам, являли чудеса героизма. Но, пожалуй, ярче всего воинская доблесть Славян проявилась в легендах о Характерниках (химородниках, галдовниках, заморочниках, беЗсмертниках). Народная молва наделила их магическими свойствами: неуязвимость на поле брани, умение останавливать пушечные ядра, заговаривать пули, ловить их голыми руками; способность выходить сухими из воды (а из огня – мокрыми), «отводить глаза», насылать на противника туман, морок и многое другое! Но кто такие Характерники? Откуда они появились? Куда исчезли?
Чаще всего этот необычный дар проявлялся среди казачества. На рубеже X-XI веков дремучие леса и вольные степные просторы стали пристанищем Волхвов, обладавших тайными знаниями, туда же направились и воины, охранявшие древние храмы и капища. По сути, характерничество – это соединение волховской мудрости с незаурядным воинским искусством.
Слово «Характерник» восходит к праславянскому понятию ХАРА. ХА – положительный, РА – солнечное сияние, свет; ХАРА – положительное просветление. Если гипноз по своей сути – пассивный транс, то ХАРА – активный, и все воины-харии могли вызывать это состояние по своему желанию.
Человек, умеющий входить в такой транс, получал сверхъестественные свойства: мог с дальнего расстояния подробно разглядывать предметы, улавливать запахи и звуки, находящиеся за порогом обычного восприятия. Но такие возможности редко появлялись сами по себе. Чаще всего они были результатом длительного труда. Приобщение воинов-магов к природным силам и энергиям всегда шло через постижение древней Мудрости Предков, в основе которой лежало развитие Духа. Именно Сила Духа и позволяла характерникам творить чудеса. Физическое совершенство было лишь первой ступенькой в этой нелегкой науке. Развитие Души, Духа и Совести было необходимо не только для гармонии тела и всей энергетической системы, но и для дальнейшей Жизни в более высоких структурах или мерностях.
Способность воинов-знахарей к целительству тоже поражали воображение. В народе говорили, что они и мертвого могут на ноги поставить. А за умение быстро восстанавливаться после самых тяжелых ранений (иногда смертельных) народ и вовсе прозвал их «беЗсмертниками». Они могли в считанные минуты остановить кровотечение (заговорить кровь), силой взгляда затянуть рану, «выкатать пулю». Известны случаи, когда таким способом удавалось извлечь из тела пулю десятилетней давности, при этом у казака-целителя не было никаких инструментов, со стороны его действия больше всего напоминали замес теста. А о казачьих костоправах и вовсе ходили легенды. Шутка ли, только для того, чтобы попасть в ученики к такому целителю, нужно было собрать на ощупь разбитый сосуд внутри завязанного мешка. Для исцеления ран и болезней использовалась не только собственная энергетика, но и сила воды, огня, земли, металлов, трав. Кстати, казачья люлька изначально наполнялась целебными травами, укреплявшими тело, обострявшими слух и зрение, даже позволявшими лучше видеть в темноте.
По преданиям, воины-маги могли вызвать грозу, накликать бурю, разогнать тучи, умели мгновенно переноситься из одного места в другое, оборачиваться волками или хортами.
В опасный поход отправлялись, не скрываясь, а если встречались со значительно превосходящими вражескими силами, быстро окружали себя воткнутыми в землю пиками и насылали на врагов морок. Те проезжали мимо, считая, что видят лишь деревья или заросли камыша. Янычары называли казаков-характерников шайтанами, ведь они наблюдали, как эти непобедимые люди полою кафтана ловят пушечные ядра, прямо на глазах исчезают и внезапно появляются за спиной. Но самым страшным для них было умение казачьих магов напускать на противника помрачнение ума, после чего вражеские воины начинали уничтожать друг друга.
Так, согласно хроникам, у Богдана Хмельницкого был целый отряд казаков, обученных воинской магии. Раздевшись по пояс, ловко орудуя двумя саблями, эти казаки буквально сметали силы врага, сами оставаясь неуязвимыми – их не брали ни пуля, ни сабля.
Считается, что первые упоминания о характерничестве встречаются в летописях и хрониках не раньше XV-XVI веков. Но сверхъестественные способности воинов, защищавших земли древних Славян, упоминались гораздо раньше, начиная с античности.
Так, Геродот описывал таинственное скифское племя невров, способных оборачиваться волками. В «Слове о полку Игореве» упоминается древнерусский князь Всеслав Полоцкий, обладавший подобными свойствами.
Войска Дария, оказавшись на скифских землях, тоже столкнулись с военной магией и ничего не могли предпринять, когда пятерки воинов – без доспехов, раздетые по пояс, врывались в ряды персов; стоя на конях, они прорубали целые «просеки» в стане противника, а потом разворачивались и уносились обратно в степь.
Характерниками были и знаменитый Стенька Разин, и Ермак. Множество легенд в народе сложено о казаке Мамае, Дубежиче, Иване Богуне и др., но больше всего преданий сохранилось о казачьем атамане Иване Серко (Сирко). «Серко» - это волк или хорт (борзая), что косвенно указывает на его способность к оборотничеству.
Иван Дмитриевич Серко родился около 1610 года, был кошевым казачьим атаманом, провел 54 сражения и ни одно из них не проиграл. А однажды, помогая французам в Тридцатилетней войне, он переправился через море, взял крепость Дюнкерк, за что во Франции ему поставлен памятник. Отважный атаман не боялся ни пуль, ни сабли, которая оставляла на его коже лишь синий след. Даже после своей смерти Серко продолжал приносить победу: по преданиям его правую руку казаки брали в бой в качестве талисмана, а в 1812 году ее трижды обнесли вокруг занятой французами Москвы.
Во время похода на Крым кошевой атаман особо отличился. Возле Перекопа казачье войско атаковал крымский хан. Тогда Серко вместе с конницей зашел противнику в тыл. Ханские мурзы внимательно разглядывали конницу в подзорные трубы, но ничего не предприняли – они были уверены, что это свои, мало того, кто-то даже «узнал» в бесстрашном атамане брата хана. Надо ли говорить, что войско противника было разгромлено...
Не менее удивителен подвиг казака Шевчика. В 1668 году крымский хан (совместно с хорошо обученными турецкими отрядами) попытался захватить Сечь. Около 14 тысяч янычар проникли на казачью территорию, но были вовремя обнаружены Шевчиком. Более часа турки стояли неподвижно – им казалось, что они присутствуют на войсковом смотре в центре Стамбула. Из огромного войска янычар осталось не больше сотни.
Казак-характерник Иван Богун однажды провел войско через польский лагерь, при этом, как говорили очевидцы, «ни одна собака не залаяла». Еще более удивительны рассказы об атамане Самойло Кошке (Кишке). Попав в турецкий плен, он был приговорен к рабству на галере, однако, убедив охрану в том, что он не гребец, а турецкий паша, отважный атаман расковал остальных пленников и преспокойно, среди бела дня, вышел из гавани, в которой в то время находилось не менее десятка турецких военных судов. Никто этого даже не заметил.
Сохранились удивительные поэтические описания казаков-характерников: «могли отмыкать замки без ключей, плавать в лодке по земле, как по морским волнам, переправляться через реки на рогожке, брать голыми руками раскаленные ядра, видеть на несколько верст вокруг себя, жить на дне реки, залезать и вылезать из прочно завязанных или даже зашитых мешков, превращать людей в кусты, всадников - в птиц, забираться в обычное ведро и плыть в нем под водой сотни и тысячи верст» (Д.Яворницкий).
Пьер Шевалье, автор «Истории войны казаков против Польши», описал в своей книге реальный бой казака, который остался один: «боролся в течение трех часов против всего польского войска; он нашел на болотистом озерке лодку и, прикрываясь ее бортом, выдержал стрельбу поляков; потратив весь свой порох, он потом взял острую косу, которой отбивал всех, кто хотел его схватить. Король восхитился бесстрашием этого человека и приказал крикнуть, что дарит ему жизнь, если тот сдастся; на это последний гордо ответил, что уже не заботится о том, чтобы жить, а лишь хочет умереть как настоящий вояка».
Подготовка воина-мага занимала долгие годы. Не все годились на эту роль. Воспитанием казака-характерника чаще всего занимались деды, сами обладавшие недюжинным даром. Они развивали фантазию ребенка, его образное мышление. В 4-6 лет будущий воин уже не только свободно ориентировался в мире Яви, но и умел общаться с навьими сущностями (Лешими, Домовыми). После обряда имянаречения приступали к более сложному этапу, включавшему тренировку взгляда, зрительного, вкусового и прочего воображения, учили ощущать ток силы в каждой клеточке тела. На этом этапе воспитанник умел взглядом гасить пламя свечи, разрывать нить и пр. Формировались способности к ясновидению, яснослышанию, постепенно пробуждалось высшее сознание, крепли духовные силы. Даже сон использовался для духовного воспитания – ведь сновидения – ключ к миру Нави. Молодые казаки учились путешествовать в иномирье, к своим Пращурам, общаться с ними, спрашивать их совета.
Система воспитания казаков-харктерников была довольно жесткой. Вот только несколько примеров: после длительного обучения они должны были пройти нелегкие испытания: пересечь «огненную реку» (площадку из раскаленных углей), с завязанными глазами отыскать Родовой Дуб, решить сложную головоломку, и, наконец, уйти от погони, а потом, оставшись для всех невидимыми, вернуться на священную поляну. Стоит ли удивляться, что после такой подготовки молодой казак умел замедлять или ускорять время, чувствовать «свою» пулю еще в полете (при этом у него холодел затылок) и вовремя от нее уклоняться.
Характерничество никуда не исчезло. И сегодня среди казаков встречаются умеющие заговаривать раны, врачевать недуги, оставаться неуязвимыми для острых пик и др. Забытое знание сегодня пробуждается, как пробуждаются после зимнего сна корни могучего дерева, чтобы напитать живительной силой всю крону, весь древний славянский Род.
Наташа Морозова