Русские Вести

Вышла новая книга Андрея Тюняева «Словарь берестяных грамот XI – XII вв.»


В издательстве «Белые Альвы» вышла новая книга выдающегося исследователя современности Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI – XII веков. Древняя Русь устами жителей XI – XII веков. Словарь берестяных грамот XI – XII вв.». Монография опубликована под рецензией члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук Андрея Николаевича Сахарова. Рецензия заверена печатью Института российской истории РАН. Мы встретились с Андреем Александровичем и задали ему несколько вопросов.

– Андрей Александрович, почему вы обратились к теме берестяных грамот? Чем вызвано это решение?

– Исследованием берестяных грамот я занимаюсь более шести лет. Моей первой работой в этой области стала статья «Берестяные грамоты как документ». Одноимённый доклад я сделал ещё в 2009 году – на Шестой Всероссийской научной конференции «Архивоведение и источниковедение отечественной истории: проблемы взаимодействия на современном этапе», состоявшейся в Российском государственном архиве социально-политической истории в Москве. В том же, 2009 году на международной научной конференции «Румянцевские чтения», в Российской государственной библиотеке, я сделал ещё один доклад на эту тему. Он назывался «Несколько аспектов сходства и различия новгородского и церковнославянского языков в письменных источниках 11 века».

– Уверенно, солидно… Как отнеслось научное общество к вашим исследованиям?

– Нормально, вполне внятно. Об этом, кстати, свидетельствует тот факт, что моя статья «Берестяные грамоты как документ» значится в списке литературы к англоязычному варианту статьи о берестяных грамотах, опубликованной на сайте Президентской библиотеки.

– Но почему вы решились на составление словаря?

– Сначала словарь потребовался мне для проведения более адекватных исследований берестяных грамот. Существующие словари не касались берестяных грамот, а опирались на лексический фонд других письменных источников. На этих источниках, многократно переписанных и не обладающих достоверностью, строить глубокие исследования нельзя.

– А берестяные грамоты – они достоверны?

– Конечно! Ведь, согласно официальной версии, они попали в землю почти сразу после своего написания и прочтения и пролежали в ней до наших времён. То есть берестяные грамоты – это уникальный археологический письменный документ, обладающий исключительной достоверностью. Их невозможно было переписать. Поэтому построенная на их анализе история будет отражать предельно точный ход событий.


 

– Были ли привлечены вами к исследованию берестяных грамот и составлению словаря другие аспекты ваших исследований?

– К составлению словаря – нет. Зато к его анализу – да. Например, распространение мест находок берестяных грамот я сопоставил с древними торговыми путями. По ним я тоже сделал в 2014 году в Казани доклад «Археологические и антропологические маркеры азиатских маршрутов движения населения эпохи бронзы (мультидисциплинарный подход)», который опубликован в самом значимом археологическом сборнике – «Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани».

– Среди находок были и древние монеты?

– Конечно. Особенно серебряные XI – XII веков. Их распространение в эти времена я подробно рассмотрел в 201 году в своём докладе «Византино-древнерусские торговые связи» на конференции XIX Всероссийской научной сессии византинистов в институте всеобщей истории РАН.

– То есть подход к исследованию берестяных грамот у вас, как всегда вы и говорите, комплексный, системный. Какие интересные факты вы обнаружили в берестяных грамотах? Если они, конечно, есть.

– Есть. Во-первых, материалы берестяных грамот показывают, что XI – XII веков был характерен тот же состав частей речи, что и в современном русском языке. Это двенадцать категорий: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие, причастие, деепричастие, предикатив и модальные слова. Удивительно, но за последующие 1000 лет в русском языке не появилось ни одной новой части речи!

– О чём это говорит?

– С одной стороны, о крайней устойчивости русского языка. С другой – о том, что до XI – XII веков должно было пройти не одно тысячелетие, прежде чем сформировался полный состав частей речи. И это совпадает с традиционным научным взглядом – ведь корень русского языка, как минимум, уходит на глубину VII – VI тысячелетий.

– Знали ли древние русичи математику? Насколько я помню, проценты, например, ввёл Пётр I.

– Сначала о математике. Русские люди того времени знали четыре действия: умножение, деление, вычитание и сложение. Например, в грамоте № 686 1160 года, найденной в Новгороде, записано целое математическое выражение, целая формула: «без довоу три десяте ко стоу», что означает: «3 умножить на 10 вычесть 2 прибавить 100; всё это равно 128». Но знали древние русичи и проценты. И не только знали, проценты были очень важным инструментом тогдашней экономики.

– Экономики?

– Да. Все берестяные грамоты пронизаны только одной темой – экономикой. Идёт буквально повальная переписка о покупках, долгах, процентах, кредитах, уступке требований, о доверии и т.д. В большинстве берестяных грамот стоят суммы и обозначены номиналы денег.

– И это притом, что, как мы помним, XI – XII века приходятся на так называемый «безмонетный» период русской истории?

– Не знаю, где историки нашли «безмонетность», но в берестяных грамотах только деньги и только монеты. Причём суммы немалые. Подчас килограммы серебра!

Рис. Распространение древнерусских топонимов: красным цветом показаны населённые пункты, синим - реки.

 

– Есть ли в грамотах имена людей? Тех, которые тогда жили.

– Есть и много. В составленном мной словаре четыреста имён. Из них 289 имён – чисто русские. Остальные – христианские. Совсем нет никаких имён инородного происхождения. Вообще о других народа нет никаких упоминаний. Я назову несколько русских имён XI – XII веков и также приведу топонимы, образованные от этих имён: Азгута – река Азгай, Бездед – деревня Бездедово, Борз – деревня Борзынь, Боян – село Бояновичи, Борята – село Борятино, Боц – деревня Боцановка, Братила – деревня Братилово и так далее. Все топонимы я нанёс на карту. Это те места, где и сейчас живёт русский народ. Берестяные грамоты подтверждают, что в XI – XII веках на Руси было сильное государство, а вовсе не Киевская Русь. Связи с Киевом в грамотах нет.

Дарья Морозова

Источник: www.prezidentpress.ru