Русские Вести

Славянский спецназ


Лет десять назад я увлекся исторической реконструкцией. Мне удалось заразить идеей подводных засад ребят из студии "Ратник". Мы выехали на озеро с довольно прозрачной водой и попробовали сидеть под водой в доспехах, проплывать в кольчуге и шлеме довольно значительные расстояния... Но сама идея передвижения под водой заинтересовала меня значительно раньше.

"Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем, и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытные они так же и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде так, что некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с их помощью. И это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии..."

Так оценивал боевое мастерство наших предков-славян знаменитый византийский полководец Маврикий-Стратег. Есть упоминание о подводных засадах и у других византийских авторов. В то время византийцы постоянно сталкивались с подобными проявлениями тактик древнеславянских спецназовцев. Многочасовые сидения под водой и передвижения входили в систему подготовки воинов.

Способы передвижения под водой заинтересовали меня давно. Еще в семидесятых годах я прочитал книгу Валентина Иванова "Русь изначальная". С этого все и началось. Помните, как описывает прозаик действия древнеславянского боевого пловца Ратибора:

"Поискав глазами, он нашел длинную тростинку, толстую и сухую. Из кожаной сумки ощупью достал кусок сломанного ножа... Срезав тростинку, Ратибор расколол коленчатые узлы, выскреб белые перегородки. Нашелся в сумке и кусок черной смолы. Ратибор растер расколы, а потом стянул их ниткой. Получилась трубка в два локтя длиной, чтобы дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтым воском...
Ратибор пробирался глубже и глубже, щупая дно ногами. Вот и то, что он искал. Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой, и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки...

...Несколько раз Ратибор глубоко вздохнул, приучая грудь. Потом, набрав воздуха, погрузился. Камень побеждал стремление реки выбросить тело человека. От камней в реку уходила иловая, но твердая ракушечная отмель...

Сквозь мутноватую толщу воды поверхность реки блестела как липкая пленка. Конец тростинки выгнулся. Грудь давило. Ратибор сильно выдохнул перегоревший воздух и глубоко вдохнул. Река струилась, увлекала. Ратибор цеплялся ногами за дно. Смотреть он мог только вверх, что бы конец тростинки не поднялся слишком высоко или не ушел под воду. Понемногу он привык, - ведь он повторял не однажды проделанную воинскую игру. Разрезая течение левым плечом, Ратибор шел и плыл в быстрой Роси...

Под пологом ивняка Ратибор незаметно выполз на берег и, поднявшись на кручу, выпрямился во весь рост..."

Еще в детстве появилась у меня идея проверить, насколько правдива эта история, насколько соответствует действительности слова византийского стратега о действиях древнеславянских спецназовцев. Начал с того, что взял трубочку для коктейля, залег в ванну. Под самой поверхностью дышалось вполне приемлемо. Проблемы начались, когда я попробовал ходить с камнем по дну и плавать брассом, выставив тростинку. Плыть не получалось, даже повернув голову на бок. Тростинка вырвалась из губ, скрываясь под водой, и продуть ее было не возможно из-за маленького диаметра камышины и обжима грудной клетки. По той же причине невозможно было погрузиться более чем на 20-30 сантиметров. Разгадка пришла, когда я пошел служить в армию. Тогда начались занятия по скрытому проникновению на объект со стороны воды. Командир группы старший лейтенант Колесников показал способ, который при всей своей простоте мне в голову не пришел. Оказывается, плыть надо вперед ногами, спиной вниз, закинув голову и выставив тростинку чуть вперед. Руками при этом делаются короткие гребки, при которых работают практически одни кисти рук. Трубочку контролировать легко; плыть по течению одно удовольствие. А камень вообще не нужен. Его надо брать, когда решаешь долго находиться на одном месте.

Словом, боевое искусство предков забыли не все. Уровень подготовки в любом подразделении держится на желании и умении командира научить бойцов. Не знаю, откуда Колесников узнал этот способ. Может, от кого-то из старых разведчиков, возможно додумался сам. Может быть, занимаясь восточными единоборствами, столкнулся с кем-нибудь из вьетнамских мастеров. Недавно я прочитал о бойцах "Вымпела", проходивших стажировку во Вьетнаме. Этот способ так назывался - по-вьетнамски. Думаю, в любом случае наши предки пересекали водные преграды именно так. Другими способами гораздо труднее. Например, так как делал Ратибор.

Лет десять назад я увлекся исторической реконструкцией. Мне удалось заразить идеей подводных засад ребят из студии исторической реконструкции "Ратник". Мы выехали на озеро с довольно прозрачной водой и попробовали сидеть под водой в доспехах, проплывать в кольчуге и шлеме довольно значительные расстояния. Вряд ли предки, надев на себя столько железа, лезли под воду. Но, если это можно сделать в тяжелых доспехах, значит - в легкой одежде еще проще. Итогом всего стали съемки фильма и подводные фотографии. Единственное, что нам установить так и не удалось: что делали древние воины, чтобы не намочить кожаную тетиву лука.

В. Афонченко

Источник: www.vrazvedka.ru