Русские Вести

Славянские мифы. Миф о Дажьбоге, Кощее и Морене


После того как боги спасли небесных коров из Велесова плена, Дажьбог задержался еще в царстве подземном. Долго странствовал он по темному царству, пока не нашел опустевший дворец. Долго бродил бог в том темном дворце, но не повстречал ни единой души. Спустился в подвал, а там на сотню засовов тайная дверь заперта. Взмахнул бог своим богатырским мечом, разрубил те засовы и дверь отворил. А за той дверью в цепи закованный пленник сидел, долгие годы томился в неволе. Не признал в нем тогда Дажьбог Кощея, заточенного когда-то Мореной. Трижды ударил мечом по оковам, освободив ненароком Кощея. Напоил пленника бог, отчего тот и принял свой истинный облик. В благодарность Кощей обещал три вины простить спасителю своему. После хлопнул в ладоши, отворив каменный свод, сквозь который Дажьбог на коне улетел.

Вернулся в Ирий Дажьбог, и устроили боги пир в честь возвращения своего брата. И веселились они, один только Дажьбог сидел тучи мрачнее. Гложило его то, что освободил он случайно Кощея.

Заметила то Морена, богиня зимы, и спросила, почему он не радуется вместе со всеми. Рассказал ей тогда бог, что вызволил он из плена Кощея, которого та заковала когда-то. Морена Дажьбога утешила и в гости к себе позвала, просила лишь времени дать, чтобы все успеть приготовить.

Спустилась на землю Морена и отправилась сразу к Яге, у которой Кощей схоронился. Знала она, что силен и опасен Кощей, и решила сделать его другом своим, забыв былые обиды. Сказала она, что тесно ей в Ирии, что хочет верховную власть захватить, что вместе под силу им это. Подумал Кощей и решил ей помочь, но только если Морену в жены возьмет. На том они и порешили.

Вернулась в свой терем Морена и стала к приходу гостя готовиться. Стала Морена читать заговоры разные, хотела приворожить Дажьбога, а в мыслях его тоску поселить.

И собрался в гости Дажьбог, но остановила его Жива, почуяв неладное. Просила остерегаться Морену, предупредила, что оморочить она его может. Но не послушал Живу Дажьбог и пошел дальше. А как только к Морене зашел, так заговор и сработал. Полюбил он Морену всем сердцем своим и позвал ее замуж. Согласилась Морена, и справили свадьбу.

Дурною женою Морена была, лишь только Дажьбог по ночам засыпал, как спускалась к Кощею она и с ним веселилась. Строили планы они, как богов извести, да как власть захватить. И от Кощея родила Морена двух дочерей. Одну звали Карна, другую же – Желя. Была первая плакальщицей, повелительницей печали и скорби. Вторая же стала вестницей мертвых.

Тем временем силы Дажьбога таяли, как вешний снег, а в мыслях его одна лишь Морена была. И боги пытались образумить его, но глух он был к этим речам.

Пришел тогда как-то к Морене Сварог и требовал снять злые чары с Дажьбога. Смеялась Морена богу в лицо и чары снимать не хотела. И с неба прогнал Морену Сварог, не место в Ирии смерти.

В Кощеев дворец, окруженный воинством темным, Морена тогда ушла. А Дажьбог тосковал по сбежавшей жене, Ирий оставил и пустился искать ту, что когда-то его околдовала. И нашел он дворец тот, в котором Морена от светлых богов укрылась. И один он разбил все воинство, что охраняло покой Морены. Тогда вышел Кощей и принял бой, и одолел Дажьбога, который от Мореновых чар ослабел. Пощадил тогда Дажьбога Кощей, ведь обещал простить три вины.

К Алатырю-камню Дажьбог прискакал, к источникам, что из под него били. Мертвой водою он раны омыл, и вмиг они затянулись. В воде живой искупался Дажьбог, и силы к нему вернулись. И снова пошел он с Кощеем на бой, и воинство темное снова разбил, но был побежден он Кощеем. Вторую вину Кощей богу простил, осталась всего одна. Дажьбог же, раны свои залечив, вернулся опять за женой. И снова Кощей в бою победил и третью вину простил. Не осталось прощений у бога. Но раны свои едва залечив, вернулся опять Дажьбог. В четвертый раз вступил в битву бог, и долго Кощея теснил – до самого дворца. Но только внутрь он попал, тотчас пал на пол – Морена подлым колдовством забрала силы все. Велела в цепи его заковать и приковать к скале. Так и остался храбрый бог на тех цепях висеть.

Долго томился прикованный к скале Дажьбог, обессиленный от колдовства Морены. Долго страдало любящее сердце Живы от того, что медленной смертью погибал любимый в неволе. Отправилась она к светлым богам и просила вызволить пленника. Но те только руками разводили, ведь предупреждали, что не будет ему счастливой жизни с Мореной. Тогда попросила Жива богов поделиться с ней силой, чтобы сама она смогла Дажьбога спасти. Боги подумали да согласились.

Превратилась тогда богиня в лебедя и полетела Дажьбога освобождать. Но приспешницы Дажьбоговой жены заколдовали небо и воды, и заплутала Жива. Вернула богиня прежний свой облик и пошла искать, где любимый томился. Долгим был путь ее, все ноги в кровь стоптала, но нашла она Дажьбога.

Увидела она ослабевшего Дажьбога, вскинула руки, и вернулись силы богу. Сам он цепи порвал. Но жена его почуяла, как развеялось ее колдовство и тотчас кинулась остановить Живу. Набросилась она на нее, но не дрогнула добрая богиня. Решила Морена зимним морозом соперницу застудить. Но та достала дарованное Сварогом пламя и направила его на Морену. В священном огне исчезла вся красота ее. Стала Морена тогда злой и страшной старухой.

Разозлилась она, что Кощей ей на помощь не явился, отомстить ему решила и поведала Дажьбогу, как Кощея погубить. Молвила она, что погибель Кощеева в игле, которая таится в яйце, что в утке, а утка – в зайце, что в сундуке заперт, который под Мировым древом спрятан.

Запомнил Дажьбог слова эти, а когда в Ирие сил набрался, решил покончить с Кощеем. Пришел он к светлым богам и поведал, что знает как Кощея одолеть. По нраву пришлась идея богам – много бед Кощей причинил. Одни только Сварог и Мокошь почему-то молчали. И вдруг из под земли до царства небесного донесся голос Велеса, который предупредил, замыслила Морена подлость какую-то. Только не послушали боги мудрого Велеса и пошли сундук искать.

Нашел Дажьбог сундук под Мировым древом и открыл его ударом меча. Выпрыгнул заяц и бросился бежать. Но настигли его боги и убили. Тогда вылетела из зайца утка и воспарила высоко в небеса, а яйцо в глубокое озеро уронила. Нашли боги яйцо и достали иглу из него. А Кощей в своем дворце заметался – почувствовал скорую погибель. Дажьбог иглу сломал, и умер темный бог.

Но не время было радоваться, стоило богам яйцо разбить, услышали страшный голос. То был трехликий сын Рода, о котором боги ничего не знали. Звали его Триглав, и обладал он великой силой – если сразу всеми своими глазами посмотрит и всеми ртами заговорит, то падут границы между мирами. А Род, чтобы землю уберечь, надел золотые повязки на уста и очи Триглава, и повязки эти исчезли, когда яйцо разбито было.

И глянул Триглав всеми глазами, и молвил тремя ртами, и рухнули столбы, которые небо держали. И перемешались все три мира, и многие беды на землю обрушились. И многие селения сгорели в огне, а потом волны морские вышли из берегов и все живое смыли. Спаслись только те, кто успел в высоких горах укрыться.

А спустя долгое время, опустился Род на дно океана и поднял землю. И опять разделил он три царства. А Сварог и Лада подняли небо и подперли его каменными столбами. Боги снова вырастили леса, в которых завелись разные звери. Тогда передал Сварог всю власть своим детям, а старшим из них был Дажьбог.

А Дажьбог и Жива свадьбу сыграли, и многие их дети землю населили и стали прародителями первых славянских племен.

Источник: slavyanskaya-kultura.ru