Русские Вести

Обувь на Руси: поршни и лапти в современном мире


«Шевели поршнями!». Слышали такую фразу? Думаю, что слышали, но не придавали значения ее смыслу. Посыл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега. Но откуда пошло это выражение, и что собой представляют эти поршни?

На самом деле поршни — это один из видов обуви, которую носили наши предки. Они пользовались популярностью у народа: для изготовления не требовалось никаких особых навыков, и сделать их можно было без привлечения мастеров. Достаточно было взять кусок кожи с самой простой обработкой или шкурку с маленького животного, пропустить по краям кожаную полоску и стянуть. Размер регулировался силой натяжения полоски. Скорее всего, поршни — первая обувь, которую надевал юный славянин, так как название могло образоваться от слова «порхлый» (мягкий, рыхлый). Некоторые крестьяне укрепляли поршни вставками из кожи на носке и подъеме, украшали вышивкой и бахромой. Крепилась такая обувь шнуровкой, что придавало сходства с лаптями. Считается, что самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком.

Практически равную популярность с поршнями имели знаменитые лапти. Вопреки расхожему мнению, плели их не только из лыка: в ход шли берестяные полоски и даже кожа. Крепление самое простое: от пятки лаптей пропускалась веревка или кожаный шнурок, и им онучи приматывали к голени, таким способом удерживая лапти на ноге. Для увеличения срока службы подошву подшивали конопляной веревкой. Кстати, служили лапти очень мало: от 3 до 10 дней, в зависимости от сезона. Летом плетеная обувь снашивалась за 3-е суток, поэтому для дальней дороги всегда брали несколько пар про запас. Шведы даже назвали определенное расстояние, которое можно преодолеть без замены обуви, «лапотной милей». Лыко для плетения заготавливалось по весне, пока не распустились листья. На одну пару лаптей для взрослого человека нужно было ободрать 3 молодых деревца. Косое или прямое плетение лаптей считалось делом, которым любой уважающий себя мужчина мог заниматься в промежутках между более важными занятиями. И, скорее всего, именно отсюда пошло выражение «Лыка не вяжет», то есть человек находится в состоянии, когда он непригоден даже к легкой работе. Остается загадкой, как же язычники, с благоговейным трепетом относящиеся к природе, а впоследствии и крещеный люд, не уничтожили на корню деревья при сборе сырья. Видимо, существовал какой-то способ снять верхний слой коры с минимальным уроном дереву. Примерно так поступали индейцы в Америке: они умели снимать кору с одного дерева раз в несколько лет. Историки считают, что древнее знание утеряно, либо, что более вероятно, народ просто предпочитал ходить босиком. А вот старообрядцы, кержаки, лаптей не носили, но зато хоронили своих покойных товарищей именно в этой обуви. Минутка на археологию: возраст кочедыка (приспособления для плетения лаптей) датирован еще каменным веком! Можно представить, с какого времени люди носили плетеную обувь; а популярны лапти были вплоть до начала XX века.

Сапоги наших предков имели мягкую подошву: жесткая появилась примерно в XIV веке. Скошенное сзади невысокое голенище, тупой или, наоборот, заостренный носок и полное отсутствие каблука — вот примерное описание сапог того времени. Каблук на них начали делать ближе к XVII веку. В сказках, читанных мне в детстве, царевичи часто были обуты в сафьяновые сапоги. У меня этот материал всегда ассоциировался с чем-то вроде замши, но, готовя эту статью, я решила точно узнать, что это за зверь неведомый, и как он выглядел. Оказывается, высший сорт сафьяна — это выделанная определенным образом козья шкура, окрашенная в яркий цвет (красный, желтый, голубой, белый и зеленый). Менее качественный материал дает тот же способ выделки, но уже телячьей или овечьей шкуры. Крашение кожи стало отдельной профессией гораздо позднее, поначалу этим занимался сапожник. Сафьяновые сапоги, украшенные тиснением, вышивкой и кистями, считались праздничной обувью. Для повседневной носки зажиточный крестьянин покупал обычные кожаные сапоги черного цвета. Обязательно зажиточный, потому что они стоили достаточно дорого — для сравнения, если в конце XIX века пара лаптей стоила 3-5 копеек, то цена на сапоги поднималась до нескольких рублей. Носили их с портянками, а в зимнее время вместо полотняной обмотки утепляли ногу куском меха.

Еще один вид обуви, являющийся для иностранца частью составного образа русского человека — валенки. Сделанные из войлока изделия находили еще при раскопках Помпеи, у нас же короткие валяные чуни встречались в VIII веке, но они состояли из двух сшиваемых вместе частей, а цельное бесшовное изделие появилось только в XVIII веке. Для создания среднего размера валенок мастера вручную смешивали почти килограмм овечьей шерсти, мыло, соду и слабый раствор серной кислоты. Секреты тяжелого ручного ремесла свято хранились в семье мастера, передаваясь от отца к сыну. Валенки считались очень ценным подарком, а родители невесты вполне могли оценить благосостояние жениха именно по их наличию. В бедной семье эту обувь носили по очереди, или, что чаще всего, по старшинству. Если взять более поздний временной отрезок, то и здесь валенки на особом счету: теплая, легкая обувь из натуральной шерсти не единожды спасала наших солдат от обморожения во время войн, и позволила освоить север страны.

Ради интереса я попыталась узнать, есть ли в наше время производство подобных вещей. И узнала: мастерство не затерялось в веках, сейчас есть умельцы, которые могут сделать красивые удобные поршни или сплести праздничные лапотки. Воистину, кто ищет — тот всегда найдет.

Источник: slavyanskaya-kultura.ru