Русские Вести

Новосибирские археологи «удревнили» мезолит в Азии на десять тысячелетий


Новосибирские археологи пересматривают взгляды на эпоху мезолита в Центральной Азии. Найденные в Киргизии каменные орудия труда удревняют этот период в развитии первобытного человека еще на десять тысячелетий.

Результаты исследований опубликованы в ежегоднике «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий». Об этом рассказала первый автор статьи, кандидат исторических наук Светлана Шнайдер, научный сотрудник совместной лаборатории «Геоархеологии и палеоэкологии человека» Новосибирского госуниверситета и Института археологии и этнографии СО РАН.

В истории человечества мезолитом называют средний каменный век, период перехода от палеолита к неолиту. Для мезолита характерно появление у древних людей cоставного метательного оружия для охоты, такого как лук и стрелы. Вплоть до настоящего времени считалось, что эпоха мезолита в Центральной Азии приходится на период 10–8 тысяч лет назад.

— Начало мезолита связывают с изменением климата, вызванным переходом от плейстоценовой эпохи к голоценовой — эпохе потепления. В Центральной Азии начинают таять ледники, разливаются реки и озера, и начинается расцвет мелкой палеофауны. Древний человек активно охотится на птиц, тушканчиков, зайцев, косуль и т.д. Поскольку мелкая дичь весьма подвижна, человек использует новые способы охоты. Традиционно считалось, что он изобретает лук и стрелы и начинает применять их именно в этот период, — говорит археолог Светлана Шнайдер.

Исследовательская группа ученых из Института археологии и этнографии СО РАН, в состав которой она входила, под руководством профессора РАН, доктора исторических наук и заведующего кафедрой археологии и этнографии НГУ Андрея Кривошапкина в течение 10 лет изучала в Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) стоянки древних людей периода позднего плейстоцена, т.е. 25–20 тысяч лет назад.

— Мы выяснили, что охота на мелкую дичь с использованием лука и стрел могла появиться гораздо раньше, порядка 20 тысяч лет назад. То есть время применения новых адаптационных стратегий датируется значительно более древним периодом, чем было принято считать, — рассказывает Светлана Шнайдер.

В связи с этим у ученых возникла идея «переизучить» стоянки, которые считаются классическими мезолитическими памятниками. Речь идет об археологических объектах, которые относили к эпохе мезолита по соответствующим находкам: орудиям охоты на мелкую дичь. Для своих целей исследователи выбрали археологический памятник Обишир-5, располагающийся в предгорьях Памиро-Алая (Кыргызстан).

На раскопках археологического памятника Обишир-5

— Это одна из самых доступных на настоящий момент для изучения стоянок древних людей в Центральной Азии, где большая часть памятников не сохранились. Часть из них была уничтожена в результате сельскохозяйственной деятельности в период Средневековья и нового времени. Другие памятники разрушены в результате воздействия природных катаклизмов, обычных для горной местности и предгорий, — поясняет археолог.

Стоянка Обишир-5 известна ученым с 1965 г. Памятник изучался в течение пяти полевых сезонов в 60–70 гг. прошлого века. В итоге по особенностям каменного инвентаря и по геологическим данным был сделан вывод, что древние люди проживали здесь около 10 тысяч лет назад.

В 2015 году совместная экспедиция российских и киргизских археологов возобновила археологические раскопки на памятнике Обишир-5. Сегодня стоянка изучается с применением самых современных методов полевых исследований. Новые результаты отличаются от тех, что были получены советскими учеными.

— Мы выделили на памятнике пять культурных слоев. Первый относится к Средневековью, которое мы не изучаем подробно, но фиксируем и сохраняем материал. Нас интересует каменный век. В процессе изучения оказалось, что к нему на памятнике относятся четыре культурных слоя. Грубо говоря, четыре раза древний человек приходил на это место, жил, оставлял здесь свои орудия. Происходило это не только 10 тысяч лет назад, как полагали ранее, но на протяжении более длительного периода. Исходя из геологических и археологических наблюдений, мы считаем, что нижний, самый древний слой можно датировать временем около 20 тыс. лет назад. Это означает, что человек пользовался стоянкой в период с 20 до 8 тысяч лет назад, — говорит Светлана Шнайдер.

По словам археолога, находки, сделанные в нижних и верхних слоях памятника Обишир-5, говорят об использовании разных технологий изготовления каменных орудий. В первые периоды обитания стоянки древний человек применял для расщепления камня технику удара. С ее помощью с каменной «заготовки» снимались пластины, отщепы для изготовления орудий. Позже стала использоваться более экономная и совершенная техника отжима. Камни устанавливались в специальное приспособление, позволяющее с помощью давления получать одинаковые каменные пластинки. Их вставляли в костяные или деревянные заготовки, использовали в качестве ножей, наконечников стрел, шила и т.д.

— Большинство находок — это каменные орудия, размеры которых меньше 1 см. Мы используем самые современные методики раскопок, которые сейчас есть в мире, поэтому до нас доходит каждый кусочек артефактов, даже самые мелкие детали. В итоге мы нашли 5 тысяч артефактов, выкопав всего 4 кв метра. Для сравнения: в прошлом веке, когда было принято раскапывать памятники огромными площадями и без дополнительного просеивания грунта, на этой стоянке выкопали 140 кв метров и нашли 7,5 тысяч артефактов, — отмечает ученый.

Находки каменных артефактов на памятнике Обишир-5

Среди прочих находок археологи обнаружили зуб древнего человека. Он был найден в верхнем слое, который датируется временем 10–8 тысяч лет назад. Антропологи уже определили, что находка принадлежала homo sapiens и является молочным зубом ребенка.

На сегодняшний день это первая находка останков homo sapiens в Центральной Азии, относящаяся к эпохе мезолита. Другие останки древнего человека, ранее обнаруженные на этой территории и хорошо известные археологам, всегда датировались более ранним или поздним периодами каменного века: палеолитом и неолитом.

— Сейчас зуб находится на изучении у генетиков в Германии, в Йене. Генетические данные позволят нам больше узнать об этом индивидууме. На их основе мы выясним абсолютный возраст находки, то есть определим, когда жил этот человек. Также мы проследим взаимосвязь древних людей со стоянки Обишир-5 с популяциями из других регионов, по которым уже есть генетические данные, — объяснет Светлана Шнайдер.

Она вновь возвращается к теме «многослойности» памятника. Дело в том, что полученная продолжительная хронология существования стоянки очень важна для археологов и в чем-то даже более значима, чем находка древнего зуба. Ранее считалось, что человек в период от 20 до 10 тысяч лет назад не проживал на территории Средней Азии из-за тяжелых климатических условий. Археологи предполагали, что сухой и холодный климат вынуждал человека на этот период покидать свои места обитания. Возможно, древние люди уходили на территорию Иранского нагорья (территория Афганистана, Ирана). Сейчас можно говорить, что эти выводы были связаны со слабой изученностью региона, малым количеством известных стоянок, использованием несовершенных методик раскопок.

Новые раскопки на Обишире-5 позволили ученым предположить, что древние люди не покинули регион и все же проживали на территории Средней Азии 20 тысяч лет назад.

— Сегодня это единственная стоянка в Центральной Азии с подобной хронологией. Сейчас весь собранный материал находится на изучении. Мы твердо уверены, что дальнейшее исследование памятника позволит ответить на многие вопросы о жизни древних людей в предгорной части Памиро-Алая, — говорит археолог.

Лаборатория «Геоархеологии и палеоэкологии человека» входит в состав САЕ НГУ «Информационные и гуманитарные технологии представления знаний в образовательных системах».

Фотографии предоставлены Светланой Шнайдер

Дина Голубева

Изображение заголовка: Предположительно наконечник стрелы, найденный на стоянке Обишир-5

Источник: nsu.ru