1. Лихие бояре
Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.
Славянские традиции купания в проруби - это часть древних дохристианских воинских обрядов, посвящений, инициаций. Ещё древние скифы окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.
2. Обряды
В русский зимний календарный цикл славянами-язычниками был вписан культ предков - "дзядов", и все обряды были привязаны именно к этому культу. В эти обряды входили многочисленные продуцирующие магические действия: традиционные трапезы, рассыпание зерна, благопожелания первого гостя (полазника), ритуальные пахота и посев, "запугивание" и "бужение" фруктовых деревьев, обряды с домашней птицей и скотом, выпечка ритуального хлеба и пр.
К обрядам же, связанным непосредственно с духами предков, относились традиционные трапезы с призыванием и символическим кормлением умерших; рождественские костры, к которым созывали предков "погреться", элементы колядования и ряженья. Именно из последних, кстати, появился и пресловутый "Дед мороз".
Большое значение в зимний период придавалось и еще одной группе обрядов, включавших в себя очистительные действа с водой, объясняющиеся поверьями о нечистоте святочного периода и ритуальных действий этого времени – ряженья, игр и др. Так, в конце святок принято было обливаться водой, обмывать орудия труда на реке и т.д.; все люди, рядившиеся на святки, также традиционно обмывались в проруби, чтобы очиститься от нечистого духа. Большая часть обрядов, связанных с купанием, в языческой традиции предназначалась для отгона и обезвреживания нечистой силы. Зима считалась временем особого разгула многих нечистых духов, и в первую очередь их активность приходилась на святки.
3. Крещение... огнём
Слово «крещение» восходит к древнему слову «крес», означающему «огонь». Кресало – огниво, кремень для высекания огня). Таким образом, «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте «возжечь» в человеке «искру жизни», которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).
Просто подумайте над выражениями «боевое крещение», «рабочее крещение», «крещение огнём». Или над более современным выражением «работать с огоньком».
До сих пор на Западе, например, в Чехии сохраняется традиция зажигать на Крещение костры, которые объясняют современным христианским способом: якобы светом "епифанских огней" освещается путь волхвов.
4. Крест-Крыж
Слово крещение, конечно, одного извода со словом «крест», что раньше значило несколько (не обязательно две) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова «крест», означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом).
Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий.
По другому оно звучит как «крыж». Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах «крыжик» - крестик (галочка) в ведомости, глагол «крыжить» - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, «крестоносец» - это «крыжаносец, крыжак»).
5. Крамольный Крест
Мало кто знает, что есть свидетельства того, что христиане даже презирали крест как языческий символ.
Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты.
Христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. (датировка ТИ)
А се иная злоба в крестьянех - ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем - а се поганьски творят.
Чудовский список «Слова об идолах», XIV век (датировка ТИ)
Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлебцах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком. «Автор поучения, очевидно, знал. - справедливо отмечает Б.А. Рыбаков, - что нанесение креста на хлеб насчитывало к тому времени по крайней мере тысячелетнюю «поганьскую» традицию».
6. Крещение Руси
Единственный источник, с которого и начинается традиционная версия Крещения Руси - Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись, частью которой является «Повесть временных лет».
Она написана на бумаге польского изготовления пятнадцатого века и содержит 618 рисунков. Сейчас это называют комиксами. Она уникальна и не только потому, что других иллюстрированных летописей этого времени мы не знаем.
На рисунках в византийском стиле можно видеть островерхие готические крыши зданий, европейские платья и головные уборы княгинь, западноевропейские воинские доспехи, мечи, щиты, арбалеты, пушки, герольдов в двуцветных костюмах и многое другое, чего никогда не было на Руси.
«И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот...»
Далее идет рассказ, о том, как Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, «немцев из Рима», византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии (кстати, в истории Хазарского каганата, и выбора каганом Буланом веры, тоже используют эту сказку о призвании миссионеров «ото всех вер»).
Эта каноническая версия как раз и основывается на одном единственном источнике. Источник этот - «Повесть временных лет». И с того самого времени, самой жуткой ересью считается в этом усомниться.
7. Крещение Руси в зарубежных исследованиях
В иностранных источниках X-XI веков исследователи до сих пор не нашли свидетельств о крещении Руси в 988 году. К примеру, историк-медиевист Федор Фортинский в 1888 году – в канун 900-летия Владимирова крещения – проделал обширную работу, отыскивая в европейских источниках хотя бы малейшие намеки на столь знаковое событие. Ученый проанализировал польские, чешские, венгерские, немецкие, итальянские хроники. Результат его поразил: ни в одном из текстов не нашлось хоть каких-либо сведений о принятии Русью христианства в конце X века.