Первые люди на территории Владимирской области появились в эпоху Верхнего Палеолита, около 30-25 тыс. лет назад. В это время вслед за отступающим ледником происходило активное освоение первобытным человеком центральных районов Русской равнины. Климат был более суровым, чем современный, т.к. весь север Восточной Европы занимал ледник. В Окско-Клязьменском междуречье простирались холодные степи с перелесками из ели, сосны и берёзы. Животный мир был представлен мамонтом, шерстистым носорогом, бизоном, дикой лошадью, сайгой, северным оленем, песцом, бурым медведем, волком, зайцем-беляком, дикой курицей, тетеревом и серебристой чайкой.
Основу хозяйства верхнепалеолитического человека составляли коллективная загонная охота на крупных стадных животных и собирательство. Во Владимирской области на данный момент известны три поселения эпохи Верхнего Палеолита:
Карачаровская стоянка под Муромом;
стоянка Русаниха в черте Владимира;
стоянка Сунгирь на окраине Владимира.
Стоянка Карачаровская
Первые люди пришли в земли Нижней Оки после отступления ледника, в один из периодов потепления климата, отстоящий от наших дней на двадцать пять-тридцать тысячелетий. Пришли поселенцы с более южных территорий, вероятно с берегов Дона. Климат по сравнению с современным был значительно холоднее, поскольку ледник находился относительно недалеко, занимая весь север Европы. Основным ландшафтом в Нижнем Поочье были травянистые степи с небольшими хвойно-лиственными перелесками; карта водных потоков и водоемов сильно отличалась от современной. Животный мир того времени был очень пестр и более соответствовал современным тундре и притундровой зоне. Здесь водились северные олени, лемминги, песцы; степные антилопы - такие, как сайга; лесные обитатели - волки, зайцы-беляки, а также вымершие ныне мамонты, дикие лошади и шерстистые носороги.
Северо-восточная часть города Муром, близ с. Карачарово, левый коренной берег р.Ока. Размеры памятника, а также его современное состояние неизвестно. Стоянка исследовалась в 1877-1878 гг. А.С. Уваровым. Коллекция состоит из кремневых орудий, нуклеусов, отщепов, фаунистических остатков. Орудия труда изготовлены из валунного кремня коричневого, желтого, табачного цветов, преимущественно на пластинах, реже - на отщепах.
Среди орудий - угловые, боковые и срединные резцы, скребки, ножи, пластины, в т.ч. с подработкой ретушью, острия и др. Нуклеусы преимущественно небольших размеров. Найдены также крупные нуклевидные предметы из галек, предназначенные для снятия пластин и отщепов. Отдельные орудия имеют обработку двухсторонней ретушью. Для стоянки характерно наличие пластин с изогнутым профилем. Среди фаунистических остатков - кости мамонта, шерстистого носорога, северного оленя.
Жилища были наземными, с деревянным каркасом, который обтягивался шкурами животных. Главным материалом для изготовления орудий труда и оружия был кремень; из него выделывались инструменты для обработки камня и многочисленные орудия для разделки мяса, шкур, обработки древесины, кости и кожи, а также довольно изящные наконечники дротиков. Кость, рог и бивни мамонта служили для изготовления наконечников копий и дротиков, бытовых предметов и украшений - браслетов, подвесок, бус. Из кости на высоком художественном уровне вытачивались маленькие скульптуры животных. На Сунгири найдены также погребения обитателей стоянки, сопровождаемые вещами и украшениями.
Стоянка Русаниха
Северо-западная окраина города Владимира, мыс левого коренного берега р.Рпень при впадении в ее долину оврага Кузячка, урочище Русаниха. Размеры не определены, высота над рекой более 50 м. Территория памятника застроена. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1981 г.) 56 кв.м. Культурный слой в виде комковатого суглинка серого, иногда темно-серого цвета с включениями угля, кальцинированных костей и охры имеет мощность 0.65-0.70 м., залегает на глубине 2.48-3.18 м. от современной поверхности, может интерпретироваться как древняя зона почвообразования.
Найдено более 900 предметов, преимущественно из кремня, а также из сланца, кварцита, опоки, в т.ч. 163 орудия, изготовленных главным образом на отщепах, реже - на пластинах. Среди орудий преобладают долотовидные из массивных отщепов кремня или сланца. Найдено значительное количество скребков с округлым рабочим краем. Из других каменных орудий следует отметить скребла, скобели, резцы (срединные и боковые), проколки, сверла, отбойник, режущие орудия. Обнаружены наконечник копья из бивня мамонта и костяная лопаточка.
Фаунистические остатки представлены костями мамонта (преобладают), дикой лошади, северного оленя.
Выявлены остатки кострищ и очажная яма.
По условиям залегания культурного слоя, его характеру, особенностям каменных орудий памятник весьма близок к расположенной сравнительно недалеко стоянке Сунгирь и может быть отнесен к тому же периоду Верхнего палеолита.
Интерпретируется Л.А. Михайловой как временное стойбище охотников на мамонта.
Стоянка Сунгирь
Сегодня ученые располагают данными о том, что это многослойный археологический памятник, отражающий, по крайней мере, восемь тысячелетий (от 20 тыс. лет до 28 тыс. лет назад), в течение которых на Сунгире останавливались первобытные охотники. Это одно из самыхсеверных верхнепалеолитических поселений на Русской равнине. Возраст стоянки около 29 - 25 тыс. лет.
На стоянке Сунгирь обнаружены остатки всего 8 индивидов.
Сунгирь 1 (Sungir1). 25 - 29 тыс. лет. Homo sapiens.
- От первого погребения сохранился череп женщины, лежащий у камня, пятно охры и несколько костяных бус.
- Второе погребение, расположенное под первым, принадлежало взрослому мужчине 50 - 60 лет. Вождь племени. Покойник лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета.
Скульптурный портрет мужчины со стоянки Сунгирь. Реконструкция М.М. Герасимова.
Вызывает удивление мощное телосложение мужчины Сунгирь 1. При росте 180 см он был гораздо сильнее современного человека и шире в плечах - длина его ключицы составляла 190 мм. По морфологическим особенностям это люди современного вида, сходные с кроманьонцами Западной Европы. По несколько уплощённому лицевому скелетуиносовым костям можно говорить о некотором налёте монголоидности или зарождения этих черт.
Проведенный химический анализ минеральной части костной ткани останков показал довольно высокую концентрацию меди и кадмия, что свидетельствует о присутствии в рационе древних людей значительного количества беспозвоночных, морских членистоногих и моллюсков. Также наличие микроэлементов говорит о большой удельной части растительной пищи. Но откуда в приполярной тундре могли взяться морепродукты, овощи и фрукты? Вполне возможно, что первые кроманьонцы пришли с юга.
Сунгирский череп похож на мужской череп № 101 из верхнего грота в селении Чжоукоудянь. Череп № 101 из нынешних рас похож на айнскую, а из ископаемых - на людей позднего палеолита Европы. Из числа современных популяций Сунгирь сближается с экваториалами (австралийцы, африканцы).
На нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта.
«Если сделать настой из листьев щавеля и погрузить в него кости, рога или бивень мамонта, то спустя шесть недель ихможнорезать, как дерево. Вынутые из раствора, они через четыре дня вновь затвердевают».
Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Костюм состоял из нераспашной рубахи, штанов, соединенных с обувью, и, возможно, плаща. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь. Всего было нашито свыше 3, 5 тысяч бус. Столь богато одетые покойники в палеолите неизвестны. Скелет был густо засыпан охрой.
Рядом с ним находились кремнёвые клинья, оружие с искусной отделкой, амулеты. Тут же лежало копье из кости мамонта длиной 2,4 метра и на удивление совершенно прямое. Выточенный из камня силуэт сайгака.
Ритуальный предмет найден в могиле у Сунгира. Это крупная полая кость, у которой обломаны суставы, отчего она стала цилиндром. Ее полость плотно забита порошком охры. Но самое удивительное в том, что это... кусок берцовой кости неандертальца. Палеоантропологи, сторонники враждебных отношений двух ветвей, толкуют эту находку как важный аргумент в свою пользу. Но ведь в те времена было много других причин для смерти вполне дружественного человека.
Реконструкция одежды сунгирского мужчины.
- Многие особенности морфотипа сближают сунгирца с современными арктическими популяциями и отчасти - с Неандертальцами (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) - таксономическое объединение гоминин (европейских и некоторых азиатские палеоантропов) времени от 200 или 130 до 35 тыс. лет.
- Костенковско - Стрелецкая культура (Костенки XV). Среди кремневых орудий особенно интересны треугольные наконечники с двусторонней обработкой и с вогнутым или овальным основанием. Эти орудия главным образом и послужили основанием для отнесения Сунгиря к Стрелецкой культуре. В остальных, типах орудий большого сходства между этими памятниками не прослежено. Кроме наконечников есть резцы, скребки, скребла, долотовидные орудия. Техника раскалывания (по О.Н. Бадеру) примитивна. Нуклеусы аморфные, а не призматические. Почти все орудия изготовлены из валунного кремня. По мнению О.Н. Бадера и А.Н. Рогачева, Сунгирь скорее всего относится к позднему этапу Стрелецкой культуры.
- Из числа верхнепалеолитических неоантропов определенное сходство сунгирец имеет с Оберкасселем (рост 176.7 см.) и некоторыми мужчинами Пшедмости (Пшедмость XIV. Рост 176,1 см.).
- По многим внешним признакам Сунгирское захоронение очень напоминает погребение того же времени со стоянки Арене Кандиде (Италия, 23.000 лет до н.э.). Также и антропологические особенности черепа подростка из Арене Кандиде напоминают типологические черты Сунгирского мальчика. Прежде всего, обращает на себя внимание сильный альвеолярный прогнатизм на обоих черепах, который выражается в значительном выступании вперед верхней челюсти. Противоречивое сочетание довольно сильного выступания носовых костей с низким переносьем дополняет неповторимость облика обоих мальчиков.
Скульптурные портреты девочки и мальчика со стоянки Сунгирь. Реконструкция Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной.
Сунгирь 2 и Сунгирь 3 (Sungir 2. 3). 25 - 29 тыс. лет. Homo sapiens.
Парное захоронение мальчика в вытянутом положении 12 - 14 лет и девочки 9 - 10 лет. Оба были захоронены одновременно, об этом свидетельствуют положенные в могилу предметы и, главное, копья из бивня мамонта, которые длиннее скелетов людей. На других стоянках и в культурном слое Сунгиря подобных орудий или даже их обломков не было известно. Длина первого копья - 2, 42 м, второго - 1, 66 м. Кроме копий у каждого из скелетов лежало по нескольку дротиков и кинжалов из бивня мамонта. Одежда детей была богато украшена бусами, на руках браслеты, кольца и другие украшения. На мальчике - пояс, на котором висят украшения - подвески - 250 зубов лисицы. Браслеты, кольца на пальцах и пр. Около скелета девочки - миниатюрное копье из распрямленного бивня мамонта и львиные когти с отверстиями. Жезлы, дротики и кремневые наконечники. Дети одеты в меха. У девочки они украшены костяными бусами - 5200 бусинок. Были найдены костяная игла с отверстием и два «выпрямителя дротиков».
Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тыс. до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».
Сунгирь 5
Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины (Сунгирь 5) // Лебединская Г. В. Облик далеких предков: Альбом скульптурных и графических изображений. - М.: Наука, 2006. - С. 59.
Искусство, орнамент, символизм, астрономия
Редкими произведениями первобытного искусства являются найденные фигурки животных - мамонта и лошади-сайги.
В погребении девочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки.
Диски из бивня мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев, в частности, сообщает: «Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 - 24 тысячи лет назад - сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь - на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности».
Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделённые на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса - указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск - Перуново колесо. 12-секторный диск - символ бога Коляды (календарь).
«Столь настойчивое следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто - в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического (вотивного) стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений)».
Диски прорезные. Бивень мамонта
Диск прорезной из раскопок палеолитической стоянки Сунгирь. Диску 25 тыс. лет.
Материал, техника: Бивень мамонта; резьба, шлифовка, сверление.
Размер: d-5,5 см, толщина - 0,3 см.
Раскопки 1969 г. на палеолитической стоянке Сунгирь (Добросельская) близ г. Владимира. Находился в северном погребении, на одном из костяных дротиков. Автор находки: О.Н. Бадер.
Прорезной диск из бивня мамонта. Имеет одно центральное круглое отверстие d-0,8 см и 8 радиальных, вытянутых и сужающихся к центру отверстий размером 1,3 x 0,7 см.
О.Н. Бадер предполагает, что к прорезям этих дисков, надетых на копья или дротики, прикреплялись цветные ремешки или хвосты песцов, и эти дротики служили своего рода парадными эмблемами или имели какое-то особое церемониальное значение.
Диск был найден в парном захоронении подростков на стоянке Сунгирь. Входил, наряду с другими аналогичными дисками, зооморфными фигурками, костяными бусами, браслетами, перстнями и пр. в состав погребального инвентаря.
Произведения первобытного искусства.
Фигурка лошади (сайги) из раскопок палеолитической стоянки Сунгирь. Фигурке 25 тыс. лет.
Материал, техника: Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление.
Размер: H-5,6 см, толщина - от 4 до 1 мм.
Найдена в ходе археологических раскопок 1957 г. на палеолитической стоянке Сунгирь (Добросельская) близ г. Владимира. Автор находки: О.Н. Бадер.
Плоская зооморфная фигурка, украшенная точечным орнаментом и окрашенная охрой. Поверхность фигурки тщательно заполирована. На задней ноге - сквозное отверстие, d-2-2,5 мм, выполненное двухсторонним сверлением. Животное представлено схематично, в профиль, каждая пара ног изображена как клиновидный выступ.
Использовалась в качестве подвески-амулета, о чём свидетельствует сильная заполированность поверхности. Передняя часть головы заострена почти как лезвие, что позволяет предполагать какую-либо производственную функцию предмета.
Широко известна как символ стоянки Сунгирь.
«Жезл» из раскопок палеолитической стоянки Сунгирь. 25 тыс. Лет.
Материал, техника: Бивень мамонта; резьба, шлифовка, сверление.
Размер: H-18,5 см, ширина: max - 4,8 см, min - 1 см, толщина - 1,1 см.
Раскопки 1969 г. на палеолитической стоянке Сунгирь (Добросельская) близ г. Владимира. Находился в северном погребении, с левой стороны, в области живота девочки. Автор находки: О.Н. Бадер.
«Жезл» из бивня мамонта, имеющий четырёхугольную головку (5 х 4,5 см), в центре которой сделано круглое отверстие d-2,3 см. Рукоятка «жезла» длиной 14 см имеет овальное сечение, более уплощается к концу, слегка заостряется. «Жезл» имел, скорее всего, ритуальное назначение. О.Н. Бадер считает, что это «своеобразная поясная пряжка».
По лицевой стороне изделия, вдоль окружности отверстия на головке, вдоль двух сторон головки и до середины рукояти, идут неглубоко высверленные круглые точки.
«Жезл» был найден в парном захоронении подростков на стоянке Сунгирь. Входил, наряду с другими «жезлами», зооморфными фигурками.
Жезлы вождей также являются экзотической находкой для Верхнего Палеолита Италии, в то время как во Франции они достаточно часты.
Бусы
Найдено ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.
Бусы, браслеты
Браслеты
Перстень
Орудия труда (кремень)
Религия
Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».
Чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25 - 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 - 5 тысяч бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.
Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения - Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) - обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе - соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах - славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.