Доподлинно неизвестно, когда точно этруски пришли на север Апеннинского полуострова и когда бесследно исчезли оттуда, и, что самое главное, почему? Они оставили после себя удивительные памятники и не менее удивительные легенды. Их культуру, науку, ремёсла, земледелие, государственное устройство, тактику ведения войн и даже сонм богов - почти без изменений -переняли сначала эллины и чуть позже римляне.
Историки утверждают, что этруски перебрались сюда из Малой Азии в начале XI века до нашей эры, и почти тысячу лет приумножали своё могущество, овладевая новыми знаниями и совершенствуя привычные навыки. Этрурия представляла собой не цельное государство с единой столицей, а было альянсом двенадцати городов, расположившихся на огромной территории: от побережья Тирренского моря на западе, до Адриатического моря на востоке. Население Этурии составляло более двух миллионов человек.
Но всему когда-то приходит конец. Оперившийся и напитавшийся знаниями от соседей, Рим возжелал покорить этрусков. И это ему удалось. В 295 году до нашей эры пала Перусия - последний из крупнейших городов стёртой с лица земли Этрурии. Великое государство исчезло, исчезло и большинство людей, некогда населявших его, они ушли в неизвестном направлении, оставив лишь могилы своих Предков.
Именно надгробные плиты и памятники стали впоследствии предметом изучения историков и лингвистов, поскольку были сплошь испещрены надписями. Но расшифровать древний язык не удавалось ни одному из учёных, и к середине XIX века сложилось устойчивое понятие - этрусские надписи перевести невозможно.
И вот в 1847 году, в Варшаве выходит книга польского учёного-славянофила Тадеуша Воланского «Памятники славянской письменности до Рождества Христова», в которой были представлены его переводы этруских надписей.
Оказалось, что ключом к пониманию древнего языка стала славянская азбука. Своими исследованиями Воланский доказал, что многовековые попытки применять при расшифровке латинский или греческий алфавит были бессмысленны, поскольку этруский язык имел явно славянские корни.
Однако его концепция была в штыки воспринята польскими иезуитами, и по решению священного синода, учёный был приговорён к сожжению, а его книга к повсеместному уничтожению, как порочащая истину, ведь, по сложившемуся западному канону, не могло быть никакого славянского языка, и уж тем более за много веков до Рождества Христова, ибо письменность могла быть только у цивилизованного народа. Славяне же должны были оставаться в сознании европейцев как побеждённые дикари, не имевшие ни истории, ни традиций, ни знаний.
Лишь после вмешательства русского царя Николая I, к которому в руки попала книга Тадеуша Воланского, учёному была сохранена жизнь, а несколько экземпляров книги до сих пор хранятся в российских библиотеках. И только благодаря этому, мы можем сегодня читать то, что было написано древними этрусками, которые называли себя расенами, и знать, что ВОЙ - это ВОИН, ДЕЦИ - это ДИТЯ, ЗЕМЛЕ - это ЗЕМЛЯ, ЛЮДО - это ЧЕЛОВЕК, а ЛЮБА - это ЛЮБОВЬ.
Казалось бы, загадка разгадана, но упорству хранителей «западных ценностей» нет пределов: они до сих пор так и не признали возможность прочтения этруских надписей с помощью славянского алфавита, считая древний язык непереводимым, о чём говорится во всех туристических путеводителях и «серьёзных» лингвистических исследованиях, а имя Тадеуша Воланского не упоминается вовсе, словно его никогда и не было. Но мы то знаем, что всё не так...