Глава Конституционного суда Валерий Зорькин на встрече с президентом в честь 30-летия основного закона заговорил о социальной напряженности и ее причинах. И как это обычно бывает, нет дыма без огня, но вот что стоит за этими полунамеками — грядущие социально-экономические изменения или еще одни поправки в Конституцию.
По мнению председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, у социальной поляризации несколько причин: во-первых, чрезмерное экономическое расслоение — тут и высокий процент так называемых "работающих бедных", и бедность среди семей с детьми, и в целом "несправедливое распределение бремени проводимых в стране экономических реформ". Кстати, реформы, проводимые в течение трех десятилетий, Зорькин отметил отдельно — население от них устало. И это странно, ведь по Конституции у нас социальное государство, а по признанию Зорькина оказывается, что это государство социального расслоения.
Во-вторых, по мнению главы КС, роботизация и автоматизация сказываются на настроениях граждан, так как миллионы людей в результате могут потерять работу, и это нельзя недооценивать. И действительно, уже из Совета Федерации раздаются голоса о том, что надо субсидировать роботизацию производств — это, по мнению одного из сенаторов, "самый правильный и быстрый" способ решения кадрового голода. Наконец, в-третьих, все это усугубляется "беспрецедентным и антиправовым, то есть противоречащим нормам международного права, экономическим и прежде всего санкционным давлением на Россию со стороны коллективного Запада".
И все это было сказано президенту в годовщину Конституции, которая к тому же совсем недавно была обновлена и получила массу дополнений, хотя ее единственная цель вполне понятна. Так что же, поправок оказалось недостаточно? В предвыборном шествии основной закон снова берется на вооружение, только теперь против социального неравенства? Мнения экспертов, опрошенных Накануне.RU разделились, но в целом они уверены, что, если новые поправки и будут внесены, то цели будут, скорее, внутриполитические, нежели социально-экономические.
Так, доктор философских наук Анатолий Гайда напомнил, что поправки давно назрели, в частности в вопросе идеологии, но и экономические проблемы вряд ли смогут решиться без изменения некоторых экономических статей — например, о роли государства в экономике, о роли Центробанка. Можно также вспомнить статью 75, по которой тот же ЦБ обязан обеспечивать стабильность российской валюты, но если Банк России — самостоятельное учреждение, то без этого изменения и стабильности не будет?
"В Конституции вообще не прописана роль государства в экономических отношениях, в отличие от абсолютного большинства конституций, по крайней мере, основных европейских государств. Сейчас ведут дискуссии о роли Центробанка — в Конституции написано, что это независимый от государства орган. Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что эту норму надо перерабатывать – чтобы Центробанк был включен в систему госорганов", — объясняет Гайда.
Эксперт также добавил, что, несмотря на назревшие давно изменения, до выборов вряд ли этот вопрос будут поднимать, может быть, после, где-нибудь в апреле, но и то далеко не факт.
Политолог, экс-депутат Госдумы Дарья Митина считает, что с точки зрения капиталистического государства Конституция вполне подходящая. Конечно, лучше бы она была социалистической, но для этого сейчас нет условий. А что касается социального напряжения в целом, то тут председатель КС, по мнению Митиной, вполне прав, ведь в капиталистическом обществе, будь там даже относительная стабилизация ситуации, все равно напряженность есть всегда.
"Поправки были в 2020 году, но тогда они имели сугубо прагматический характер и затевались всего из-за одной поправки — увеличения сроков президентского правления. Так что никакой объективной необходимости эту Конституцию менять я не вижу. Грубо говоря, есть необходимость менять Конституцию буржуазного государства на социалистическую Конституцию, но для этого должны созреть условия, должен произойти слом социально-экономического строя", — считает эксперт.
С другой стороны, как считает президент Центра политических и социальных исследований "Аспект" Георгий Федоров, дыма без огня не бывает, и раз уж такое заявление сделано, да еще в символическую дату, то это наверняка означает новые поправки. Как напоминает эксперт, Валерий Зорькин просто так не высказывается — сам по себе он никогда ничего не говорил, а если такие политические заявления есть, значит, они одобрены на самом верху. К тому же в контексте предыдущих изменений не было ни СВО, ни всенаправленных санкций коллективного Запада, так что, возможно, власти успели сделать какие-то выводы и уже нацелились на основной закон.
"Мы не знаем, какая тактика будет сейчас, возможно, власти хотят сделать какую-то новую политическую конфигурацию, чтобы облегчить себе жизнь или подготовить в течение этих нескольких лет новую политсистему, выгодную им", — поясняет Федоров.
Поправки в Конституцию могут пригодиться власти для выстраивания автаркии, считает политолог Павел Салин. Он уверен, что если Валерий Зорькин начал рассуждать на такие темы, то это не просто так — таким образом власть как бы признает если не ошибки, то по крайней мере проблемные точки, но методы лечения пока не определены. Методы будут определяться как раз-таки после выборов 2024 года. Поправки в данном случае, в отличие от 2020 года, лишь инструмент достижения необходимого результата, а не самоцель.
"Если и будут изменения в Конституции, то они будут лишь техническими, по сравнению с теми мерами, которые будут реализовываться де-факто и для которых уже сейчас есть нормативная база и правоприменительная практика — то есть абсолютная власть силовиков, они уже и сейчас могут у кого угодно изъять имущество, и у Генпрокуратуры уже есть список из нескольких десятков компаний, которые могут национализировать. То есть нормативная база есть, политсистема под это заточена, но если решат, что нужно каким-то образом в Конституции это подсветить, условно говоря, легализовать это, то так и сделают. Но это точно не основное направление изменений, если это и будет проходить, то во вспомогательном режиме", — поясняет эксперт.
Сюда же, по всей видимости, можно отнести и шагающую по стране деприватизацию, которую просят не путать с национализацией, здесь же может оказаться и социальный рейтинг, который не так давно наделал шуму. Павел Салин уверен, что одна из глобальных целей — заморозка политсистемы. Собственно, слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова это лишний раз подтверждают — когда он говорил, что следующим президентом будет если не Владимир Путин, то "такой же, как он".
Собственно, для этой самой "заморозки" может пригодиться и основной закон, но в ход может пойти и национализация, уверен эксперт, а также цифровой контроль над населением, и гибридное закрытие границ. Под "гибридным" закрытием эксперт понимает недавнее закрытие границ с Россией Финляндией. В ноябре это случилось из-за наплыва мигрантов из третьих стран, что стало проблемой, а уже теперь постепенно пропускные пункты открываются снова — вероятно, это было апробирование подобных технологий, чтобы закрыть границы, не "как в СССР" изнутри, а снаружи — потому что там "проклятый Запад".
Евгений Иванов