Два «юбилея», отмеченных минувшей осенью, удивили бессмысленностью своего соединения. Первый из них – это признание Сенатом США голода в Советском Союзе («голодомора 1932-1933 гг.») «геноцидом украинского народа». Второй – тоже 85-летие: дата установления дипломатических отношений между США и СССР.
Интересно, что признать «голодомор» «геноцидом» той же осенью 2018-го отказалась союзница США Великобритания, где после специальных парламентских слушаний по этому вопросу заявили: «Голодомор случился до принятия Конвенции ООН о геноциде 1948 года, которая определила геноцид как концепцию международного права, а международное право нельзя применять ретроспективно». Что ж, хитроумные британцы хотя бы так избежали необходимости оправдываться в последующем. Не признали «голодомор» «геноцидом» ни в Евросоюзе, ни в ООН. Так что слёзы по «миллионам невинно погубленных сталинским режимом» во время «голодомора» льют только на Украине и в США.
В 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер, и началась подготовка к «натиску на Восток» с целью завоевания для немцев «нового жизненного пространства», в которое должна была войти и Украина. Гитлер видел себя предводителем движения Запада против «варварского Востока». Основания у него имелись: нацистские идеи были чрезвычайно популярными в высших правительственных кругах Англии и США. И голод 1932-1933 годов на Украине пришёлся очень кстати.
Уильям Рэндольф Херст и Адольф Гитлер, заложившие фундамент мифа о «голодоморе»
Американский газетный магнат, мультимиллионер Уильям Рэндольф Херст, симпатизировавший нацистам, в конце лета 1935 года встретился с Гитлером и подписал соглашение о покупке Германией новостей его компании «Интернешнл ньюс сервис» и о взаимообмене информацией. В том же году американские издания, принадлежавшие Херсту, начали серию публикаций некоего Томаса Уокера о «миллионах смертей от советского голода», иллюстрируя их фотографиями, «добытыми с риском для жизни». Параллельно была развёрнута такая же кампания в Германии. Обильно цитировались «путешественники» и «очевидцы», никогда на Украине не бывавшие, но якобы опрашивавшие многочисленных свидетелей (при этом сами «опрашивающие» не знали ни слова ни по-русски, ни по-украински). Основоположник американской «укроголодоморианы» Томас Уокер тоже был фальшивкой: настоящее его имя Роберт Грин, это уголовник, бежавший из тюрьмы штата Колорадо за границу, но по возвращении в США вновь арестованный и засвидетельствовавший перед судом, что на Украине он никогда не был.
Ещё одним кирпичиком в миф о «голодоморе» стала серия статей некоего Фреда Била, уехавшего в 1930 году в СССР, проработавшего два года на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и вполне объективно описавшего условия жизни в советской Украине в своей книге издания 1933 года. По возвращении в Америку он был арестован, но, видимо, пошёл на сделку со следствием, и после написания серии заказных статей о голоде на Украине срок его заключения значительно сократили.
А первой наукообразной книгой о «голодоморе» стала изданная в 1935 году в США книга доктора Эвальда Аменде «Жизнь человека в России» (другое название «Может ли Россия голодать?») – компилятивное издание, «источниками» для которого послужили публикации фашистской прессы – итальянской и немецкой. Иллюстрациями для книги Аменде послужили, как выяснилось, кадры документального фильма о голоде 1922 года в России, а также фотографии из изданий того же 1922 года. А в начале 1980-х годов, когда Рейган провозгласил поход против «империи зла», книга Аменде была переиздана профессором Гарвардского университета Джеймсом Мейсом, из-за чего «вся ложь нацистов и фальшивые свидетельства <...> получили „академическое признание", связанное с именем Гарварда», писал западный рецензент этой книги, историк Людо Мартенс.
И начался многократный кругооборот старого вранья, которое впервые распространили в середине 1930-х годов Уильям Херст и гитлеровская пропаганда.
Практически одновременно с переизданием книги Аменде в 1983 году в США был снят фильм «Урожай отчаяния». В 1985 году ему присудили Золотую медаль и главный приз на 28-м фестивале международных и телевизионных фильмов в Нью-Йорке. Однако среди зрителей оказались компетентные историки и дотошные журналисты. Они вынудили одного из создателей фильма, Марко Каринника, признаться, что «никаких свидетельств голода на Украине в американских архивах нет» (!), и для показа «голодомора» 1932-1933 годов им пришлось использовать эпизоды дореволюционной российской хроники, а также кадры фильмов «Царь Голод» (1921) и «Арсенал» (1929). Полное интервью Каринника было опубликовано в 1986 году в газете «Торонто стар». Канадский журналист Дуглас Тоттл скрупулезно вскрыл все эти фальсификации в своей книге «Мошенничество, голод и фашизм. Миф о геноциде на Украине от Гитлера до Гарварда» (Торонто, 1987). В частности, Тоттл доказал, что устрашающие фотографии голодных детей были сделаны во время гражданской войны в России, на полтора десятилетия раньше пресловутого «голодомора».
Ни один добросовестный исследователь не возьмётся за работу на таких условиях, при отсутствии материалов в архивах, но всегда есть кто-то, кто готов выполнить заказ. Новым пропагандистом «голодомора» стал англо-американский автор Роберт Конквест, которого сделали известным его книги «Большой террор» и «Урожай скорби» (впервые были изданы в Лондоне в 1968 и 1986 годах). Достаточно сказать, что этот человек работал в службе дезинформации британской разведки (официально – Департамент исследования информации, IRD).
Рональд Рейган и Роберт Конквест
В первом издании «Большого террора» Конквест указал цифру погибших от голода 1932-1933 годов на Украине в 6 миллионов человек. В «рейгановском» переиздании 1983 года границы голода были хронологически расширены до «сакрального» 1937 года, а количество жертв увеличено до 14 миллионов. Книга была нашпигована баснями о борьбе «украинского народа со своим злейшим врагом – московско-еврейским большевизмом», осуществлявшейся силами ОУН [запрещена в РФ], дивизии СС «Галичина», «партизанской армии УПА [запрещена в России].
Полезно вспомнить: «Жатва скорби», книга Роберта Конквеста, человека, имеющего в научных кругах Запада репутацию обыкновенного жулика, в 1988 году, на волне горбачёвской «перестройки», была издана на русском языке в Москве. А самую большую популярность создала Конквесту публикация в «Новом мире» – любимом журнале интеллигенции, имевшем в то время тираж свыше миллиона экземпляров...
«Исследование» Конквеста неоднократно подвергалось разгромной критике многих добросовестных западных историков. Вот что писал о нём профессор Монклерского государственного университета (США) Гровер Ферр: «...тщательнейшим образом проработал конквестовское сочинение... Исторические свидетельства в «Большом терроре» использовались автором откровенно жульническим образом. Сделанные им выводы просто не соответствуют тому, что Конквест приводит в качестве доказательств в ссылках своей книги... Его источники подбирались по степени их враждебности к Сталину, независимо от надёжности каждого из них».
Однако за заслуги в холодной войне, разрушившей СССР, Конквеста оценили. В 2005 году он был награждён президентом Бушем самой высокой гражданской наградой США – Президентской медалью Свободы. Виктор Ющенко наградил его орденом князя Ярослава Мудрого 5-й степени «за весомый личный вклад в исследование голодоморов в Украине». Ещё раньше Конквесту преподнесли знак лауреата Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко за книгу «Жатва скорби». Эту книгу вновь и вновь переиздают, снабжая эпитетами в превосходной степени, в презентациях новых изданий принимают участие первые лица государства... И что теперь с того, что сей пропагандистский труд брезгливо отвергают в научном мире? Ведь Геббельс знал, что говорил: «Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её всё время повторять, то люди в итоге в неё поверят».
Елисей Юрьев