2019 год обошелся без громких отставок в правительстве, даже несмотря на то, что периодически то один, то другой министр оказывался под огнем критики то за слабое выполнение нацпроектов, то за плачевную ситуацию в здравоохранении, то за высокий уровень бедности. Однако следующий год станет предвыборным — в сентябре 2021 года состоится голосование, которое обновит состав Государственной Думы. В свете этого вероятность рокировок в правительстве резко повышается.
Отставки министров традиционно используются для того, чтобы снять недовольство населения и помочь выпустить пар, назначив виноватого во всех бедах и «наказав» его. Именно поэтому, по мнению опрошенных «СП» политологов, самая серьезная угроза нависла над представителями социального блока правительства.
В конце года президент Владимир Путин неоднократно критиковал ситуацию в отечественной медицине. Так, в ноябре он заявил о «схематичной оптимизации в медицинских учреждениях в регионах России» и сообщил, что около 60% россиян невысоко оценивают качество государственной медицины. О проблемах в отрасли президент говорил и во время итоговой пресс-конференции в декабре. Именно поэтому опрошенные эксперты называют позиции министра здравоохранения Вероники Скворцовой одними из самых слабых.
Еще одна проблемная сфера — бедность и низкие доходы населения. Однако у нас нет конкретного министра, который бы отвечал за эти вопросы, они поровну распределены между Министерством экономического развития, Министерством труда и несколькими другими ведомствами. Поэтому найти крайнего здесь не так просто. Возможно, им окажется вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова.
Несмотря на это, правительству в целом и премьер-министру Дмитрию Медведеву в частности вряд ли что-то угрожает. Как считают эксперты, его позиции по-прежнему сильны, и если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, он останется в своем кресле. Во время пресс-конференции президент ясно дал понять, что курсом страны в целом доволен, следовательно, и менять кабмин необходимости нет.
Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев также считает, что отставка правительства в 2020 году вряд ли состоится, но отдельные персоналии могут лишиться своих портфелей.
— Премьер останется на своем месте, и это очевидно. А вот какие-то отдельные изменения вполне возможны. Та же Вероника Скворцова может уйти в отставку. Но это будет зависеть от общей ситуации, потому что отставки у нас происходят тогда, когда они уже не могут не произойти.
Понятно, что в следующем году по ходу реализации нацпроектов, которой Владимир Путин не очень доволен, кто-то из министров может пострадать. Чтобы понять, у кого недостаточно устойчивые позиции, нужно обращать внимание на то, кого время от времени атакуют в СМИ и соцсетях, причем скоординировано, и к кому предъявляется максимальное количество претензий.
Думаю, экономическому блоку ничего особо не угрожает, если только не случится чего-то форс-мажорного. Скромный, в большей степени обеспеченный усилиями Росстата, экономический рост достаточен для того, чтобы остаться на своих местах. А вот Скворцова находится под ударом, потому что к здравоохранению сейчас максимальное количество претензий.
Возможно, кому-то еще грозит увольнение, но мне бы не хотелось гадать. Если бы во главу угла у нас ставились критерии эффективности, тогда можно было бы делать обоснованные выводы. Но у нас все в большей степени зависит от аппаратных раскладов, от того, кто чей человек, кто кого лоббирует и против кого интригует. Это «тайны Мадридского двора».
«СП»: — Возможна ли отставка правительства в целом?
— О такой возможности говорят уже давно, но я даже не готов обсуждать такую перспективу. Если отставка правительства и произойдет, то не тогда, когда все будут об этом говорить.
Понятно, что президент в целом работой правительства доволен. Позиции премьера устойчивы. Президент становится все более консервативным, в том числе и в кадровой политике. Так зачем ему ломать то, что работает, менять одних на других? Только если будет ярко выраженный общественный запрос с одной стороны и серьезные поводы для недовольства со стороны президента с другой, это станет возможным. Но пока нет ни того, ни другого, поэтому мне кажется, что обсуждать отставку правительства нет смысла. Это создание сенсации на пустом месте.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также полагает, что под ударом окажется социальный блок правительства, прежде всего, чиновники, отвечающие за бедность.
— Рокировки в правительстве неизбежны, потому что это и административный, и политический инструмент. Когда меняют крупного чиновника, меняется и настроение в обществе. Хотя отставка правительства целиком вряд ли случится. Один из основных принципов администрирования и у нас, и во всем мире — это принцип пластинки. В центре граммофонной пластинки наименьший вращающийся момент. Поставьте фигурку рядом с отверстием, вокруг которого крутится пластинка, и она останется стоять. Но если вы переставите ее на край, она очень быстро упадет.
Поэтому все, кто стоит в центре, не заинтересованы в том, чтобы эта дырочка перемещалась. Ведь они могут вместо центра очень быстро оказаться на краю. Значительной части чиновников не выгодна смена правительства. Не с точки зрения изменения политического курса, а из чувства самосохранения. Новый премьер придет с новой командой, и старым чиновникам придется потесниться, а им это не надо.
Поэтому правительство довольно стабильно. Чтобы оно ушло целиком, нужно очень сильно постараться. Политический смысл отставки кабмина — это оружие последней надежды. Если вы хотите подчеркнуть смену курса, вам нужно менять правительство. Борис Ельцин в свое время по этой причине снял Виктора Черномырдина, а потом долго об этом жалел.
У нас смены курса не предвидится, а чтобы менять управление отраслями, не обязательно отправлять в отставку правительство целиком. Тем более что президент назначает министров без согласования с Думой, достаточно менять их по одному. Легче вместо одного указа об отставке правительства сделать десять указов об отставке отдельных министров. Административный эффект будет тот же, зато политический — совсем другой.
«СП»: — А если говорить о персоналиях, кто находится под ударом?
— Наиболее сложная ситуация у социального блока. Медицина, образование, вопросы труда и занятости — все это будет оставаться самыми острыми моментами на фоне бедности населения. Просто у нас нет отдельного министра, который отвечал бы за бедность. Если бы такая должность была, этого несчастного чиновника меняли бы каждую неделю. Но поскольку бедность кусочками раскидана по задачам разных министерств, все, кто имеет отношение к этой проблеме, оказываются в зоне риска.
Понятно, что министру обороны или главе Службы внешней разведки ничего не грозит. А вот министру здравоохранения Веронике Скворцовой и вице-премьеру по социальному блоку Татьяне Голиковой будет очень непросто. Проблема бедности на сегодняшний день у нас первоочередная, и кто окажется крайним, тому по шапке и дадут. Об этом президент уже говорил на последнем заседании правительства перед уходом на новогодние каникулы. Он сказал, что главное сейчас — повышение уровня жизни населения. И это так и есть, думаю, не нужно объяснять почему.
Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин полагает, что отставка правительства возможна разве что в случае поражения «Единой России» на выборах в 2021 году.
— Я бы хотел, чтобы мы не озвучивали прогнозы, а сами их исполняли. Я считаю, что правительство должно уйти в отставку, а кто это сделает — Путин или мы — не столь важно, главное, чтобы это произошло быстрее. Если президент не сделает этого сам, значит, нужно нанести «Единой России» и ЛДПР поражение на парламентских выборах и таким образом заставить сменить правительство. Нынешний кабинет министров — это крах нашей страны.
«СП»: — Могут ли последовать отставки отдельных министров?
— От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Главное, чтобы был сменен курс, но я не вижу попыток со стороны президента двигаться в этом направлении. Судя по последней пресс-конференции, у него все хорошо. Правда, он недавно признал, что люди недовольны темпом реализации нацпроектов. Но это ничего не значит. Например, президент назвал ситуацию в медицине провалом, а Скворцова все еще сидит на своем месте и в ус не дует.
«СП»: — Может, за не лучший итог газовой истории с Украиной кто-то в правительстве понесет ответственность?
— Это мы можем считать, что эта история не увенчалась успехом. А власть думает совсем по-другому. «Газпром» будет продолжать качать газ через Украину и получать деньги, окружение президента этим довольно. А такие вещи как национальный престиж у бизнесменов и коммерсантов на последнем месте.
Мария Безчастная