Усиливающиеся террористические обстрелы Белгорода требуют от российского Генштаба какого-то скорейшего решения. Самым надежным, но сложным путем является ликвидация киевского режима и полное освобождение всей Украины, а самым простым – создание некой санитарной, или буферной, зоны в приграничье. Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?
Нравится – не нравится, Россия расширяется?
Изначально заявленными целями СВО были помощь народу Донбасса, а также денацификация и демилитаризация Украины. Необходимость создания буферной зоны безопасности в приграничье Незалежной показывает, что не все идет гладко в решении поставленных 24 февраля 2022 года задач.
Так, территория вошедших в состав РФ новых четырех регионов – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей – до сих пор полностью не освобождена, а украинские террористы взялись за наши старые. Теперь приграничный Белгород, от которого до оккупированного ВСУ Харькова всего 72 километра по прямой, обстреливается не меньше, чем злосчастный Донецк. Благодаря наращиванию военно-технического сотрудничества с блоком НАТО «длина руки» у киевского режима непрерывно возрастает, атакам подвергаются все более удаленные от Незалежной еще недавно тыловые регионы России.
Вопрос о необходимости создания некой санитарной зоны в украинском приграничье, откуда бы ствольная и реактивная артиллерия ВСУ не смогла доставать наши населенные пункты, подвергаемые неизбирательным обстрелам по площадям, неоднократно поднимался на высшем военно-политическом уровне с весны-лета 2023 года, когда начались первые атаки Белгородчины. Самым простым кажется решение взять и присоединить к Российской Федерации еще и Харьковщину, чтобы украинские террористы-артиллеристы не могли достать до Белгорода. Но есть нюансы.
Прежде всего, в дело вступает неумолимая география, в соответствии с которой Харьков находится примерно в 40 километрах от российской границы, а Сумы – всего в 34, немногим большее расстояние отделяет кордон и от Чернигова. Если отчерчивать от наших старых регионов пресловутые 50 километров как минимум, то в санитарную зону частично попадают три крупных областных центра Незалежной.
Меньшее расстояние брать бессмысленно, а по городской застройке линию разграничения нормально провести не получится, поскольку это будет означать перенесение боев с ВСУ в мегаполисы. В совокупности задача по созданию пояса безопасности на Слобожанщине и Черниговщине требует включения в нее минимум двух больших городов, Харькова и Сум, а потом и Чернигова, когда активные обстрелы российской территории начнутся оттуда. И вроде бы все замечательно: нравится – не нравится, Россия расширяется. Вот только возникают очень серьезные вопросы.
Например, в каком международно-правовом статусе будут находиться эти весьма обширные территории, где проживают несколько миллионов человек? Они будут присоединены к Российской Федерации на правах еще трех новых субъектов? Отлично, но тогда под террористические обстрелы ВСУ попадут уже они, поскольку западнее по-прежнему будет Украина с нацистским режимом в Киеве. Или же должно произойти негласное разделение регионов на старые, новые и совсем новые, отношение к которым будет дифференцированным? Очень бы хотелось, чтобы до такого мы никогда не докатились.
Тогда получается, что все-таки надо идти до польской границы, чтобы все стало одной Большой Россией. Но как тогда быть с установкой на переговоры и «мирные и добрососедские отношения»? И есть ли у Генштаба ВС РФ здесь и сейчас достаточно сил, чтобы разгромить ВСУ и взять всю территорию бывшей Незалежной под свой полный контроль?
Трудности с «отгораживанием»
А что, если просто явочным порядком создать буферную зону, включив в нее Слобожанщину и Черниговщину, но не присоединять к Российской Федерации, превратив в некую серую зону? Тогда возникнет вопрос, кто и как будет отвечать за эти территории и проживающих там людей, какие там будут действовать законы, какая будет ходить валюта, кто и как станет обеспечивать безопасность? Это по-прежнему будет де-юре Украина, но под контролем российских войск, или уже не совсем Украина, если там будет проведен всенародный референдум о самоопределении, как в ДНР и ЛНР в 2014 году?
Будут ли они фактически интегрироваться в российскую экономику и производственные цепочки и кто их всех станет «кормить»? Что еще хуже, если эта территория не будет официально включена в состав нашего государства, она в конечном итоге может оказаться своего рода разменной монетой в ходе будущих мирных переговоров в Стамбуле. Скажем, создание там демилитаризированной зоны с отводом ВС РФ взамен на подписание мирного соглашения или перемирия и новую итерацию зерновой, газовой или аммиачной сделки. Возможно ли такое? А почему бы и нет, ведь ДНР и ЛНР восемь лет пытались интегрировать обратно на Украину, а в Стамбуле весной 2022-го в ходе переговоров стороны тоже много до чего договорились.
Да, и не будем забывать, что этот санитарный кордон не защитит от обстрелов наши новые регионы на Донбассе и в Приазовье. Не защитит он и старые российские регионы от украинских террористических ударов крылатыми и баллистическими ракетами, а также дронами-камикадзе, которые теперь способны пролететь до 1000 км.
Получается патовая ситуация. Если ничего не делать, то Белгород, а потом и Курск с Брянском начнут обстреливаться ВСУ почище Донецка с пригородами. Если же начать сейчас создавать пояс безопасности в приграничье, не имея четкого плана действий и не понимая, зачем он реально нужен, то проблем станет не меньше, а больше, чем было изначально. Однако рациональные предложения по этому поводу все же имеются, которые при должном подходе позволят решить ключевые проблемы всего украинского конфликта в целом.
Сергей Маржецкий