Русские Вести

«Забота» о национальном достоянии России и гражданах страны


Начну, наверное, без особых вступлений. Просто обращу внимание на популярную и познавательную программу телеканала «Звезда» «Код доступа. Последняя капля. Битва за воду». Кстати, фильм весьма познавателен по некоторым аспектам, относящимся к проблемам воды, как в мире, так и в России. Программа создана в 2021 году, но повторялась на телеканале 5 января этого года.

Опустим некоторые составляющие фильма: влияние воды на политику среднеазиатских государств, также – Африки, перекрытый Украиной «Крымский канал», одну из причин злодейского убийства Муаммара Каддафи, упоминание роли Всемирного Банка и «Группы водных ресурсов»…

Остановимся на интересующей теме. В фильме говорится: «Уолл-стрит начинает торговать водой наравне с нефтью и золотом… Вода будет иметь цену на вес золота, крупные банки желают аккумулировать денежные средства многих людей у себя… Наша страна вторая в мире по запасам природных водных ресурсов… Себестоимость сверхдорогой минеральной воды – две копейки за литр водопроводной воды… Рубль за литр (с учетом добавления хлорида кальция и сульфата магния)… Банки, корпорации, миллиардеры, частные инвесторы рассматривают воду, как стратегический дорогостоящий товар, а потому скупать нужно всё, что можно – и озера, и подземные водные горизонты, и даже реки... Надеяться на то, что Россию не коснутся "водные войны" - наивно… Именно биржа будет торговать водой, в том числе создавать искусственный дефицит, который заставляет расти ценам… на чем будут зарабатывать дельцы, поставляющие воду на рынок… Три крупнейшие международные корпорации, которые специализируются на производстве сладких газированных напитков (видимо, имеются в виду - Coca-Cola, Pepsi и Dr Pepper Snapple Group) в год зарабатывают порядка 100 миллиардов долларов на своей продукции. Но вот в чем парадокс: спрос на сладкие напитки в последнее время снижается, а прибыли корпораций не падают. В чем дело? В том, что они переключаются на производство бутилированной питьевой пресной воды. Воду разливают в оригинальные бутылки, клеят красивые этикетки… К сожалению, есть недобросовестные производители, и в половине бутылок, которые вы видите на полках супермаркета просто хорошо очищенная водопроводная вода. Сколько это стоит? Литр водопроводной воды стоит 4 копейки. Вы заплатите в бутылке за это 30 рублей. Это – 750 процентов прибыли!.. А чтобы водопроводная вода превратилась в ту самую «уникальную целебную минеральную воду из природных источников», усилий требуется совсем немного. Вы можете это сделать на своих кухнях…».

На этом, пожалуй, остановимся. Рецепт «целебной минеральной воды» – на 23 минуте передачи.

Воды в России – хоть залейся. Разлить в бутылки – абсолютно наипростейший промышленный процесс. Значит, цены должны быть копеечными, в том числе с учетом прибыли фирм и предприятий, которые этим занимаются… Но где российские компании, специализирующиеся на питьевой воде? На периферии, как обслуживающие мировых гигантов и «работающие» по их правилам и установленным ценам, с разрозненной организационно-правой собственностью, в подавляющем числе случаев – частной.

Кстати, в конце 2021 года обратил внимание на резкое повышение цен бутилированной воды в розничной сети магазинов, например, на воду в 5-литровых бутылях. Официально пишут осторожно о 10-15 процентном повышении цен, но, по-моему, реально раза в полтора подорожала. Уже цена в 100 рублей за 5 литров чистой воды – в порядке вещей. И всё это в стране, где воды «хоть залейся». Всё то же самое (повышение цен) относится ко всем безалкогольным напиткам. Цена на простую питьевую воду из автоматов по розливу воды, продаваемых в российских городах, также подскочила. Почему вода из автоматов, стоит 5 и более рублей за литр? С учетом добычи, возможной очистки и даже прибыли фирмы – цена должна быть в пределах рубля за литр.

Я уж сейчас не спрашиваю, кто пустил на российский рынок в своё время иностранные «мокрые» компании, когда наша страна располагает неограниченным объемом воды. Также здесь не поднимаю проблему странной формулировки 9 статьи действующей Конституции России, в соответствии с которой «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Тогда как Земля и Вода должны быть только собственностью народа… Будем исходить из сложившейся ситуации.

А вопрос очень простой. Что мешает государству в этих условиях дичайшей мировой спекуляции на бутилированной воде, в том числе и у нас в стране, создать государственное предприятие (сеть предприятий) со 100 процентным государственным финансированием, значит – и прибылью на 100 процентов поступающей в бюджет государства (за вычетом малой части на содержание компании)? На худой конец – хотя бы создать госкорпорацию с названием, скажем, «Вода России». Одна из задач – кардинальное снижение рыночными мерами цен на питьевую воду в стране. Если в стране будет создан свой гигант в этой сфере, то, совершенно очевидно, он напрямую будет влиять на рынок и цены. Кстати, насчет цен. Сегодняшняя ситуация в Казахстане, поводом к чему стало повышение цен на газ, ни на какие возможные аналогии российскую власть не наталкивает?

Первоначальные затраты на организацию государственного предприятия по питьевой воде (сети предприятий) – минимальны. Прибыли – максимальны, отсюда - во многом решение вопроса пополнения бюджета. Для граждан – снижение цен на один из важнейших продуктов потребления. Это напрямую относится не только к экономике и финансам страны, но и к вопросам национальной безопасности, ибо напрямую относится к вопросу качества воды, потребляемой гражданами. Это – и здоровье народа. Это – и благосостояние нации, потому что за питьевую воду граждане будут платить соразмерную, но не спекулятивную цену.

По водным ресурсам России есть еще одна давняя угроза, «мокрая война» – попытка переброски рек, в частности сибирских рек - в пользу азиатских государств. О ней почти 12 лет назад говорил С.А. Шатохин в интервью «Оставьте русские реки России». Но эта проблема, слава Богу, в последние годы потеряла свою остроту. Хотя, руками «доброжелателей» России может вновь возникнуть в любой момент.

Отдельный, но важнейший вопрос по воде, ещё одна потенциальная «мокрая война» - использование вод Байкала (пятая часть пресной воды мира). Кто будет стоять за брендом самого чистого и объемного резервуара питьевой воды? Иностранный капитал, магнаты, олигархи, нувориши? Или народ, то есть – государство российское? И в этом вопросе также важен вопрос собственности будущих предприятий и компаний. Будет ли для нашей страны обеспечено перспективное и рачительное использование байкальского богатства? А рано или поздно встанет вопрос о бутилированной байкальской воде. Есть опасность, что байкальскую воду кто-то захочет транжирить в буквальном смысле трубопроводами, например, в Китай (разговоры об этом уже идут), чего ни в коем случае допускать нельзя. Также Китай уже пытался возвести завод по розливу воды на Байкале. И ведь были получены всякие «положительные заключения экологической экспертизы» российских структур, строительство завода остановила только общественность. Дальше будет больше! Кто будет заниматься розливом байкальской бутилированной воды, в каких объемах (приемлемых и возобновляемых или бесконтрольных), по какой цене для внутреннего пользования (относительно дешевая для граждан России) и за рубеж (экспортная цена должна быть, действительно, на «вес золота»)? Кто будет «хозяином» нашего байкальского достояния? Нувориши или народ? Будет как сейчас с русским лесом, который «кругляком» и за бесценок уходит в тот же Китай и иные государства, которые на нем обогащаются?

Ситуация по воде – как пример. Такими же мерами, созданием государственных предприятий, можно решать проблемы по множеству иных «мокрых проблем» в народном хозяйстве. Нефть, ценные металлы, алмазы, зерно, продукты питания почти по всему их перечню, стройматериалы и мебель, промышленные товары широкого потребления и т.д. и т.п. При этом при организации государственных предприятий и компаний задача не стоит в поглощении других компаний, монополизации в той или иной сфере, но лишь – влияние государства на ценовую политику, пополнение бюджета, развитие собственной промышленности, рачительное использование собственных природных ресурсов.

Ведь эта мысль о национализации, для начала организации национальных предприятиях в самых простых сферах и подотраслях народного хозяйства, не требующих особых вложений, лежит на поверхности. Вложения минимальны, а прибыль, доход, идущий в бюджет, – максимальный… Вернее, у любого мало-мальски рачительного хозяина такая мысль должна была возникнуть сразу. Но в России, при нынешней либеральной власти, почему-то не возникает. Почему? По наивности своей – не знаю. Может потому, что на потоках сверхприбылей от иностранных мировых компаний сидят и здешние нувориши, находящиеся глубоко в структурах власти, подконтрольные мировым магнатам? Да, богатство России колоссально и беспрецедентно, но всё же имеет свои пределы. Не всё ещё разграбили?

В качестве некоторого отклонения от проблематики воды, но не от самой темы. Другая не менее популярная и не менее познавательная программа, уже какала РЕН-ТВ от декабря 2021 года, вышедшая под первоначальным названием: «Шокирующие гипотезы. Когда кончится гречка?». Впоследствии почему-то название изменили.

Ну, про гречку, искусственно созданный дефицит продуктов при развале СССР, трансгенные продукты, снижение биоразнообазия планеты и риски для всего человечества в связи с этим, о варварском уничтожении леса в России и т.д. (что тоже очень важно) пока рассуждать не будем. На эти верные темы, также как и на некоторые спорные иные, можно просто просмотреть программу.

А вот ближе к указанной проблеме. Из передачи (28 – 31 минуты): «Едим мы волей-неволей именно те продукты, которые навязывает нам Запад. Можно много говорить хорошего про импортозамещение, но российское сельскохозяйственное производство зависит от импортного посадочного материала… Мы сидим на импортных семенах… По официальным данным на 2021 год более 50 процентов семян картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника, овощных культур импортируются в нашу страну. По неофициальным данным – около 80 процентов… В результате – там, где гибридизация произошла, мы сидим на импортных семенах, поскольку своя отечественная селекция бросила этим заниматься… Можно часто услышать, что Россия полностью обеспечила себя куриным мясом и яйцами, но мало кто знает, что 90 процентов рынка курятины контролируют две западные фирмы. Только для формирования племенного поголовья птицы эти компании ежегодно ввозят в Россию более 6 миллионов суточных цыплят и 400 миллионов инкубационных яиц. Если завтра эти компании, в случае непредвиденных обстоятельств, вдруг прекратят поставки, то наша страна за полгода останется и без куриного мяса и без куриного яйца. По данным Росстата поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий неумолимо сокращается – с 1990 года по 2021 поголовье уменьшилось в три раза, а производство натурального молока – почти в 2 раза. Спад производства компенсируется импортом и производством эрзац-молочной продукции…»

Для уточнения: племенной куриный материал, инкубационные яйца и суточных цыплят поставляют в Россию две транснациональные компании - немецкая «Aviagen Brands» и американская «Cobb-Vantress». Почему, откуда и для чего такая западная монополия? К чему она ведет, не говоря уже об иных открытых и явных рисках для страны? К диктату цен на курятину и куриные яйца. В той или иной степени, но такая же картина по иным видам мясной и молочной продукции, овощам и фруктам… Впрочем, об этом должен быть отдельный разговор.

Одно из заключений программы РЕН ТВ: «Уничтожение лесов, загрязнение водоёмов, а также зависимость от семян-гибридов и импорта племенной продукции, всё это приводит к шокирующему выводу: любой товар в нашей стране будет только дорожать из-за роста издержек иностранных производителей, поскольку именно они являются теневыми владельцами российских ресурсов и подлинными хозяевами российских рынков».

Совершенно очевидно, что данные проблемы требуют общенационального (а не внутриведомственного или корпоративного) разрешения. Именно этот круг вопросов напрямую влияет на благосостояние и благополучие страны и каждого гражданина. Вот бы чем озаботиться правительству России, вот бы что регулировать высокими правовыми актами – указами Президента, программами, планами и постановлениями правительства.

А что в реальности? Один пример, о котором отмечал подробнее в июле прошедшего года. Действительно, кто писал правовой акт Президента? Вот вышел Указ Президента от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года». Дежавю! Сколько было таких же правовых актов! По-хорошему, этот указ должен быть базовым для государства. Одно название-то какое – «национальные цели до 2030 года»! Но в нём одни пустые декларации, красивые словеса, либеральный «птичий язык». Вроде обо всём, а вроде и ни о чём. «Устойчивый рост», «повышение продолжительности жизни», «снижение уровня бедности», «увеличение доли занимающихся спортом» и т.д. Или… «цифровая трансформация». Что это за «трансформация»? Никто не может ответить. Давно замечено по аналогичным документам времен Медведева – будет всё наоборот заявленным декларациям. Будет не «устойчивый рост», а «устойчивое падение». Ну и как через полтора года после подписания указа? Повысилась продолжительность жизни? Нет, наоборот. Снизился уровень бедности? Нет. Пора бы заканчивать эту практику и переходить к конкретным планам и мероприятиям.

А где в указе определение, действительно, принципиальных и крупномасштабных векторов развития? Где планы по реальному совершенствованию государственного устройства? Где декларация, например, о стремлении к единству России и Белоруссии? Где постановка целей в сферах национальной культуры и народного образования? И что наиболее близко к рассматриваемым в этой статье вопросам – где хотя бы пунктик, предусматривающий хотя бы частичную национализацию экономики, для начала – национализацию компаний, имеющих для государства стратегическое значение, запрет на новую приватизацию компаний? Где перечень прорывных научных направлений и промышленных технологий, организация государственных предприятий по отдельным отраслям? Нигде. И в других государственных документах – нигде…

Вот такая трогательная «забота» о национальном достоянии России и гражданах страны.

Андрей Витальевич Сошенко

Фото: Из личного архива автора

Источник: ruskline.ru