Русские Вести

За беспорядками в Дагестане стоят экстремисты с большим опытом


Стало известно кто же управляет Telegram-каналом «Утро Дагестана», стоявшими за организацией антисемитских акций по всему Северному Кавказу 28 – 29 октября, включая массовые беспорядки на махачкалинском аэропорте вечером 29 октября.

Об этом «Медузе» (признана иностранным агентом, поэтому мы не можем привести прямую ссылку на источник) 31 октября рассказал Федор Клименко, работавший на проживавшего в Киев бывшего депутата Госдумы Илью Пономарёва (признан иностранным агентом): «Я был главным редактором этой истории и курировал всю телеграм-сеть, связанную с «Утро Февраля» – в нее входило и «Утро Дагестан». Я уволился в феврале 2023 года… Канал «Утро Дагестан» был создан вместе со всей сетью каналов «Утро Февраля», которая, как вы знаете, потом эпично провалилась – прежде всего потому, что масштабные планы инвестора не в полной мере соответствовали его финансовыми возможностями. Но «Утро Дагестан» – единственный канал, который выстрелил, несмотря на это – потому что Абакар Абакаров, который был редактором паблика, – это довольно известная личность в определенных кругах на Кавказе и у него явно есть медийные способности. Он умеет привлечь аудиторию и, в отличие от других админов наших пабликов, оказался готов работать за идею – в том смысле, что не прекратил вести канал, когда зарплата от Пономарева перестала поступать».

Эту информацию с рядом уточнений подтвердило вечером 31 октября еще одно известное оппозиционное эмигрантское издание – Telegram-канал SOTA, действующий сейчас отдельно от сайта SOTA.Vision, признанного ранее иностранным агентом: «По данным «Соты», Абакаров, действительно, являлся автором канала, однако делал это не самостоятельно, как заявляет Клименко, а сохраняя связь с сотрудниками Пономарева, которую отрицает Клименко».

Абакара Абакарова 1976 года рождения как одного из администраторов «Утра Дагестана» упоминал 30 августа 2023 года со ссылкой на данные силовиков анонимный Telegram-канал «Контора пишет», отметивший, что среди таковых проходят также Арслан Мирзаев 1988 года рождения и Гасан Гаджиев 1987 года (о них мы расскажем чуть позже).

Абакаров – личность действительно известная, и не только на Кавказе. В 2013 – 2016 годах довелось немало писать о нем в то время, когда он с группой единомышленников перебрался из Дагестана в Москву и активно пытался здесь «мутить воду».

Но начнем по порядку. К 2012 году в Дагестана действовал мощный филиал зарубежной «Партии исламского возрождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»). Действовал нелегально, потому что «Хизб ут-Тахрир» был признан в 2003 году Верховным судом России террористической организацией, но при этом достаточно открыто и активно.

Стоит отметить особенность «Хизб ут-Тахрира» среди прочих радикальных исламских организаций – его представители хорошо умеют работать с толпой. Организуются все акции «хизбов», как правило, по одному лекалу – в Сеть вбрасывается информация, что в какой-то стране «оскорбили мусульман», а поэтому необходимо выйти на улицы.

Первая такая массовая акция прошла 21 сентября 2012 года в Кизляре, городе на севере Дагестана с населением около 50 тыс чел, а поводом стал выход в США фильма «Невинность мусульман» и комиксов о пророке Мухаммеде во Франции. Хотя официальные ресурсы республики вообще проигнорировали эти события, в Сети появилось большое количество видеозаписей огромной колонны (по оценкам исламских сайтов – около 1500 человек, по оценке дагестанской газеты «Новое дело» – около 3000 человек), шествующей с черными флагами «Хизб ут-Тахрира», причем зажигал ее человек с мегафоном. Завершилось шествие публичным сожжением флагов США и Франции.

27 апреля 2013 года пресс-служба МВД по Республике Дагестан сообщила о том, что «на посту при въезде в Кизляр была пресечена попытка прорыва в город колонны из 25 автомашин членов экстремистской организации «Хизбу-Тахрир» со своими флагами для проведения несанкционированного мероприятия». Участники автопробега (который несмотря на флаги экстремистской организации они называли «свадебным») вступили в драку с полицией, на четырех позже завели уголовные дела. На следующий день репортаж об этом дал даже Первый канал. К этому моменту скрывалось активность «хизбов» в городе и регионе уже не получалось, момент их активизации был упущен.

Активность «хизбов» распространилась и на столицу республики, где 8 февраля 2013 года в парке имени 50-летия Октября на проспекте имама Шамиля прошел уже санкционированный митинг, среди организаторов которого были Билал Магомедов (организатор несанкционированного шествия 21 сентября 2012 года в Кизляре, не скрывавший своей принадлежности к «Хизб ут-Тахриру» и регулярно появлявшийся в роликах на YouTube-канале русского филиала организации) и Магомед Карташов (задержанный 27 апреля 2013 года на автопробеге «хизбов» в Кизляре после драки с полицией), а участники держали огромное количество флагов «Хизб ут-Тахрира».

Набор требований на митинге 8 февраля 2013 года был универсальным – это «запреты на мечети и хиджабы в России» (которые исламисты находят повсюду, произвольно интерпретируя любые события в нужном им духе), так и поддержка Россией властей Сирии. Выступавший со сцены Билал Магомедов устроил с митингующим такую перекличку: «Из тех ли мы мусульман, которые поддерживают режим Башара Асада? (В ответ толпа кричит «Нет!») Поддерживаем ли мы мусульман, которые воюют, чтобы там установился шариат? (В ответ кричат «Да!») Демократию мы там хотим? (В ответ кричат «Нет!») Только ислам! Аллаху Акбар!»

Ближе к концу того же года 29 ноября 2013 года исламисты провели у Дома журналистов в Махачкале еще один согласованный митинг с похожей повесткой про «ущемления ислама» и войну в Сирии, на этот раз объявив врагами ислама еще и заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина и председателя информационного управления Следственного комитета Российской Федерации Владимира Маркина. На этом митинге уже выступил и Абакаров.

К этому моменту стало ясно, что власти и силовики Дагестана адаптировались к методам «хизбов» и последним стало затруднительно организовывать новые массовые акции в республике. Абакаров с группой своих единомышленников перебрался в Москву, тем более, что, как он рассказывал в 2015 году интервью «Новому делу»: «После окончания в 1999 году экономического факультета ДГУ по специальности «Менеджмент», я жил в Москве, учился в аспирантуре МГУ. В 2002 году защитился на степень кандидата экономических наук. В 2000 году учредил Ассоциацию молодежи Дагестана в Москве, руководителем которой долгое время и являлся». Впрочем, когда я в декабре 2013 года брал комментарии у знакомых Абакарова по поводу организуемого им митинга, один из них упомянул, то Абакаров «немало лет прожил в Москве, знает людей не только по линии Российского конгресса народов Кавказа (РКНК): он знаком с представителями Ассоциации молодежи Дагестана в Москве, c представителями карачаевского движения «Эльбрусоид» и т.д.». Лишь знаком. Хотя может быть в прошлом и возглавлял, как входил, судя по многочисленным упоминаниям в СМИ, в руководство РКНК.

В Махачкалу Абакаров и позже периодически заезжал, например, приняв участие в проведенном здесь 25 июля 2014 года круглом столе, участники которого призвали провести акции в поддержку Палестины и сравнили происходящее в Газе с событиями в Дагестане. Но основные интересы он сосредоточил уже в московском регионе.

В завершении митинга 29 ноября 2013 года Абакаров заявил: «В ближайшее время мы объявим о проведении в городе Москве беспрецедентного по своему масштабу общероссийского митинга против исламофобии, кавказофобии и ксенофобии!» Как раз тогда я выделил среди мелькавших на митингах исламистов (которые тогда внимательно отслеживал) деятелей этого персонажа и взял у него комментарии. Место будущей акции Абакаров назвал ни много ни мало Манежную площадь. Заявку изначально планировали подать в двадцатых числах декабря 2013-го, но в итоге подали 11 января 2014-го.

Интересно, что Абакаров тогда планировал привлечь к митингу представителей среднеазиатских и тюркских диаспор, и в пресс-конференции о митинге 24 декабря 2013 года принял участие председатель «Союза молодежи Таджикистана в РФ» Иззат Амон, а также специально приехавший для этого из Казани председатель Союза татарской молодежи «Азаттык» Наиль Набиуллин. Сколько смогли бы они вывести на Манежную 26 января 2014 года, вопрос риторический, ибо митинг им, разумеется, не согласовали.

Чуть позже Абакаровым познакомился с двумя молодыми «хизбами», также переехавшими в Москву и занимавшимися тут агитацией. Для понимания, о ком речь, приведу большую зарисовку из издания «Слон» от 5 февраля 2015 года:

«Уроженцу Махачкалы Арслану Мирзаеву 27 лет. Говорит, что раньше «был типичным борзым дагом». «Я в семье самый старший, так что испортила Москва: приехал учиться в третий мед на зубного техника, и понеслась: наркотики, клубы, женщины, дрались с ингушами из соседних общаг», – в студенческие годы Мирзаев явно не скучал... Все поменялось, когда отец устроил Мирзаева практиковаться в зубной кабинет, которым владел его знакомый. Там его коллегой и приятелем стал Гасан Гаджиев... Гасану, коренастому бородачу, сейчас 25 лет... Гасан уклончив, когда спрашиваешь его об обстоятельствах знакомства с местной ячейкой... На одном из первых же собраний, в котором принял участие Гасан, случилась полицейская облава. Несколько десятков омоновцев с автоматами ворвались в дом, где собирались члены «Хизб ут-Тахрира»… «Да, меня «Хизб ут-Тахрир» тем и привлекла, что она какая-то очень дерзкая. Когда ты молодой, ты всегда левак, а у нас на Кавказе все молодые любят дерзнуть, так что я сразу проникся, когда Гасан меня начал лечить», – вспоминает Мирзаев свой приход в «Хизб ут-Тахрир»... Затем оба перебрались в Москву».

Где-то в конце 2014 года, судя по тому же материалу в «Слоне», налаживается связь упомянутых радикалов: «Члены «Хизб ут-Тахрира» этот тренд уловили превосходно: 27 января Мирзаев должен был презентовать общественное движение «За права мусульман!», которое бы оказывало единоверцам юридическую помощь. Деньги на офис и первые месяцы работы дал дагестанский предприниматель Абакар Абакаров, ранее называвший себя членом Российского конгресса народов Кавказа (в самой организации от него открещиваются) и не так давно безуспешно пытавшийся организовать митинг в защиту прав трудовых мигрантов. Презентацию общественного движения, правда, пришлось на время отложить, поскольку Мирзаев с Абакаровым были заняты подачей заявки в мэрию Москвы на антикарикатурный митинг численностью 100 тысяч человек. Заявку чиновники вернули чуть ли не на следующий день, а глава Департамента региональной политики Москвы Алексей Майоров назвал это провокацией и обещал подключить к делу правоохранительные органы».

Вот ещё одна попытка вывести на улицы России «разгневанных мусульман» - и вновь потому что в очередной раз где-то на Западе опубликовали карикатуры на Мухаммеда.

В качестве «вишенки на торте» стоит упомянуть появление всех упомянутых героев – Абакарова, Гасанова и Чаринского – 22 ноября 2014 года на заседании Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, причем Гасанов и Чаринский, участвовали как эксперты в работе одной из площадок форума.

Одновременно с этим Абакаров проворачивал в столичном регионе уже чисто коммерческие «схемы» сомнительного характера. В частности, как стало известно уже в 2019 году из жалоб его кавказских знакомых, он арендовал у местного жителя Максима Бесшапошного участок земли в деревне Картмазово (поселение Московский Новомосковский административный округ Москвы) близ трассы в аэропорт Внуково и незаконно (потому что участок имел разрешение лишь для индивидуального жилищного строительства) выстроил там трехэтажный кирпичный дом, квартиры в котором продавал по 4 млн руб. Дом в итоге по приговору суда снесли, а незадачливые дольщики остались без денег, поверив «защитнику ислама».

Сам Абакаров в интервью «Кавказ.Реалии» (признано иностранным агентом) уже в 2019 году не скрывал, что стройка была незаконной: «Весь бизнес в России подвязан на коррупционные схемы, этот дом – не исключение. Что касается строительства без разрешения, то хочу сказать, что это реалии российской коррупционной индустрии строительства». При этом, когда Щербинский районный суд Москвы 23 августа 2017 года постановил снести выстроенный Абакаровым дом как самострой, «борец за ислам», дабы не отвечать за взятые за квартиры деньги, оперативно перебазировался в Одессу, где вместе с Чаринским открыл исламскую школу «Хаджибей».

То, что благодаря Пономарёву сейчас в руках этой публики, а также новой поросли исламских экстремистов из Дагестана оказался пусть даже относительно читаемый Telegram-канал – это не просто глупость, это преступление.

Владислав Мальцев

Источник: zavtra.ru