В любом конфликте очень часто любят путать причину и повод. Собственно, повод может вызвать те или иные последствия только тогда, когда они уже были подготовлены закономерным ходом развития - причиной. Нынешняя геополитическая обстановка является тому ярчайшей иллюстрацией. Такое безумное количество ограничительных мер, которое обрушилось на Россию со стороны коллективного Запада, словно всего лишь дожидалось своего часа. И СВО тут была никак не причиной, а лишь сугубо долгожданным поводом.
Именно поэтому рестрикции дотянулись даже до тех областей, которые, казалось бы, совершенно никак не относятся к сути официально провозглашаемой проблемы. Достаточно вспомнить хотя бы Тургеневский дуб, который исключили из конкурса "Европейское дерево года" или русских кошек, которым запретили участвовать на международных выставках.
Другой пример - приостановка работы Арктического совета. Казалось бы, причём тут сотрудничество в Арктике и конфликт в Северном Причерноморье? Однако это все звенья одной цепи, которые лишь удобно прикрылись возникшим поводом.
Арктический совет, членами которого являются Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, был создан ещё в 1996 году. Изначальная цель - охрана окружающей среды и устойчивое развитие региона. Постоянно подчеркивалось, что данная организация является межправительственной площадкой для "деполитизированного диалога в высоких широтах". По иронии судьбы, в самом начале 2022 года законодатели из Норвегии даже выдвинули Арктический Совет на Нобелевскую премию мира за "дух сотрудничества".
Однако в марте 2022 года члены Совета объявили, что не будут участвовать в каких-либо мероприятиях под председательством России (наша страна с 2021 по 2023 годы является страной-председателем) или на российской территории. Разумеется, это было сделано под влиянием США. Далее на целый год арктическая повестка оказалась в прямом смысле слова "заморожена".
И вот буквально пару недель назад советник Госдепа Дерек Шолле объявил о том, что США возобновят проекты Арктического совета без участия России, сформировав таким образом "Arctic 7". Это, конечно, достаточно странно, учитывая, что на нашу долю приходится около 60% арктического побережья, на котором проживает более половины населения региона (2,5 млн человек). Игнорирование интересов нашей страны в рамках Арктического Совета приведёт к сворачиванию научных, экологических и прочих международных проектов. Ну и, разумеется, никакой речи о выстраивании системы безопасности в Арктике без участия России не может быть и речи.
Но стабилизация и не является целью Вашингтона. Нынешний конфликт стал удобным предлогом для реализации политических амбиций США в Арктике, которые уже не первый год нервничают из-за усиления позиций России в регионе.
И всё дело в очень низких температурах, умение работать с которыми есть только у России. В настоящий момент у нас имеется крупная сеть арктических военных баз, а также построены семь полярных аэродромов (один из них - в условиях вечной мерзлоты). Такого еще никому в мире не удавалось. Активно развивается и ледокольный флот, аналоги которому тоже отсутствуют. К слову, все эти рассказы о глобальном потеплении могут кого угодно убеждать в том, что в Арктике растают все льды. Однако суровая реальность говорит об обратном.
Военная техника тоже адаптирована к низким температурам и способна работать при -50. К примеру, у нас имеются вертолеты, которые были специально разработаны для минусовых температур и оборудованы особыми установками, которые согревают важные узлы и агрегаты.
Ну и, разумеется, Северный морской путь - потенциальный конкурент Суэцкого канала. США ещё с прошлого века безуспешно пытаются добиться того, чтобы СМП получил статус международного. Мол, он якобы принадлежит всему миру, а не России, контролирующей ту его часть, которая со временем будет подходящей для судоходства.
Кстати, скандинавам подобная ситуация где-то "в глубине души" совершенно невыгодна. Они даже пытались высказывать робкие предположения о необходимости возобновления контактов с Россией. Однако кто будет спрашивать сателлитов, на территории которых в добавок находятся ещё и американские военные базы. В общем, очевидная стратегия США в Арктике - это гибридная война против России и милитаризация региона.
Теперь вопрос - что делать в этой ситуации России. Разумеется, о возобновлении работы Арктического совета в прежнем виде не может быть и речи. Возможны некие научные контакты на низовом уровне, однако полноценное сотрудничество с миньонами США в текущей обстановке просто абсурдно. Маски сброшены, об истинных намерениях установления доминирования США объявлено фактически открыто. Да, Россия является крупным и ключевым игроком в Арктике. Но, учитывая силу наших соперников, и нам точно не помешает союзник.
Поэтому одним из наиболее логичных вариантов в текущей обстановке является усиление альянса с Китаем, который тоже имеет обширную программу Арктического влияния. Это может привести к существенной реконфигурации всей арктической политики. Тем более, что отдельные программы уже реализуются.
Таким образом, учитывая ведущую роль России в "мире низких температур", оформившийся русско-китайский союз будет мощной альтернативой разрушенному Арктическому совету во главе с США. Правда, здесь главное держать ухо востро и не отдавать Китаю влияние в нашей Арктике. Союз против Запада - да, делиться влиянием с Китаем - нет.