На днях премьер-министр Михаил Мишустин распоряжением №2816-р от 6 октября утвердил «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». Одной из этих 42-х инициатив по развитию страны упомянута «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения».
Увы, перечень содержит только названия, так что для раскрытия содержания инициатив надо провести целое расследование.
В письме первого заместителя министра финансов Леонида Горнина №06-01-29/34273 от 4 мая от 2021 года, направленном руководителям финансовых органов субъектов Российской Федерации, подробно рассказывается: «В настоящее время правительством Российской Федерации ведется работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия). В рамках разработки Стратегии утвержден перечень рабочих групп, одной из которых является рабочая группа «Агрессивное развитие инфраструктуры» (далее – Рабочая группа). За основу работы Рабочей группы приняты стратегические направления для разработки перечня проектов (инициатив), в том числе по пространственному развитию. Так, одним из стратегических направлений Российской Федерации является «Сбалансированное пространственное развитие», в рамках которого планируются к реализации такие проекты (инициативы) как «Возрождение малых форм расселения» и «Города больших возможностей». В контексте имеющихся проблем Рабочей группой поставлена задача по обеспечению сбалансированного пространственного развития путем создания «территорий развития». Указанными территориями должны стать городские агломерации…»
То есть, получается, на выходе история про «развитие малых форм расселения» превращается в агломерации, ну, или максимум в поселки при агломерациях?
Ещё больше вопросов возникает, если заглянуть в презентацию упомянутой выше концепции «Агрессивное развитие инфраструктуры». Разрабатывалась она под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительную отрасль, и была представлена в апреле этого года. Целый ряд предложенный в ней инициатив («Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла», «Новый ритм строительства», «Мобильный город», «Мой частный дом», «Инфраструктурное меню») вошел в утвержденный в октябре премьер-министром «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». То есть, хуснуллинская концепция – это не какая-то там маниловщина, а мэйнстрим высших кабинетов власти.
Один из ключевых пунктов концепции Хуснуллина – «Агломерации» (стр. 10). Ставится следующий план: «2021 год – определена 41 агломерация… 2030 год – в 41 агломерации созданы условия для интенсивного экономического развития (более 60 млн человек)» (стр. 11).
В концепции Хуснуллина упомянуты и «критерии отбора агломераций», среди которых одним из основных является «численность населения – более 500 тыс человек» (стр. 12). Если обратиться к официальным данным Роскомстата, на 1 января 2020 года в России 23 города имели население от 500 тыс до 1 млн человек (Краснодар, Саратов, Тюмень, Тольятти, Ижевск, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Хабаровск, Ярославль, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Рязань, Набережные Челны, Астрахань, Пенза, Киров, Липецк, Балашиха), суммарно 14 млн 156,1 тыс человек, и 15 городов с населением свыше 1 млн человек (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Воронеж, Пермь, Волгоград), суммарно 33 млн 696,1 тыс человек. Итого 38 городов с населением 47 млн 852,2 тыс человек.
Можно найти ещё три города с населением чуть меньше 500 тыс человек и вот искомые 41 агломерация. Стоит учесть, что при образовании агломераций та же Балашиха неизбежно вливается в Московскую, то есть нужен ещё один город с населением около полумиллиона. Итого суммарное население уже переваливает за 50 млн человек, а если добавить население городов помельче, захватываемых агломерациями, – вот и 60 млн.
То есть, получается, 60 млн человек – это численность населения 41 агломераций уже сейчас, после их создания. А ведь дальше в концепции упомянут «прирост численности населения городских агломераций к 2030 году – не менее 105%» (стр. 12). Прирост населения агломераций вдвое даст к 2030 году порядка 123 млн человек. За их пределами в России окажется порядка 20 – 25 млн человек, всего ничего.
Стоит учесть, что население России и так стягивается в крупные города. По данным того же Росстата, на 1 января 2009 года в стране было 11 городов-миллионников (сейчас – 15), в которых проживало 25 млн 654,9 тыс человек (сейчас – 33 млн 696,1 тыс). А за их пределами наблюдается падение численности населения вследствие миграции. В среднем по данным Росстата за 2010 – 2018 годы падение численности населения за пределами крупных агломераций и, наоборот, рост населения в таковых составило около 5%. Хуснуллин же «щедро» добавляет к этим 5% за десятилетие еще 100%!
Некая логика в этом есть. Государство в начале 2010-х годов мощным ударом уничтожило социалку – медицинскую, образовательную и прочую – в маленьких городах и посёлках. «Скорая» помощь туда едет теперь часами из крупных городов. Предлагается как бы выход – если хотите иметь нормальную социалку (об этом говорится в концеции Хунсуллина), вот давайте в крупные города все и переселяйтесь, а мы их ещё и укрупним.
Почему «как бы», потому что такое решение вбивает осиновый кол в грудь русской деревни, всей российской провинции, которая и так ослаблена сначала коллективизацией, потом Великой Отечественной войной, потом кампанией против «неперспективных деревень» в 1970-е годы (уничтожившей в Нечерноземье тысячи и тысячи населенных пунктов), и, наконец, реформами 1990-х и нулевых годов.
Банально, что будут есть живущие в крупных городах 120 млн человек? Кто их будет кормить? Впрочем, в той же концепции Хуснуллина намекается на решение этой проблемы – «новая миграционная политика» (стр. 14), означающая «открытие границ для иностранных строителей» (с. 78) и завоз в страну к 2030 году еще 5 млн. трудовых мигрантов из-за рубежа (стр. 14), вдобавок к 7 млн. уже имеющихся в России сейчас.
И вряд ли речь только об иностранных строителях. В начале октября Министерство сельского хозяйство РФ согласовало с коллегами из Узбекистана проект, дающий возможность узбекским предпринимателям арендовать в России до 1 млн. гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Это почти половина площади Крыма.
Где-то сдадут сельскую землю узбекам, где-то – вьетнамцам, где-то еще кому-то. Социалку им обеспечивать не надо, как-нибудь сами проживут. Для чиновников выглядит привлекательно. Только это означает сдачу всей страны в аренду иностранцам.
Владислав Мальцев