Нынешняя информационная война между Западом и Россией является следствием нерешённых вопросов после 1945 года и недовольством англо-американского мира тем, что победу в войне им пришлось разделить с Советским Союзом. Отсюда следует и нацификация новых независимых государств, отколовшихся после развала СССР и сегодня заявляющих, что Великая Отечественная – это "чужая война". Чтобы победить здесь, России нельзя идти на компромиссы – она должна отстаивать историческую правду, в том числе на территории бывших советских республик. Об этом на пресс-конференции в Москве говорили российские эксперты.
Так, политический обозреватель Владимир Павленко отмечает, что во время войны США пытались максимально оттянуть момент выступления на помощь антигитлеровской коалиции, желая взять на себя большую роль в победе. Этого не получилось, что вскоре вылилось в Карибский кризис, холодную войну и нынешнее информационное противостояние.
"Стратегия Запада в преддверии войны заключалась в сталкивании лбами Германии и СССР, чтобы затем продиктовать тем и другим свою волю. Об этом свидетельствовал наш легендарный разведчик-нелегал Юрий Иванович Дроздов. В июне 1941 года в этом же самом признавался и будущий президент США Гарри Трумэн. Англо-американский план заключался в том, чтобы дождаться момента и вступить в войну на своих условиях и вернуться к проекту нового мирового порядка. Об этом между строк написано в Атлантической хартии. Антигитлеровская коалиция вынуждена ждать Запада, чтобы войти в когорту победителей и участвовать в послевоенном разделе мира. Хотя и не так, как им хотелось бы, – не самостоятельно, а вместе с СССР… Таким образом, Ялтинско-Потсдамская система – результат сложенного итогами войны баланса, который не устроил Запад. Поэтому она подвергалась постоянным атакам от фальсификаций до попыток закрепления ядерной монополии Запада, до эскалации противостояния до уровня Карибского кризиса", – заявил Павленко.
Председатель Научного совета Российского военно-исторического общества Анатолий Кошкин напоминает, что особо ярко информационная политика Запада видна сейчас, когда мнение европейцев о том, кто именно является освободителем, кардинально изменилось.
Так произошло, что то, что признавали наши недруги – вклад нашей страны и нашего народа, решающий вклад в разгром как нацистской Германии, так и милитаристской Японии – сейчас всё перевёрнуто. И если во Франции в 45-м году 70% заявляли, что сломил хребет Гитлеру Советский Союз, то теперь те же 70% говорят, что это США и Великобритания нас спасали,
– заявил Кошкин.
По мнению кандидата исторических наук, профессора кафедры информационной политики Модеста Колерова, следствием этой информационной войны является стремительная нацификация бывших социалистических республик:
"Новые независимые государства в абсолютном большинстве построены так, что свою легитимность черпают в национализме. А этот национализм во время Великой Отечественной войны, Второй мировой войны в абсолютном большинстве был союзником Гитлера. Даже та героическая Монголия, которая вместе с нами проливала кровь в 45-м году, теперь, в новых условиях, ищет противоядие против подавляющего нависания Китая над ней, делает коммуникационную ставку на Южную Корею, Японию…
Итак, мы одни, советская история Великой Отечественной войны становится нашей национальной историей. Я не строю иллюзий относительно того, что шовинистическое, националистическое и прогитлеровское помрачение наших бывших советских или социалистических партнёров дойдёт до нижней точки и исчерпается. Не дойдёт, не доживём. Чего уж говорить, когда с конца 2019 по май 2020 года такой патентованный патриот, как президент Лукашенко, трижды перед прессой сказал о Великой Отечественной войне: "Это не наша война". Я не строю иллюзий, что он сейчас исправится. Не исправится. Итак, правда о войне становится нашей идентичностью, правда о геноциде, которому подвергся наш народ, становится центром нашей идентичности в истории этой войны.
Помня, что мы здесь одни, мы должны максимально ответственно отнестись к тому, что происходит в области исторической памяти, памяти о войне здесь, у нас дома. Мы должны быть не только бескомпромиссными и радикальными в части нашей внешней исторической памяти, радикальны в отношении тех, кто пытается свой зоологический антикоммунизм упаковать в оправдание Гитлера".
Российский дипломат, бывший вице-спикер МИД РФ Михаил Демурин также считает, что нынешней России нужно более активно отстаивать свою историческую память:
Надо делать всё для того, чтобы крепить приверженность народов на пространстве, которое раньше занимал СССР, к нашему общему великому наследию. Причём крепить не абстрактно, а конкретными делами – сотрудничеством в деле защиты этой памяти. Сегодня, когда во Львове оскверняют воинское кладбище, протестует исключительно Россия. А ведь там на плитах есть и белорусские, и казахские, и киргизские, и узбекские, азербайджанские, армянские имена. Так что протестовать должны и эти страны. И организовать их на это должны мы, Россия.