Русские Вести

Турки жаждут напомнить о своём былом величии


Тюрколог Александр Сотниченко о санкционировании властями Турции проведения исламского обряда в соборе Святой Софии в Стамбуле …

Как сообщалось, власти Турции провели исламский обряд в соборе Святой Софии в Стамбуле по случаю начала Рамадана. «Одержимость на грани фанатизма», - так в МИД Греции расценили проведение мусульманского обряда в храме, который внесен список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также с 6 июня в соборе вплоть до 5 июля ежедневно в 14:00 проводится чтение Корана, транслируемое в прямом эфире государственного религиозного канала TRT Diyanet. Этот шаг, по словам представителей турецкой правящей партии, стал ответом на признание геноцида армян в Германии. 

Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» тюрколог, петербургский политолог, к.и.н. Александр Сотниченко: 

Почему отмалчивается Патриарх Варфоломей? Нужно понимать, что Константинопольская Патриархия зависима от турецкого государства. Патриарх Варфоломей является гражданином Турции. И, разумеется, его критика в адрес турецкого государства и ислама будет негативно отражаться на Православной Церкви, а, вполне возможно, на судьбе православных. Если он резко выступит с критикой в адрес этого действа, то еще неизвестно, как на это отреагируют различные мусульманские экстремистские организации, которые в последнее время довольно популярны в Турции, в том числе и в Стамбуле. Поэтому нельзя сильно винить Патриарха Варфоломея за его молчание. 

То же самое можно сказать по поводу турецких властей. Храм Святой Софии является музеем с 1935 года. В музей его превратил Мустафа Кемаль Ататюрк, ультрасветский лидер. Во времена его правления уровень борьбы с религией в Турции был примерно, как в России. Единственная особенность: не столь развитая турецкая  инфраструктура не позволила довести эту борьбу до конца, как это было в России. И сейчас в Турции происходит процесс реституции, как и в России. У нас тоже есть процесс передачи Церкви различных культовых зданий, сооружений, которые использовались, в том числе, как музеи. Самый известный пример — Казанский собор в Санкт-Петербурге, где раньше был музей истории религии и атеизма. Сейчас активно ведется дискуссия по поводу передачи Церкви музейных зданий - Исаакиевского собора и комплекса Смольного монастыря.

В Турции точно такое же движение, которое опирается на широчайшую поддержку народных масс, поскольку за последние двадцать лет исламизация населения Турции, т.е. количество людей, которые держат пост, регулярно посещают богослужения в мечетях, исполняют предписанные заповеди, возросло в разы. К сожалению, в отличие от России, где процент воцерковленных людей не превышает пяти процентов. И, разумеется, власть чувствует давление этих людей и пытается его использовать в своих политических интересах, ибо вокруг храма Святой Софии давно уже развивается такая дискуссия. В эпоху светского правления, которая теперь заканчивается, он был превращен в музей. Ныне ислам вновь становится одной из основ идеологии Турецкой Республики. Причем именно правящая партия Турции — Партия справедливости и развития - является одним из главных сторонников этой идеи.

Другое дело, глупо считать возобновление традиции — чтение Корана в храме - ответом на признание германским парламентом геноцида армян! Германия никакого отношения к храму Святой Софии не имеет и никогда не имела. Тем не менее, это попытка правящей партии Турции продолжить давление в направлении этого храма. Но не совсем понятно, какая должна быть наша позиция. С одной стороны, турки могут сказать: Россия, вы возмущаетесь, но у вас же происходит передача Церкви культовых зданий. И у нас идет тот же процесс. 

В Крыму, Татарстане и на Кавказе есть ряд храмов, которые были поставлены на месте бывших мечетей или с использованием стройматериалов бывших мечетей, которые были впоследствии возвращены Церкви. Процесс достаточно схожий. Как в Османской империи церкви превращались в мечети, так и в Российской Империи мечети превращались в церкви. Это совершенно нормальный естественный процесс расширения империй.

Вспоминается ли в ходе дискуссии, что это был православный собор? Храм Святой Софии являлся для мусульман Турции символом величия Османской империи. Это была главная и большая мечеть Османской империи. Даже турецкие архитекторы не смогли построить большего здания. И все вспоминают, что это был определенный символ завоевания Константинополя, после которого Османская империя стала существовать как величайшая держава Средневековья. Именно поэтому нынешнее руководство Турции заявило, что этот шаг по поводу чтения Корана совершен в качестве ответа на признание Германией геноцида армян. Я понимаю их мысль — мы вас, европейцев-христиан, победили более пятисот лет назад, а вы сейчас против нас козни строите. Мы вам можем вполне ответить потому, что храм Святой Софии по-прежнему у нас.

В начале 2000-х годов Турция шла по пути примирения между конфессиями, было сделано много заявлений в пользу примирений между христианами, мусульманами и представителями Армянской церкви в Турции, велись разговоры о возвращении имущества, которое было незаконно изъято у греков в 20-30-е годы. К сожалению, сейчас эти вопросы закончились. Можно было бы пойти на нестандартный ход, например, оставив Святую Софию в ведении музея, тем не менее, в одном из пределов разрешить проведение православных Богослужений, а в другом - совершение намаза, как это происходило в мечети Омейядов в Дамаске. После того, как этот город был захвачен мусульманским войском, то в одной части знаменитой церкви Иоанна Крестителя проводились мусульманские богослужения, а в другой — христианские. Но пока вся дискуссия строится просто на возможности совершения именно мусульманских богослужений. 

Источник: ruskline.ru