Русские Вести

Терпение лопнуло


Ещё 30 лет назад Казахстан оставался частью СССР. В степной республике советские учёные и инженеры поставили на индустриальные рельсы химическую, машиностроительную и текстильную промышленности. Но после 1991 года Астана резко сменила свой политический курс с лояльного к России на «свой собственный»: капиталы в западных банках, связь с атлантическими коллегами.

Очевидными последствиями стали протесты в 2022 году, которые были урегулированы не НAТО, а странами ОДКБ, в частности, Россией. И вроде бы пора уже поменять курс внешней политики, но Астана остается верна своей кочевой натуре. Тем не менее в 2023 году усидеть на семи стульях стране степей не удалось. Как Казахстан сумел насолить и России, и Китаю и почему коридор «Запад — Восток» теперь закрыт для Астаны? Давайте разбираться.

Старые добрые волки в овечьих шкурах

Ещё в 2022 году Астана сгорала от внезапных новогодних погромов. К счастью, вмешались миротворцы РФ, быстро потушили разгорающийся конфликт и оставили власть нынешнему президенту Казахстана — Токаеву. Однако благодарность за сохранение аутентичности страны продержалась меньше полугода.

«Казахстан не будет инструментом для обхода санкций США и Евросоюза, — пообещал он. — Хотя мы и входим в экономический союз с Россией и Белоруссией, мы также являемся частью международного сообщества», — заявил помощник президента Тимур Сулейменов 4 апреля 2022 года.

Со дня начала действий в стране [404] прошло буквально 2 месяца, на аналогичное количество стульев решила сесть и Астана. Ведь параллельный импорт, несмотря на заявления политиков страны, всё же шёл, причём в хорошем темпе. От Астаны не требовалось никакой помощи, кроме экономической, в виде транзитного коридора между дружественными странами и Россией. И казалось бы, почему бы и не продолжать прибыльный параллельный импорт, но тут нагрянули атлантические послы, к сожалению, не с дарами, а, скорее, с требованиями и угрозами. Так, в 2023 году страну посетил Энтони Блинкен:

«У нас очень хорошие и надежные долгосрочные партнерские отношения в таких стратегически важных областях, как безопасность, энергетика, торговля и инвестиции. Поэтому мы готовы к дальнейшему развитию этого сотрудничества», — сказал Токаев на встрече с госсекретарём в Астане.

Внезапно ли это? Оказывается, нет. Ведь ещё в 2021 году в Казахстан начали вливаться деньги Белого дома. Соединенные Штаты являются одним из крупнейших инвесторов Казахстана с общим объемом инвестиций более $62 млрд. Поэтому посещение американским госсекретарем страны степных народов логично: Вашингтон отдавал деньги не для того, чтобы Казахстан потом наживался на параллельном импорте, который вроде как запрещен коллективным Западом.

«Наше правительство неоднократно и очень четко заявило, что Казахстан не вводит никаких санкций и ограничений в торговле с Россией. Однако он не позволит обходить западные санкции и не станет площадкой для такого обхода», — цитирует RBC.

Теперь пришлось отвечать не словами, а действиями. Почему Астана так легко прогнулась под всего лишь один приезд атлантических коллег? Напомним, что ещё в 2017 году под сомнительными объяснениями были заморожены более 20, а по некоторым данным, около $30 млрд Национального фонда Казахстана, хранившихся в западных банках. И разблокировать их получилось только к 2019 году, поэтому опасения бывшей республики обоснованы. Однако такие действия не устроили близких соседей Астаны. Как Китай и Россия решили поступить с многовекторным Казахстаном?

Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Тестовая ранняя версия приложения уже доступна в магазинах приложений Play Market и App Store. Спасибо за поддержку!

Кнут и пряник

После заявлений об отказе Астаны от параллельного импорта Кремль сначала решил воспользоваться системой поощрения и предложил соседу нефть по самой низкой цене:

«Они нам дают газ по цене гораздо ниже, предположим, чем Белоруссии. Предварительно идут переговоры, то есть Россия тоже понимает, что эффективная работа возможна только в двустороннем режиме. Она определенно идет навстречу в части предоставления цены, которая в разы ниже европейских», — сообщал министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев.
Но и это не помогло.

Астана проявила неслыханную дерзость — местные банки внезапно перестали принимать оплату в рублях, вопреки наличию соответствующего договора с Москвой. И дальше, как вы понимаете, ничто не могло уберечь Токаева от сокрушительного ответа со стороны России и Китая.

Восточный сосед тоже не в восторге от поведения казахстанского руководства. А когда Астана по какой-то выдуманной причине решила конфисковать на границе пекинские беспилотники DJ agros t30 на сумму 15,4 млн рублей, стало еще веселее. Причём товары предназначались для гражданских целей в строительной сфере и шли из Киргизии. И мало того, что БПЛА были задержаны, так ещё и Бишкеку прилетел штраф. А чтобы всё как-то узаконить, моментально включился американский протекторат: мол, Киргизия вообще не должна торговать с Россией, сами виноваты, заканчивайте. Удивительны тут только таланты казахстанских чиновников настроить против себя всех соседей.

А дальше началось форменное безобразие. Цитату Шарика из «Простоквашино» помните? «Фигвам называется». Так это не про жилище кочевых народов Америки было, а, оказывается, про наш случай.

Одним росчерком пера Пекин и Москва вычеркнули Казахстан из крайне важного и прибыльного экономического проекта: создание нового транспортного торгового коридора, идущего с Востока на Запад. Если Астана, со слов ее официальных лиц, не собирается нарушать рестрикции Запада, то и заставлять ее никто не собирается. Только теперь, помимо Российской Федерации, в транспортный коридор войдут Китай, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан.

«Решение Астаны не нарушать западные санкции, введенные против России, стало лишь катализатором инициативы создания альтернативного транспортного коридора в обход Казахстана», — сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.

Жёстко, конечно, но ничего не поделать — такова цена многовекторности.

«Южный транспортный коридор пройдет с юга Киргизии в Узбекистан, далее — в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспийском море и направится на север, в Астрахань. Это будет наиболее короткий маршрут для доставки грузов, который поможет обойти препятствия на границе Киргизии с Казахстаном», — заявил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

Вот так. И никто никакие штрафы платить не будет. Что ещё Казахстан может предъявить России или Китаю? Китайские предупреждения, хоть и остаются «китайскими», однако Пекину ничего не стоило вычеркнуть Латвию, как наименование, из своих таможенных листов. Страна просто перестала существовать для Китая. Грозит ли что-нибудь подобное Астане? Тут всё сводится к вопросу: а нужен ли Пекину такой сосед? А Москва, видимо, сделала выводы из ситуации с некогда близким западным соседом и не допустит, чтобы что-то подобное повторилось на Востоке.

Источник: dzen.ru