Теракты в Париже и Египте затмили очень важное событие прошедшей недели — саммит G20 в Турции. Очень жаль, что так получилось, ведь этот саммит наглядно показал, что многие страшилки, которыми нас пугали наши западные оппоненты и наша либеральная оппозиция, оказались несостоятельными. Самый банальный пример – страшилка про изоляцию России и лично президента Путина.
Сама идея про изоляцию Путина и России является до такой степени популярной, что я встречал граждан Украины, которые на полном серьезе пишут в соцсетях, что главным успехом Майдана является то, что с Путиным теперь никто не хочет разговаривать. Либеральные СМИ в России очень любят представлять так называемую изоляцию как трагедию и как вычеркивание России из дружной европейской семьи. Что мы увидели на практике в рамках саммита G20? Путин встретился с Обамой, Путин встретился с Си Цзиньпинем, Путин встретился с итальянским премьером Маттео Ренци, Путин встретился с директором МВФ Кристин Лагард, Путин встретился с Меркель. У меня вопрос: вот лично Вы видите изоляцию? А может быть вы заметили, как либеральные СМИ извинились перед своими читателями за то, что пугали их тем, чего нет?
Я хочу отмотать время назад и вспомнить прошлогодний саммит G20 в Австралии. Помните, как смаковала пресса скандал с заявлением австралийского премьера Тони Эббота о том, что он возьмет Путина за грудки? Помните демарши и жесткие заявления канадского премьера Харпера? Помните, как пресса обсуждала, почему Путин улетел из Австралии раньше срока? На недавнем саммите в Турции все было совсем по-другому. Частично это связано с тем, что и премьер Австралии, и премьер Канады уже вылетели из большой политики. Их заменили более конструктивные игроки. Вообще, журналисты-международники шутят, что конфликтовать с Путиным – это плохая примета. Но даже без учета изменения состава участников, видно, что саммит прошел совсем в другой атмосфере. А собственно что изменилось за прошедший год? Я рискну высказать предположение. За прошедший год Россия показала миру свою силу: экономика не развалилась, несмотря на санкции, а российская армия оказалась мощной и высокотехнологичной. Вот и получается, что слабых – бьют, а сильных – уважают. Может, нам пора перестать стесняться своей силы?
Пожалуй, единственное событие саммита G20, которое вызвало резонанс в России, - это заявление президента Путина о предложениях России по вопросу украинского долга.
Очень показательна реакция некоторой части нашей интернет-общественности, которая сразу же бросилась обвинять президента в предательстве интересов страны. И сейчас я говорю не про либералов. К сожалению, некоторая часть патриотически настроенной общественности не любит читать новости дальше заголовка и легко ведется на любые провокации. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.
Итак, Путин предложил США, ЕС и МВФ выступить гарантами украинского долга в обмен на отсрочку платежа. Многие увидели в этом какую-то капитуляцию перед Западом. Но смотрите, прошло уже немало времени, и никто - ни США, ни ЕС, ни МВФ – не соглашаются на предложение Путина. А давайте подумаем, почему?
Да потому что "гарантии Запада", которые потребовал Путин, – это конкретные документы и финансовые обязательства, а не просто слова Обамы или Меркель, от которых можно в любой момент отказаться. Попытка не заплатить по этим гарантиям, если они будут, – это дефолт США и ЕС, что приведет к катастрофическим последствиям для всей западной финансовой системы, а значит, на этот риск никто не пойдет. Если западные страны или МВФ будут гарантировать украинский долг, они заплатят по гарантии. А платить по долгам Украины в современном мире никто добровольно не хочет.
А еще Запад понимает, что Путин поставил Вашингтон в крайне неудобное положение. США нужно или заплатить за Украину, или признать, что они давно списали со счетов украинскую экономику и у Украины нет будущего. А все их слова о поддержке режима Порошенко – не более чем слова.
Специально для спасения Украины американцами предлагалось изменить правила МВФ, сославшись на нежелание России вести переговоры по долгу. Россия продемонстрировала готовность реструктуризовать долг на выгодных для себя условиях. Теперь организовать изменение правил МВФ будет значительно сложнее. Страны, которые платят за членство в МВФ, будут задавать резонный вопрос: почему США не хотят гарантировать долг Украины, но при этом пытаются заставить МВФ вливать деньги в украинскую экономику? И ответа на этот вопрос нет.
На саммите произошло еще одно знаковое событие: Путин поделился с коллегами по G20 сведениями о каналах финансирования терроризма. В списке из 40 стран, через которые проходит финансирование ИГИЛ, оказались даже страны члены-двадцатки.
Вот что интересно. До саммита российская авиация не бомбила нефтяную инфраструктуру ИГИЛ и не бомбила бензовозы, с помощью которых ИГИЛ ведет торговлю нефтью. А вот после саммита сразу же начались массированные бомбовые удары по нефтяной инфраструктуре.
У меня возникает подозрение, что если бы мы начали бомбить нефтянников ИГИЛ до саммита, то нас бы активно критиковали за удары по мирным жителям, которым просто нужен мазут для того, чтобы генераторы больниц продолжали работать, например. А вот после саммита, на котором Путин в закрытом режиме предъявил некоторые доказательства, той же Турции или США, все потенциальные критики замолчали, и теперь игиловские бензовозы можно спокойно бомбить, и никто нам ничего не говорит. Это не более чем моя теория, но, может быть, вы с ней тоже согласны?
Очень жаль, но, на мой взгляд, самая важная экономическая новость саммита осталась практически без внимания российской прессы. Специальное коммюнике G20 по поводу МВФ, принятое на саммите в Турции, призывает США ратифицировать реформу МВФ от 2010 года.
Эта реформа предполагает, что США должны отдать свой блокирующий пакет голосов МВФ, а сам Фонд должен перестать зависеть от вашингтонских политиков. Подчеркиваю: это общее коммюнике G20, а значит, его подписал и президент США – Барак Обама.
Уже 5 лет, начиная с 2010 года, Евросоюз, Китай, Россия и Индия пытаются лишить США права блокирующего голоса в МВФ и превратить МВФ в по-настоящему международную финансовую организацию, которая бы управлялась по-настоящему коллегиально, а не решениями одного Вашингтона. Сейчас "двадцатка" снова требует от Конгресса США отдать контроль над МВФ, и Барак Обама поддерживает эту инициативу своей подписью под заявлением G20. Это значит, что в будущем все-таки есть шанс забрать у США МВФ.
Я знаю, что у нас много людей, которые до сих пор верят в изоляцию России, в изоляцию Путина, в то, что мы региональная держава и мировая бензоколонка. Обычно, у этих людей стоит в углу икона с изображением западных политиков и все, что говорит Запад, воспринимается чуть ли не как слово Божье. Вот именно для этой категории людей я просто процитирую несколько заголовков западных СМИпо поводу саммита:
Daily Mail: "Путин вошел с холода: отчаявшиеся мировые лидеры подлизываются к российскому президенту, чтобы он присоединился к борьбе с ИГ".
Financial Times: "Путин превратился из отверженного в политика, принимающего участие в решении проблем на G20".
Bloomberg: "Путин превращается на G20 из парии в полноправного игрока".
Очень многие западные СМИ пишут о том, что Путин предлагает Западу сделку: он помогает решить проблему ИГИЛ и проблему беженцев в Евросоюз, а в обмен он хочет чтобы Запад отказался от претензий на Украину. Лично я с этим мнением не согласен. Украина сейчас не имеет уже того политического значения, и бороться за неё нет никакого смысла. Она просто пойдет бонусом в какой-то более крупной политической сделке. А вы как считаете?
Год назад, после саммита в Австралии, интернет был наполнен гневными реакциями наших сограждан, которые требовали хлопнуть дверью, отказаться от попыток договориться с Западом, опустить железный занавес и вообще постучать туфлей по трибуне ООН. Прошел год, и становится ясно, что спокойная и последовательная стратегия Путина приносит свои результаты. Рано или поздно, Западу в любом случае придется с нами договариваться, причем на наших условиях. Как говорится: лентяи плывут по течению, дураки - плывут против течения, и только умный - плывет туда, куда ему надо. Саммит в Анталии показал, что мы плывем куда надо и обязательно доплывем.