Правительство, как и обещал Михаил Мишустин на встрече с представителями IT-отрасли, 16 июля внесло в Госдуму законопроект о "налоговом маневре", направленном на дополнительную поддержку IT сферы. Что же конкретно собираются внедрять ускоренными темпами цифровизаторы? Ответ на этот вопрос можно найти в откровениях цифровых чиновников и айтишников, прозвучавших на прошедшей неделю назад в Иннополисе (Татарстан) на встрече этих самых цифровиков со своим премьером Михаилом Мишустиным. Там эти трансформаторы России оговаривали не много ни мало цифровое будущее нашей страны до 2030 года - того времени, на которое перенесли завершение национальных проектов, появившихся после майского указа Президента 2018 года.
Встреча, получившая потом с легкой руки пресс-службы правительства современное название «панельная дискуссия», проходила вечером 9 июля. Вступительное слово произнес лично премьер, озвучив главное: «По поручению Президента Российской Федерации мы разработали целый комплекс мер государственной поддержки IT-отрасли». И анонсировал их: «Первое – новый налоговый режим, о котором многие просили, к которому многие стремились. Второе – стимулирование спроса. Третье – поддержка внедрения инноваций. Четвёртое – помощь стартапам. Пятое – развитие государственно-частного партнёрства. И, наконец, шестое направление – это расширение кадровой базы отрасли». По странному совпадению, именно правительственные направления мер поддержки отрасли совпали с темами выступлений избранных, особо заслуженных IT-спикеров. Они полностью подтвердили правильность принятых Мишустиным и его правительством решений, поделившись аспектами своего опыта. Ведь не зря же глава кабинета заявил, что «российские цифровые платформы и программные продукты занимают лидирующие позиции практически во всех сегментах нашего рынка». Кому-то эти слова покажутся излишне оптимистичными, но наш премьер - чрезвычайно информированный человек, близкий к Грефу и ему подобным, и он не может не знать реального положения дел.
Акценты в теме поддержки и внедрения инноваций были расставлены двумя руководителями частных компаний. Директор по развитию бизнеса онлайн-школы «Skyeng» Александр Ларьяновский рассказал о дистанционном образовании в эпоху коронавируса. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий по должности «цифру» представил ситуацию так: «Пандемия мощно подстегнула онлайн-образование. Но, кстати, и не только. На помощь пришли образовательные платформы. В общем, практика сложилась, надо её теперь как-то зафиксировать и закрепить». Кому конкретно и как надо закрепить эту “важнейшую инновацию 2020” Чернышенко не указал, однако читатели РИА «Катюша» это и так знают. Второй и завершающей темой в разделе прорывных технологий не мог не стать искусственный интеллект (ИИ). Это словосочетание в последнее время представляется мантрой, частое произнесение которой, по мнению Грефа-Мишустина и им подобных, непременно выведет экономику России на достойное место среди других цивилизованных стран. Произнести её “на панели” доверили генеральному директору ООО «Центр речевых технологий» (ЦРТ) Дмитрию Дырмовскому. В тяжелые месяцы коронабесия он совместно с ДИТ правительства Москвы разрабатывал планы участия ЦРТ в «московской песочнице», эксперименты в которой над москвичами начались с 1 июля, согласно подписанному президентом закону. Но и до этого ЦРТ отметилось в создании глобальной московской системы интеллектуального видеонаблюдения, а также в оснащении 280 медицинских учреждений Москвы системой голосового заполнения медицинских карт.
Представляя ЦРТ и его генерального директора, Дмитрий Чернышенко отметил их совместные заслуги: «<Эти> решения на основе искусственного интеллекта используются в 75 странах. Это и синтез, и распознавание речи, и анализ аудио, видео, лица, голоса, мультимодальная биометрия и много чего». Внимание специалистов привлекла именно эта “множественность” вроде бы простой “софтверной” фирмы, за которой, как оказалось, стоят очень серьезные люди и организации. Согласно открытым данным сайта «За честный бизнес», ООО «ЦРТ» имеет четырех учредителей - юридических лиц. Они делят между собой уставной капитал общества с ограниченной ответственностью, созданного в 1997 году. Его номинальный размер - 15 692,31 рублей. 51% принадлежит ООО «Цифровые активы», 27,08% - ООО «Медиа-гарант», 11,62% - ООО «Арктика» и 10,3% - ООО «Диджитал горизонт венчурс». Интересно, что если пройтись по цепочкам взаимных и рекурсивных учреждений, окажется, что до 51% принадлежит Сбербанку Германа Грефа через ООО «Цифровые технологии», входящее в его «экосистему», а остальная часть – Газпромбанку и некому АО «Диджитал Херитейдж», реестр акционеров которого хранится в АО «Специализированный регистратор - держатель реестров акционеров газовой промышленности». Таким образом, именно через Дмитрия Дырмовского как Сбербанк, так и Газпромбанк могут прямо ответить на призыв правительства и лично Михаила Мишустина к технологическим компаниям «использовать новые возможности и льготы, развивать своё дело и создавать новый бизнес, который будет успешно конкурировать на глобальном рынке». Эти слова были сказаны в заключительной речи председателя правительства сразу после последнего акцента: «Фактически сегодня отрасли дан карт-бланш!».
Как он будет использован в области ИИ, Дмитрий Дырмовский доложил присутствующим на панельной дискуссии крупными мазками. Он начал с того, что задал вектор движения: «Искусственный интеллект должен стать рычагом для всех отраслей экономики». А затем назвал те регионы РФ, где, по его мнению, руководители наиболее “продвинуты” с точки зрения использования ИИ. Кроме Москвы, в “песочнице” которой ЦРТ копается наиболее плотно, это Республика Татарстан, Санкт-Петербург и Мурманская область. Как знают читатели РИА «Катюша», эти субъекты федерации являются оплотами «партии короны» Сергея Собянина и представляющего в России интересы ВОЗ Роспотребнадзора Анны Поповой.
Правда, по мнению Дырмовского, ИИ пока «не пользуется высоким спросом». Возможно потому, что россиянам, получившим советское образование, дополнительный интеллект от г-на Грефа и К не очень нужен – хватает своего. Текущую задачу Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года глава ЦРТ видит в том, «что именно сейчас крайне важно направить все усилия на активные действия, на создание действительно конкурентоспособной отрасли искусственного интеллекта, на создание массового спроса на продукты и решения, в которые встроен искусственный интеллект». То есть в понимании главы ЦРТ, необходимость ИИ диктуется простыми потребностями выстроенного в России «общества потребления», а не сверхзадачей противостояния России глобальному злу. Важно еще одно: в его выступлении упомянут разработанный в марте этого года в самом начале коронокризиса и находящийся на согласовании в правительстве федеральный проект «Искусственный интеллект». Возможно, что именно он будет определять «дорожную карту» реализации технологий ИИ в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Поэтому его хотят принять в экстренном порядке до начала запланированной нашими западными “партнерами” на осень второй волны пандемии. А дальше продолжение коронакризиса спишет всё.
В своем выступлении Дырмовский обращает особое внимание на нормативное правовое сопровождение внедрения ИИ в жизнь людей. Он говорит об уже существующих нормативных правовых документах: «С момента принятия стратегии уже был принят закон о “песочнице” в Москве. Разработаны два нормативных документа – это концепция правового регулирования искусственного интеллекта и федеральный проект о специальных экспериментальных правовых режимах для всей страны». То, что эти документы, принятые в самый разгар коронакризиса, нарушают действующее законодательство РФ и её Конституцию, в т.ч. в новом прочтении, апологета ИИ не волнует. Он открыто заявляет, что мечтает изменить действующее законодательство под новые сферы применения ИИ, а не действовать в существующих правовых рамках. В качестве примера генеральный директор ЦРТ приводит ограничения на существующие разработки компании в биометрии для аэропортов: «К сожалению, по нашему законодательству человек обязан предъявить паспорт и посадочный талон перед заходом на борт. И в итоге у нас есть технологии, есть решения, есть польза для авиакомпаний и комфорт для пассажиров, но сводится на нет весь эффект от биометрии, потому что человек в любом случае обязан достать паспорт. Пасьянс не складывается. Конечно, очень важно, чтобы регуляторика поспевала за подобными внедрениями». То, что полагаясь только на обработку биометрии при допуске пассажиров, система антитеррористической безопасности аэропорта резко ослабляется, специалист по ИИ просто не понимает –не говоря уж о том что люди, отказавшиеся сдавать свои биометрические данные просто оказываются поражены в правах, в частности, лишаются возможности летать на самолетах. Упрекать цифровиков в том что они этого не понимают бесполезно – их абсолютизация ИИ –следствие в т.ч. недостатков современного несистемного образования, которое после внедрения “дистанционки” станет только хуже. Таких лиц нужно не критиковать или убеждать—а просто не подпускать к власти.
Однако, вернемся к откровениям Дырмовского. Основой его риторики является аппелирование к «регуляторной гильотине», в рамках которой под командой Леонида Левина правительством будет исключаться из оборота все больше подзаконных актов СССР и РФ, защищающих права граждан.
«Главный по ИИ» у Собянина и Грефа хочет внедрить во все ФОИВы (федеральные органы исполнительной власти) России критерии использования ИИ, осуществление которых возможно именно на технологическом уровне его собственной компании. Например, для Минздрава он видит KPI использования ИИ в "проценте рабочих мест врачей, оборудованных системами поддержки принятия врачебных решений", а в Минтрансе - "проценте ключевых транспортных узлов, оборудованных системами биометрического контроля доступа и безопасности".
Учитывая то, что по словам Дмитрия Дырмовского «рынок искусственного интеллекта к 2030 году составит порядка 13 трлн долларов», интерес его партнеров из Сбербанка и Газпромбанка легко объясним. Да и он сам это подтверждает в самом конце своего выступления: «Вклад искусственного интеллекта в ВВП России может составить 10–15 трлн рублей, то есть практически 5–7% ВВП. Собственно, нам есть за что бороться».
Вот в какой “песочнице” порылась альфа и омега ИИ – притворяющиеся государственными банки.
Дмитрий Светин