Крымскую войну 1853-1855 гг. историки иногда называют «нулевой мировой войной», как бы преддверием Первой и Второй мировых войн, не просто из-за большого числа участников, но в первую очередь из-за глубины охвата. Ведь, помимо Крыма, нападения союзников на Россию предпринимались и в Балтийском море на траверсе Кронштадта, и на далекой Камчатке в Тихом океане, и в Арктике, в Соловецком архипелаге.
Эти удары по размаху, конечно, уступали тому, что происходило в Крыму, и их главной целью было растащить силы Российской империи, запугать ее население, возбуждая его против собственных правителей посредством тактики «тысячи порезов». Эту древнюю китайскую стратагему англичане и французы хорошо изучили во время опиумных войн, когда из-за отказа Китая покупать у них и распространять среди своего населения опиум они устроили на его земле форменный геноцид. Это одна из подлейших страниц в истории европейских «демократии и либерализма».
Та давняя история воистину повторяется на глазах и по географии, и по тактике. Как обычно, во второй раз преимущественно в виде фарса. Основная часть нынешней Крымской войны 2.0, или Нулевой 2.0 проходит примерно на тех же территориях, но отголоски ее раздаются по всему миру.
С подачи британцев их ставленники на Украине размышляют о тактике «тысячи порезов». Вместо опиума народам повсеместно навязываются ЛГБТ-«ценности», являющиеся, по существу, разрушающим наркотиком. И ударить по России западная коалиция норовит сразу на многих направлениям, включая северное. Основания для этого ей дал и ускоренный прием в НАТО «приарктических» Швеции и Финляндии. Впрочем, фарсом отдает уже и само это вступление. Турция вроде согласие на него все-таки дала, но теперь «кошмарит» Осло и Стокгольм «дьяволом в деталях», обуславливая свою окончательную ратификацию соглашения решением проблемы курдов. В общем, Анкара ведет себя примерно так, как в течение тридцати лет вел себя в отношении ее вхождения в ЕС Брюссель, формально против этого не возражая, но «деталями» полностью его блокируя.
Одновременно Запад приступил к реализации своих арктических амбиций, заложенных в том числе в принятой США в 2021 году соответствующей стратегии. На днях Вашингтон объявил, что впервые назначит специального посланника по Арктике для «продвижения американских интересов и сотрудничества с союзниками и партнёрами в регионе».
Как пишет американское издание The Hill, в районе Северного полюса разворачивается борьба за гегемонию над торговлей и ресурсами. Угроза для американцев, по мнению издания, состоит в том, что российский «арктический шёлковый путь», называемый Северным морским путём, может обеспечивать судоходную связь между Европой и Азией, позволяя судам плыть в обход Суэцкого и Панамского каналов. Сейчас участки российского морского пути, огибающего сибирское побережье, летом свободны ото льда. В то же самое время «Северо-Западный проход через канадский арктический архипелаг и вдоль побережья Аляски нецелесообразен и не разрабатывается». Россия уже построила целых 50 оборонительных форпостов от Баренцева моря до территорий близ Аляски.
Со своей стороны, у Америки в её арктической воздушно-десантной дивизии на Аляске сейчас насчитывается 12 000 военнослужащих, которые проводят в регионе манёвры вместе со скандинавскими странами, Великобританией и другими членами Арктического совета. Кроме того, Пентагон имеет на Аляске больше современных истребителей, чем в любой другой точке мира. Строятся шесть новых ледоколов, а предложенная северная система спутникового и радиолокационного наблюдения должна будет покрывать территорию от Аляски до Европы. В американской стратегии по Арктике значится создание многоотраслевых сил в регионе, куда входили бы и разведка, и киберсилы, и космические силы, и подразделения по электронной борьбе.
При этом, как надеется обозреватель The Hill Дайан Фрэнсис, «дорогостоящая война России с НАТО из-за Украины будет препятствовать арктическим амбициям Москвы, поскольку в результате введения Западом санкций российская сторона лишилась доступа к капиталам, опыту и технологиям».
Американцев, однако, огорчает то обстоятельство, что Россия в последние дни договорилась об укреплении сотрудничества по активному освоению Арктики с Китаем, что позволит ей получить недостающие для этого ресурсы. Информационный ресурс WION констатирует: «Когда два ваших давних врага решают взяться за руки, это может означать только то, что в будущем следует ждать новых неприятностей». Китай, дескать, уже называет себя «приарктическим государством» и строит амбициозные планы в отношении полярного «Шёлкового пути». И такие планы явно не устраивают НАТО, поскольку это будет означать, что «два наиболее стойких соперника Америки будут действовать у неё на «заднем дворе» (?! – Д.М.). Североатлантический альянс обдумывает, как нарастить своё присутствие в Арктике и расширить свои инвестиции, чтобы не пускать в этот регион Россию и Китай».
Аналитики мозгового центра США Civitas буквально бьют в набат, призывая западные страны «очнуться» перед лицом «российских планов по милитаризации и контролю арктического региона». Согласно информации Civitas, в России готовится к принятию закон, предусматривающий обязательное российское сопровождение всех судов, следующих по Северному морскому пути. И это наиболее тревожащая новость для Запада по поводу судьбы данного региона.
Немецкая Der Tagesspiegel обращает внимание и на недавнее заявление генсекретаря НАТО Столтенберга о том, что «НАТО должно увеличить своё присутствие в Арктике». Альянс «уже инвестирует в морскую разведку, чтобы получить чёткое представление о том, что происходит на Крайнем Севере», подчеркнул, Столтенберг.
По его мнению, Арктика имеет «огромное стратегическое значение» для НАТО, поскольку является «важнейшим связующим звеном между Северной Америкой и Европой», а также «кратчайшим расстоянием между Северной Америкой и Россией».
Россия прекрасно видит все указанные телодвижения. Та же Der Tagesspiegel, например, отмечает, что в конце июля, в разгар боевых действий на Украине, президент В. Путин нашел время, чтобы бросить беспрецедентный вызов США и НАТО, представив новую доктрину Военно-морского флота. В новой доктрине ясно сказано, что «стремление США к господству в мировом океане является вызовом национальной безопасности России». И будет соответствующим образом встречено.
Но если на пути супостата в прошлом в Арктике стоял один лишь Соловецкий монастырь, то теперь там «не стоит, а ходит» атомный ледокольный флот России, противопоставить которому что-то всерьез им еще долго, и, надеемся, всегда будет нечего.
«Расшибли лоб» о Соловки, а о него – и подавно. Все заявления последнего времени о наращивании натовских сил в регионе пока еще пустая, не подкрепленная реальным потенциалом бравада. Да и Китай, наблюдая за этой тактикой «тысячи порезов», наверняка вспоминает период «опиумных войн», отчетливо осознавая, что в этом «историческом дежавю» остаться в стороне у него не получится. Совместному российско-китайскому освоению Арктики альтернативы просто нет.
Дмитрий Минин