© РИА Новости. Михаил Полинчак.
Наталья Яресько как премьер – фигура компромиссная, и как всякая компромиссная фигура, временно удовлетворяя всех, стратегически не удовлетворяет никого, замечает Ростислав Ищенко.
В понедельник, 14 марта, украинский президент Петр Порошенко сообщил, что будет работать с любым премьером, которого утвердит парламентская коалиция, но желал бы видеть на этом посту либо мэра Львова Андрея Садового, либо министра финансов Наталью Яресько.
Действия Порошенко логичны. Месяц прошёл с тех пор, как премьер-министра Арсения Яценюка попытались отправить в отставку при помощи вынесения Радой вотума недоверия. Голосование сорвалось, Яценюк на месте, коалиция всё ещё формально насчитывает свыше 230 депутатов, легально (по закону) к голосованию о вотуме недоверия можно вернуться только на осенней сессии парламента. Чем дольше длится такая ситуация, тем более серьёзные имиджевые потери несёт Порошенко и тем крепче становятся позиции демонстрирующего свою неуязвимость Яценюка. Ведь если тебя нельзя снять, с тобой надо договариваться.
Единственная серьёзная слабость Яценюка — в том, что он не в состоянии проводить через парламент нужные правительству решения: реального большинства у него нет.
Лидеры фракций Рады всё это прекрасно понимают и выдвигают Порошенко завышенные требования. Только официально заявивших свои амбиции кандидатов на пост премьера, ещё не покинутый Яценюком, по Украине ходит около десятка. А ведь продолжаются поиски и в окрестностях киевских владений.
При таком количестве желающих и при неадекватных запросах парламентских фракций редкий кандидат может надеяться собрать большинство в парламенте. Отчаяние толкало порошенковских политтехнологов даже на попытки заманить в премьеры Карла Бильдта или Лешека Бальцеровича (по принципу "за этих не проголосовать не посмеют"). Но те не стали портить свои карьеры. Всё равно Киеву уже ни один премьер помочь не сможет, кем бы он ни был.
На фоне всех этих бесперспективных метаний предложение Садового или Яресько — единственно возможный ход Порошенко.
Во-первых, на деле он предлагает не или-или, а просто Яресько. Садовому уже предлагался пост первого вице-премьера, но 1 декабря 2014 года он отказался он предложения именно в пользу Натальи Яресько. Логично предположить, что он и сейчас поступит так же. Садовой — политик с амбициями, далеко превышающими премьерские, а в нынешних условиях премьерство гарантирует быструю потерю рейтинга и возбуждение народной ненависти против несчастного, решившегося занять эту должность.
Во-вторых, важна сама фигура Яресько, которая полностью формировала всю финансовую политику правительства Яценюка и, следовательно, несёт если не большую, то солидарную с ним ответственность за состояние страны, её экономики и финансов.
В-третьих, политически Яресько слабая фигура. У неё нет собственной фракции в Раде. Она не является представителем ни одной из украинских финансово-политических группировок, а её постоянный дрейф между Порошенко и Яценюком на протяжении их конфликта, длящегося с 2014 года, свидетельствует, что любые соглашения с ней могут быть только ситуативными.
Более того, заявление Яресько о том, что она согласна быть только техническим премьером и не собирается допускать политику в деятельность кабинета министров, подчёркивает отсутствие у нее намерений связывать себя с конкретной политической силой.
В-четвёртых, Яресько — гражданка США и бывший сотрудник Госдепа. Это усиливает её позицию, так как украинская элита будет считать, что Яресько во всех случаях ретранслирует мнение Вашингтона (хоть чаще всего это будет её личное мнение). Но это же делает пост премьера потенциально взрывоопасным для Яресько, поскольку он будет ассоциироваться с США не только во внутренней политике, но и во внешней, а также в мнении населения.
Претензии к Яценюку, свернувшему сотрудничество с Россией ценой украинской экономики, — это претензии к нему лично. Но претензии подобного рода к Яресько станут в том числе и фактором российско-американских отношений. Если ненависть населения Украины к реформам Яценюка трансформируется в ненависть к нему лично, то аналогичное чувство к Яресько распространится и на США.
В общем, с точки зрения интересов Вашингтона, она — не самая удобная фигура, поскольку напрямую ретранслирует ответственность за состояние дел на Украине в США.
Очевидно, что в случае голосования в парламенте по кандидатуре Яресько Порошенко рассчитывает привлечь голоса своего блока, "Самопомощи" Садового, части (или всего) "Народного фронта" Яценюка (в случае формальной добровольности его отставки). Возможно, что этого будет достаточно.
Если же поддержать Наталью Яресько окажутся готовы не все парламентарии из данных фракций, то к новой коалиции можно привлечь внефракционных депутатов и Ляшко. Одним из аргументов будет ссылка на волю США, гражданкой которых Яресько является.
В общем, наверное технически собрать коалицию под Яресько получится. Но для того, чтобы предложить парламенту её кандидатуру, необходимо, чтобы Яценюк сам подал в отставку. Другой возможности убрать премьера законно у Порошенко нет.
Конечно, говорить о законности на современной Украине как-то даже неприлично, но, поскольку Вашингтон и так далеко не однозначно воспринимает желание Порошенко избавиться от потерявшего популярность, но не утратившего амбиций премьера, закон в этом случае всё же желательно соблюсти.
Подаст ли в отставку Яценюк? С одной стороны, для него это — прекрасный способ в последний момент спрыгнуть с тонущего корабля и, возможно, избежать ответственности (если ему позволят эмигрировать на родину Натальи Яресько). С другой стороны, он в последние лет пять (то есть ещё до переворота и своего премьерства) регулярно демонстрировал полное непонимание ситуации и откровенное нежелание расставаться с должностями и возможностями по укреплению собственного благосостояния. Да и в ходе последнего кризиса он уже два месяца зубами держится за премьерство.
Если Яресько же всё же будет назначена — проблемы у неё начнутся немедленно.
У неё нет собственной команды, из которой можно было бы рекрутировать министров. То есть каким бы техническим премьером она ни была, а министров ей дадут украинские финансово-политические группировки, контролирующие парламентские фракции.
Между тем, согласно Конституции и закону, все решения принимает не премьер, а правительство большинством голосов. Премьер только подписывает эти решения. Следовательно, фракционные пожелания будут лоббироваться в правительстве делегированными министрами и в большинстве случаев (как показала история с бюджетом) они не будут совпадать с планами Яресько.
Если МВФ не возобновит финансирование или, возобновив, тут же его остановит, то у Яресько не будет никаких аргументов для убеждения собственных министров. От них и от их фракций она будет зависеть и при проведении через парламент необходимых правительству законов. И у парламента не будет стимула её поддерживать, если Яресько не продемонстрирует способность регулярно приносить в страну большие деньги и не осознает необходимость их правильно делить между правильными людьми.
Если же она добровольно подаст в отставку по причине неспособности сработаться со своим собственным кабинетом и с Радой даже через пару месяцев после назначения — никто особенно жалеть не будет. Наталья Яресько — фигура компромиссная, и, как всякая компромиссная фигура, временно удовлетворяя всех (чтобы не было хуже), стратегически не удовлетворяет никого (поскольку все стремятся к лучшему для себя решению).
Тем более что срок, в течение которого новый премьер потеряет доверие и поддержку народа, настроит против себя элиты и не сможет больше служить громоотводом для Порошенко, можно определить в три-пять месяцев, а может, и быстрее. Яресько — личность ещё менее харизматичная, чем Яценюк.
Так что вся эта история с отставкой упирающегося всеми четырьмя лапами Арсения Яценюка и возможным приходом на его место Яресько — не более чем способ на несколько месяцев выпустить пар, который тут же опять наберётся под крышкой украинского котла.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"