Депутат Госдумы Александр Максимов вступился за офшоры и выступил против передачи предприятий в государственную собственность. Внимание, вопрос: как и почему он себе такое позволил и что ему теперь будет?
В защиту олигархов
На прошлой неделе в Государственной Думе не то чтобы прогремел (вы же о нём до сих пор, скорее всего, не слышали и не читали), скорее прошуршал один очень показательный скандал. В центре скандала оказался член комитета по промышленности, член фракции партии "Единая Россия" Александр Максимов. Господин Максимов совершенно неожиданно для большинства наблюдателей выступил на пленарном заседании парламента в поддержку офшоров и против тотальной деофшоризации. Он сказал, что "огульная деофшоризация представляется как некий репрессивный новый элемент в нашей экономике" и обосновал эту мысль:
Задумайтесь на секундочку: мы все с вами сначала робко, потом смело и гордо стали говорить, а ведь экономика наша выжила, несмотря на санкции. А почему? Какая экономика? А это та экономика, которую сегодня хотят прирезать, как ту курицу, которая несёт золотые яйца. В офшоры попали предприятия потому, что это было такие экономические условия на определённом этапе развития экономики нашей страны.
Кроме аргумента "на злобу дня", в запасе у депутата был и другой аргумент — из экономической теории: Максимов заявил, что нет более неэффективного собственника, чем государство. По его мнению, попытка передать предприятия в государственную собственность будет означать ни много ни мало разрушение существующей в России экономики, которая между тем уже доказала свою эффективность, "потому что только частное управление позволяет рождать частное предпринимательство".
ПО МНЕНИЮ ГОСПОДИНА МАКСИМОВА, НЕТ БОЛЕЕ НЕЭФФЕКТИВНОГО СОБСТВЕННИКА, ЧЕМ ГОСУДАРСТВО. ФОТО: DUMA.GOV.RU
Максимову, понятно, возразили, и возразили очень серьёзно — со ссылкой на мнение Владимира Путина, который, конечно, выступает за деофшоризацию и возвращение капиталов с Запада на Родину. Но спросим себя: а как вообще возможно в наше время с трибуны Государственной Думы выступление в защиту офшоров и офшорного капитала, да ещё не со стороны каких-то записных либералов вроде вице-спикера Даванкова, а от депутата единоросса из профильного думского комитета? Он что, как было принято говорить ещё лет двадцать назад в кругах "авторитетных бизнесменов", "берега попутал"?
Что перепутал депутат
Но правильный ответ на этот вопрос, кажется, именно так и должен звучать: да, он перепутал. И место, и время. Высказал мысль не то чтобы нигде и никогда не верную, а несвоевременную.
Александр Максимов — человек немолодой и заслуженный. В этом году ему исполнится 78 лет. В Госдуму он избрался от Кузбасса в 2016-м, а до того долгие годы был вначале заместителем генерального директора Челябинского электрометаллургического комбината, а затем генеральным директором ОАО "Кузнецкие ферросплавы", то есть одним из капитанов большого металлургического бизнеса. Надо полагать, знакомым с пользой от офшоров отнюдь не с чужих слов.
И знаете что? Большую часть времени те фразы, которые Александр Максимов произнёс намедни в Государственной Думе, вполне соответствовали государственной экономической политике. Заявление насчёт того, что государство — самый неэффективный собственник и отдавать ему работающие предприятия нельзя вообще тридцать лет, начиная с 1990-го было общим местом. Попросту с этим никто не спорил. То, что некоторые производства всё-таки не должны быть частными, оборонка к примеру, подавалось как неизбежное, но всё-таки зло.
Когда произошёл перелом в сознании? Когда Владимир Путин произнёс крылатое "замучаетесь пыль глотать" в адрес олигархов, которые старательно уводили капиталы на Запад? Это было ещё в 2002 году, во время его первого срока, но никак нельзя сказать, что сказанное сразу же всё изменило. Нет, наверное, оценивая происходящее, мы вынуждены сказать: до тех пор, пока гром не прогремел, до тех пор, пока в дверь не постучалась война, до тех пор, пока не началась Специальная военная операция, если не большинство, то очень и очень многие представители крупного бизнеса были "за офшоры".
ВЛАДИМИР ПУТИН ЕЩЁ В 2002 ГОДУ ПРЕДУПРЕЖДАЛ ОЛИГАРХОВ, ЧТО ОНИ ЗАМУЧАЮТСЯ "ПЫЛЬ ГЛОТАТЬ". ФОТО: FREE WIND 2014/SHUTTERSTOCK
Очень и очень многие (не большинство ли?) больших начальников и в бизнесе, и на госслужбе исходили из правила: зарабатываем здесь, тратим там (а также учим там детей и готовимся там встретить старость). Потребовалось начать не менее "национально-освободительную битву" против объединённого Запада, чтобы выяснить, что всё-таки русский бизнес должен и будет работать в России и для России. А заодно — что самый большой и стратегически значимый бизнес должен контролироваться государством.
То, что сказал в Думе Александр Максимов — не было глупостью. И изменой тоже не было. Это был анахронизм. Высказывание владельца заводов, газет, пароходов образца... ну, допустим, 2013 года. Времён подготовки Олимпиады в Сочи. Тогда с ним согласились бы... Ну, конечно, не все. Но он совершенно точно был бы представителем большинства, каким и ощущал себя, очевидно, вплоть до самого февраля 2024-го.
И почему это с ним случилось
И не только в офшорах дело. Нет, господин Максимов демонстрирует целую систему убеждений, которые ещё буквально вчера казались само собой разумеющимися. Скажем, лет пять назад именно он заявил, что депутаты частенько "идут на поводу у людей, которые питают традиционную, исконную, лютую ненависть к состоявшимся и успешным людям". Речь на заседании тогда шла об ограничении стоимости служебных машин для чиновников. И Александр Максимов высказался резко:
А кого у нас всегда на Руси наш с вами русский народ традиционно не любит? Традиционно, исконно, с лютой ненавистью — людей богатых, умных и образованных. Вы знаете, нередко, когда мы с данной трибуны поднимаем такие вопросы, мы невольно идём на поводу развития вот этих отрицательных качеств. Если человек состоялся, если он неординарен, то имеет право на все эти блага.
РЕЗКО ДЕПУТАТ МАКСИМОВ В СВОЁ ВРЕМЯ ВЫСКАЗАЛСЯ И ОБ ИНИЦИАТИВЕ ОГРАНИЧИТЬ СТОИМОСТЬ СЛУЖЕБНЫХ МАШИН ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ. ФОТО: PETROV SERGEY/NEWS.RU/GLOBAL LOOK PRESS
Понятно, что убедить Думу в своей правоте он в этот момент уже не мог. Уже ясно было, что курс взят на постепенное преодоление разрыва между самыми богатыми и самыми бедными. Но и сказать, что Максимов в одиночестве в политической и экономической элите страны, было никак нельзя. Наоборот, когда он произносил свою филиппику, к нему с огромным сочувствием прислушивались множество мэров, вице-губернаторов, начальников разного уровня по городам и весям. Искренне считавших, что за их тяжёлый труд им положено побольше, чем автомобиль за два миллиона тогдашних рублей.
Что с того: удержать штурвал будет не просто
Не в цене машины дело и не в том, что депутат защищает офшоры (сам Максимов, кстати сказать, к его чести, в 2021 году сделал заявление об отказе от всех зарубежных счетов). Дело в том, что изменение государственной политики не может проходить гладко и плавно. И сопротивление тому развороту, который ныне совершает Россия, далеко ещё не прекратилось.
Хуже того, очень многие "в элитах" только и ждут, и надеются, и верят в то, что русский государственный корабль не встаёт на новый курс, а "свалился в циркуляцию" — что опишет полный круг и вернётся на курс прежний. Туда, в сторону колониальной зависимости от Запада, к эффективному бизнесу, складирующему прибыль на тропических островах, к "демонстративному потреблению" сливок общества на фоне общей бедности. Что с этим делать?
Прежде всего — помнить, что парламент это всё-таки "место для дискуссий", и прислушиваться к тому, что там говорят. Ни в коем случае нельзя игнорировать заявления вроде тех, которые сделал Александр Максимов. Напротив, нужно всё время помнить, что на такие заявления необходимо возражать. А заодно думать, какие депутаты нам нужны. Во фракции "партии власти" — в первую очередь.
АНДРЕЙ ПЕРЛА
ИНФОГРАФИКА/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА