Русские Вести

Шпицберген: формирующаяся точка напряженности в Арктике?


В Арктике редко что-то происходит, по крайней мере в сфере политики. Позиции региональных государств по арктическим вопросам, конечно, постепенно трансформируются, но довольно медленно. К тому же в Арктике очень сложно действовать в одиночку, и поэтому все игроки заинтересованы (вроде бы) не в конфликтах здесь, а во взаимодействии: так легче вести хозяйственное освоение Крайнего Севера.

Однако если "кто-то" захочет попытаться поразжигать и здесь, то начинать логичнее всего, безусловно, надо было бы со Шпицбергена с его уникальным международно-правовым статусом, допускающим различные трактовки, вокруг которых постоянно ведутся вялотекущие споры. Например, вокруг толкования термина "for warlike purposes": Россия читает это как "в военных целях", а некоторые хитрожопые партнеры - "в целях войны".

Поэтому мое внимание привлекли две статьи (перевод ниже), размещенные на профильном "арктическом" ресурсе практически подряд:

1. Вызовы перед Договором о Шпицбергене

"За почти 100 лет существующего режима на Свальбарде ситуация в области безопасности в Арктике сильно изменилась, и сейчас [Договор о Шпицбергене] сталкивается с новыми вызовами, которые не могли быть предусмотрены его создателями", - утверждают исследователи Арктического центра Лапландского университета (Рованиеми, Финляндия) Тимо Койвурова и Филип Холиенчин.

В 2020 г. Норвегия будет отмечать столетие с того момента, когда архипелаг Свальбард был передан под норвежский суверенитет. Но хотя в 1920 г. Договор о Шпицбергене был ярким успехом в сфере межгосударственного сотрудничества, прошедшие десять десятилетий принесли серьезные проблемы для установленного режима.

Сохраняющаяся правовая неопределенность в отношении шельфа Шпицбергена на фоне роста коммерческой активности в регионе в связи с климатическими изменениями создает предпосылки для возникновения напряженности, считают исследователи, ведущие работу в рамках проекта "Демилитаризация в милитаризующемся мире. Международные перспективы в рамках многоуровневого регулирования" Института проблем мира Аландских островов (ÅIPI). Эта ситуация, по мнению авторов доклада, имеет прямые последствия для режима территориальной безопасности Шпицбергена.

"Серьезным вызовом являются недавние обвинения в том, что Свальбард используется для военных целей, т.е. что спутниковые данные, загружаемые со Свальбарда, либо носят военный характер, либо используются для военных целей, что может противоречить духу Договора о Шпицбергене", - утверждают Койвурова и Холиенчин

Договором о Шпицбергене был утвержден международно-правовой статус архипелага, над которым закреплялся норвежский суверенитет при условии предоставления гражданам всех стран-подписантов свободного доступа и прав на коммерческую разработку природных ресурсов Шпицбергена. Но более важно то, что ст.9 Договора гарантирует мирное использование острова: Свальбард/Шпицберген "никогда не будет использоваться для военных целей" ("may never be used for warlike purposes").

"Договор, таким образом, был сбалансированным и специализированным правовым соглашением, которое на момент его создания не только устранило правовую неопределенность, препятствующую промышленному освоению, но и предоставило суверенитет над архипелагом сравнительно небольшому и не-угрожающему государству, что имело геополитическое значение в рамках попытки удержать Шпицберген вне пределов великих держав», - объясняют Койвурова и Холиенчин.

Однако стабильность существующего режима находится под угрозой. Разные подходы к его трактовке (например, распространяется ли действие Договора на шельф Шпицбергена) ведут к возникновению споров, в первую очередь - между Норвегией и Россией. Вероятное увеличение рыбных ресурсов в водах архипелага, скорее всего, также подогреет коммерческий интерес к региону.

"С учетом этих новых вызовов, главная проблема в режиме Шпицбергена это то, что не существует механизмов для урегулирования споров по таким вопросам, как предполагаемое военное использование, и нет каких-либо многосторонних инструментов, в рамках которых стороны могли бы встречаться и взаимодействовать", - говорят Койвурова и Холиенчин.

2. Представители НАТО в мае проведут встречу на Шпицбергене

Очередное заседание Парламентской ассамблеи НАТО состоится на Шпицбергене. С 8 по 10 мая с.г. в Лонгйербю соберутся от 80 до 100 политиков из стран НАТО для обсуждения, в том числе, ситуацию в области безопасности. Присутствия профессиональных военных, впрочем, не планируется.

Ранее ПА НАТО однажды уже посещала Свальбард - в 2004 г., но тогда ситуация с сфере безопасности резко отличалась от того, что мы имеем сегодня в отношениях между Россией и альянсом. В 2004 г. участники даже посетили Баренцбург, российское поселение на Шпицбергене.

В этот раз такие планы отсутствуют.

С момента введения санкций в отношении РФ, между Норвегией и Россией обострилась дискуссия по вопросу о том, как реализовывать положения Договора о Шпицбергене.

Российская позиция была ясно продемонстрирована, когда вице-премьер-министр РФ Д.Рогозин сделал остановку в Лонгйербю на пути к Северному Полюсу. Рогозин включен в санкционный список ЕС, а значит - и Норвегии.

Норвежская сторона заявила, что эти санкции применяются и на территории Шпицбергена.

Русские, однако, ответили, что Договор о Шпицбергене дает право свободного доступа на остров гражданам всех стран-подписантов.

Договор о Шпицбергене также регулирует военную активность на архипелаге. В норвежской интерпретации Договор следует читать так: "нельзя использовать для целей [ведения] войны". Русские, со своей стороны, настаивают, что соответствующая статья Договора запрещает любую военную деятельность на Свальбарде.

В 1949 г., когда Норвегия присоединилась к НАТО, Россия утверждала, что членство в альянсе не должно затрагивать Шпицберген.

Протесты были отклонены мининдел (в то время) Х.Ланге, и Норвегия в 1951 г. включила Шпицберген и Медвежий остров в натовскую зону обороны. Ланге, однако, заверял, что что никаких военных баз на Свальбарде не будет.

HNN не удалось получить комментарии руководителя норвежской делегации в ПА НАТО Э.Халлеракера по вопросу о том, для чего понадобилось в этот раз проводить встречу именно на Шпицбергене. Никакой информации о мероприятии также не имеется и на интернет-сайте ПА НАТО.

Источник: aftershock.news