Русские Вести

Сберегательная Федерация


Герман Греф делает из Сбера государство в государстве, его мечта – чтобы рядовой человек жил, вообще не выходя из "экосистемы", которая удовлетворяет все его запросы. Встаёт вопрос: а зачем нам тогда официальная власть?

Виновные найдены

Первый заместитель председателя Сбербанка России Александр Ведяхин внезапно оказался большим специалистом в области эпидемиологии. На конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey он весело рассказал собравшимся, как передаётся коронавирус, где главная опасность заражения.

Разумеется, врагом номер один оказались наличные деньги. Кто их трогает – тот разносит инфекцию. С наличными надо бороться всеми силами.

Враг номер два – бумажные квитанции ЖКХ. А кто пришёл с бумажной квитанцией платить бумажными деньгами – тот вообще враг народа...

...особенно если приехал на враге номер три – общественном транспорте.

Честно говоря, мы не знали, что в Волгоградском техническом университете по специальности "Экономика" изучают пути передачи вирусной инфекции. Хотя, быть может, это входит в программу London Business School, Стэнфорда или Массачусетского технологического, – в Сбере не жалеют денег на расширение горизонтов своих менеджеров. Но выступление Александра Александровича, честно говоря, выглядело откровенным неуважением к этим непонятным маленьким людям, которые едут на автобусе на почту, чтобы мятыми купюрами оплатить коммунальные услуги по грабительским расценкам. Но главный вопрос – почему в Сбере решили, что знают всё? Почему ростовщическая организация лезет с поучениями в каждый уголок нашей жизни?

Они уже везде

У успешных людей, особенно сделавших себя самостоятельно, бывает такое – они почему-то считают себя авторитетами во всех областях. Чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник, например, любил писать записки в ЦК КПСС о том, как следует управлять страной, – до тех пор, пока, по легенде, ему деликатно не сказали:

В шахматах вы гений, но во всём остальном самый обыкновенный еврей.

Сбер – безусловно, сильный банк (с таким рыночным преимуществом трудно было бы быть слабым, но у ВТБ, например, получается), но во всём остальном...

Сбер уже знает, чем мы больны, – достаточно в свободной форме перечислить симптомы, и нейросеть сделает выводы: пока это баловство, но скоро, боюсь, станет частью "лечения".

Сбер знает, чем живёт каждое поколение и что этому поколению нужно – недавно опубликовано исследование потребительских предпочтений X, Y и Z, и оно уже не первое у банкиров.

Сбер уверенно рассказывает нам, как надо пользоваться каршерингом: кому же ещё, как не ростовщикам, разбираться в проблемах городского трафика.

Сбер вводит комиссии за наше пользование нашими же деньгами, и эти комиссии всё больше напоминают пошлины, то есть государственную функцию.

Сбер продаёт нам товары на своём маркетплейсе, показывает фильмы в своём онлайн-кинотеатре (к слову, неплохо бы увидеть исследование, по какому принципу работают там рекомендации), возит на своём такси, доставляет нам пищу. Сбер поучает Центробанк, каким должен быть цифровой рубль, прогнозирует пики заболеваемости COVID и продвигает свою вакцину, управляет своим пенсионным фондом, торгует жильём, подбирает людям работу, претендует на право выдачи паспортов, засматривается на рынок посылок – то есть по сути подменяет собой целый спектр общественных и коммерческих институтов. Причём зачастую – не обладая, по крайней мере формально, соответствующими компетенциями.

Государство, что характерно, находится при этом в пассивной позе и совершенно не возражает.

Молчание министров

Частный сервис отбирает клиентов у государственной службы занятости? Безработный с возу – чиновнику легче.

Банкир публично рассуждает о заболевании, говорить о котором СМИ могут очень осторожно из-за цензурных законов? Пусть несёт нужные мысли в массы!

Банк собирает огромную базу данных, отслеживая буквально каждый шаг своих клиентов (и если бы только их)? Большое спасибо, судебные приставы и налоговая служба очень благодарны, у них руки так и не дошли.

Употребляет в качестве синонимов своих клиентов и всех жителей России ("россиян", в терминологии Грефа)? А что, с такой базой имеет право.

Такой гиперактивный маскулинный Сбер удивительным образом оказался удобен государству – он делает то, с чем вялая армия чиновников справиться не может. Понимания того, что таким образом постепенно вызревает альтернативное государство, эти люди не в состоянии – они не обучены стратегическому мышлению. И растёт в чреве России, в тесной дружбе с государственными органами такой вот "чужой" с прожорливой пастью Пэкмена, который постепенно подменяет эти органы своими…

И если его не остановить – пожрёт того, кто считает себя его хозяином, мажоритарным акционером.

Михаил Мельников

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Источник: ug.tsargrad.tv