СМИ: российские ваххабиты провели тайные переговоры со спецслужбами КСА.
Три главаря террористической группировки «Имарат Кавказ» * тайно встретились с представителем саудовской разведки для обсуждения возможного сотрудничества. Об этом сообщает арабский ресурс Al-Masdar Newsсо ссылкой на тбилисскую газету «Азавал-Дасавали».
Среди них был и Аслан Бютукаев, известный как «эмир Хамзат» или «Абубакар» — глава чеченского батальона шахидов, в 2011 году вместе с Доку Умаровымруководивший терактом в московском аэропорту «Домодедово». Отмечается, что саудовский агент предложил террористической группировке щедрую финансовую и военную помощь. Действующая в России джихадистская организация была значительно ослаблена после того, как спецподразделения в 2015 году ликвидировали самых влиятельных её командиров — считавшегося преемником покойного Доку Умарова Алиасхаба Кебекова, Магомеда Сулейманова, а также эмира Дагестанского вилаята (провинции) «Имарат Кавказ»Камиля Саидова.
Как замечает арабское издание, саудовская ваххабитская идеология была основным стержнем джихадистов салафитского толка, воевавших против советских войск в Афганистане в 80-е годы.
Отметим, что в экспертной среде новость о встрече кавказских боевиков с представителем Службы общей разведки КСА восприняли неоднозначно. Одни специалисты сразу назвали сообщение пропагандистским вбросом, рассчитанным на дискредитацию Саудовской Аравии.
«Время публикации совпало с проведением заседания министров иностранных дел РФ и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Москве, на котором стороны обсуждали в том числе и общую борьбу с терроризмом», — так прокомментировал информацию грузинской газеты директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов.
Другие эксперты отметили, что Эр-Рияд официально поддерживает группировки «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» в Сирии и отказывается признавать их террористическими, несмотря на их связь с сирийским филиалом «Аль-Каиды» ** - «ан-Нусрой» ***, однако саудовский след на российском Северном Кавказе во многом «мифологизирован».
— Укреплением террористических структур на Кавказе всегда занималось ЦРУ, — отметилбывший 1-й секретарь посольства СССР в Ливане, советник посольства России в Вашингтоне, а ныне президент Российского общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов. — Какими ресурсами обладает американское разведведомство — другой вопрос. Могут быть привлекаться и саудовцы, и иорданцы, — как это было во времена ликвидированного Шамиля Басаева. Сейчас кому-то просто не нравится, что главы МИД стран Персидского залива приехали в Москву и разговаривают с Россией. А учитывая, что источник информации — грузинский, то лично у меня нет никаких сомнений в том, что это — вброс, инициированный ЦРУшниками.
Однако есть и другие мнения в экспертом сообществе, которые совпадают с тем, что озвучивают европейские СМИ.
Так, в октябре 2015 года французский бюллетень «Intelligence online» сообщил, что якобы в его распоряжение попала запись переговоров между президентом России Владимиром Путиным и министром обороны и главой королевского суда Саудовской Аравии Мухаммадом ибн Салманом Аль Саудом в Сочи (встреча состоялась в октябре 2015-го). По информации бюллетеня, хотя изначально тематика разговора касалась Сирии, переговоры также затронули и проблематику Кавказа. Отмечалось, что российская сторона проявляет беспокойство тем фактом, что 20 сентября 2015 года саудовский принц Бандар ибн Султан, бывший глава саудовского Главного управления разведки (General Intelligence Presidency, Служба общей разведки) и посол в США, возвратился в Саудовскую Аравию. «Бандар ибн Султан очень хорошо знаком с большинством сетей по поддержке исламистских групп в Сирии, Ираке и Кавказе, так как… он их и создавал», — отмечалось в статье.
Годом ранее бывший офицер французской разведки Ален Шуэ, отвечая на вопрос журналиста «какую роль играет Саудовская Аравия в развитии ситуации на Кавказе?», сказал следующее:
— На самом деле принц Бандар лишь продолжает давний курс Саудовской Аравии: до 1990-х годов (в силу сотрудничества с США) он был нацелен на противодействие Советскому Союзу, а затем — на изоляцию шиитского Ирана путем создания суннитского «санитарного кордона» в мусульманских республиках Средней Азии и Кавказа, которые обрели независимость или стали площадкой для сепаратистских движений. Политическая, финансовая и логистическая поддержка исламистских суннитских движений на Кавказе (в Чечне, Ингушетии, Дагестане и т. д.) со стороны Саудовской Аравии — документально подверженный факт.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что несмотря на всю разобщенность саудовской королевской семьи, распространение исламистских организаций и ваххабитского подполья уже давно стало одной из форм внешней политики государства Саудовская Аравия. Тем более что ваххабизм там — госидеология.
— Именно КСА и создала весь суннитский международный терроризм. Конечно, по поводу нынешней встречи сложно что-то сказать, но то, что эмиссары королевства еще с позднесоветских времен на Кавказе вели бурную деятельность по созданию и финансированию ваххабитских группировок, исламистских школ и различных «благотворительных» фондов, напрямую связанных с «Аль-Каидой» и спецслужбами самой Саудовской Аравии — в этом даже сомневаться не приходиться. В 2010 году были опубликованы снимки, сделанные сотрудниками ФСБ в ходе проведения спецоперации по ликвидации Шамиля Басаева. В тайниках «Камаза» находилось оружие, на котором стояла маркировка ВВС Саудовской Аравии, — замечает эксперт.
Отметим, что представители черкесов и чеченцев традиционно присутствуют в спецслужбах Турции, Саудовской Аравии, Иордании и имеют на Кавказе родственные связи. И даже тот факт, что официальной идеологией организации «Имарат Кавказ» является ваххабизм и идея джихада, подтверждает «саудовский след» на Северном Кавказе. Известно, что в боевых действиях на Северном Кавказе принимали участие кадровые офицеры Службы общей разведки Саудовской Аравии. Например, Азиз Бен Саид Бен Али аль-Гамди (Абу аль-Валид), который координировал финансовые потоки, направляемые на обеспечение террористической деятельности на Кавказе. Однако за последние годы «Имарат Кавказ» был значительно ослаблен из-за давления российских силовиков и пресечения финансирования.
— В свое время через каналы различных саудовских «благотворительных структур» на Северный Кавказ под видом гуманитарных грузов перебрасывалось различное снаряжение, вооружение, пропагандистская литература, а также приезжали боевики, — отмечает эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. — Периодически помощь ослабевала — когда были колебания в сторону дружбы с Россией и охлаждения отношений со Штатами. Но понятно, что никогда полностью саудовцы своих подопечных не бросали, ведь в противном случае этой агентурой воспользуется кто-либо другой. А расстроенных внезапно оборвавшимися связями агентов можно запросто обратить против бывших хозяев. Поэтому лучше их периодически «подкармливать» и держать на «спящем» положении…
Что касается принца Бандара ибн Султана, то все эти сложные многоходовки с его увольнением и о возвращением на службу из серии «кручу-верчу, запутать хочу». Сложно представить, чтобы он совсем отошел от своих прежних дел, ведь именно на нем замыкались многие контакты, причем не только с сирийской оппозицией. Скажем, на территории КСА группировка «Аль-Каида на Аравийском полуострове» запрещена, а в Йемене это основная суннитская сила, с которыми саудовцы взаимодействуют для борьбы с ИГ **** и шиитами). Кроме того, во многом именно через принца Бандара шло взаимодействие тех или иных групп с ЦРУ.
К слову, двойной теракт в Волгограде 2013 года, по мнению ряда экспертов, — это напоминание РФ о саудовских возможностях за несговорчивость по сирийскому вопросу. Возможно, в этом действительно был замешан на тот момент глава саудовской разведки принц Бандар. Кроме того, он официально признавал, что чеченские боевики, воюющие в Сирии, контролируются из Саудовской Аравии. Ходят слухи, что его отодвинули на задний план из-за того, что он вел определенные игры с ЦРУ, которые сильно осложняли политический диалог КСА с США (принц не так себя вел по отношению кОбаме, этим и воспользовались в ЦРУ, где также были недовольны политикой американского президента). Но, повторю, это не значит, что он совсем отошел от дел.
«СП»: — Поддержка ваххабитского подполья на Кавказе — это согласованный вектор «политики» всего КСА или результат деятельности отдельных членов королевской семьи?
— Конечно, это не является целенаправленным курсом страны. Надо понимать, что численность королевской семьи — 20 тысяч человек, и далеко не все из них консервативные ваххабиты. Но саудовцам нужно было как-то отводить радикалов со своей территории, этим они и занимались последние десятилетия. И Северный Кавказ был только одним из таких направлений. В этом смысле факты участия саудовцев в поддержке ваххабизма вовсе не означают, что это было целенаправленной госполитикой, значительная часть помощи — все-таки частная инициатива.
Замечу также, что король в КСА — это некая посредническая фигура между разными саудовскими кланами. Сам по себе король не принимает решений, он вынужден постоянно согласовывать свои действия с другими влиятельными фигурами. Если он не будет этого делать, то его ожидает судьба короля Фейсала, которого, напомню, застрелил собственный племянник. Также надо иметь в виду, что саудовские спецслужбы имеют довольно сложную структуру, и там, по сути, отсутствует централизованное руководство.
Таким образом, когда говорят о саудовском следе, то это вовсе не означает, что речь идет именно о приказе КСА и руке спецслужб. В КСА есть радикалы, от которых сами саудовские власти не знают, как избавиться. Но, безусловно, определённую работу проводят и спецслужбы.
* «Имарат Кавказ» решением Верховного суда РФ от 8 февраля 2010 года был признан террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**** - «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Антон Мардасов