Русских на Украине - нет, а все политзаключенные - «террористы»: комментарий к докладу Госдепа США



В день формирования нового правительства на Украине Госдепартамент США опубликовал 76-страничный ежегодный доклад о состоянии с правами человека в этой стране. Помимо темы «сепаратистов и российской агрессии» на Донбассе, а также российской «оккупации» Крыма, доклад содержит также и много нелицеприятного по части нарушения прав человека на пространстве, контролируемом центральным правительством в Киеве, и в отношении политики в этой области самого этого правительства и президента страны.

В докладе Госдепа утверждается, что коррупция и недостатки правовой системы остаются ключевыми факторами ущемления прав человека на Украине. Власти Украины обвиняются во введении ограничений на свободу передвижения. По отношению к трудящимся Украины они применяют ограничения в их праве на забастовку и широко прибегают к принудительному труду. В докладе утверждается, что трудовое законодательство на Украине не соблюдается. Правительство страны так и не смогло принять адекватные меры для судебного преследования официальных лиц, причастных к различным нарушениям и коррупции. Это, как утверждают американцы, повсеместно создает атмосферу безнаказанности и правового нигилизма. Все это крайне неприятно с точки зрения соблюдения прав человека — общей ценностной либеральной концепции, продвигаемой в мире Вашингтоном с 70-х годов прошлого столетия.

Авторы доклада признают, что основным источником нарушения прав человека на Украине в 2015 году оставалась война в регионе Донбасса. Войну на Донбассе в Госдепартаменте США квалифицируют, как «внутренний конфликт» на Украине при условии «внешней агрессии» России. В докладе признается, что власти Украины используют чрезмерную силу и совершают другие «нарушения» в ходе «внутреннего конфликта». В его разрешение государством вовлечены правоохранительные органы Украины — Министерство внутренних дел и Служба безопасности Украины (СБУ), а кроме того, армия, внутренние войска и парамилитарные добровольческие формирования. В докладе сделан общий вывод, что «гражданские власти [на Украине] в целом осуществляли эффективный контроль над правоохранительными органами, но редко принимали меры по расследованию и наказанию злоупотреблений, совершенных силами безопасности». Под «злоупотреблениями» в докладе понимаются: и «незаконное лишение жизни», и незаконное содержание под арестом, и применение к лицам, содержащимся под стражей, пыток и избиений, а также тяжелые общие условия содержания в тюрьмах. Американцы указывают на то, что обе стороны «внутреннего конфликта» на Украине прибегают в отношении людей к физическому насилию и наказаниям, включая избиения, физические и психологические пытки, имитацию казни, сексуальное насилие, лишение пищи и воды, отказ в медицинской помощи и принудительный труд.

Однако при указании на «эффективный контроль гражданских властей» одновременно в докладе Госдепа утверждается, что СБУ и МВД действуют в современной Украине в обстановке полной безнаказанности. Как сочетается эффективный контроль с безнаказанностью — непонятно. Американцы признают, что в случае «внутреннего конфликта» на Донбассе украинские или «проправительственные» силы совершают преступления «незаконного лишения жизни». В данном случае речь идет не об убийствах в бою донецких «сепаратистов», сражающихся с правительственными войсками с оружием в руках или о гражданских жертвах обстрелов украинской армии, а о лицах, которых подозревают либо в сочувствии, либо в содействии «сепаратистам» и с которыми расправлялись столь круто по этой причине. Авторы доклада ссылаются на то, что имелось «несколько сообщений» о том, что правительство или его агенты совершали произвольные или незаконные убийства, в том числе в зоне АТО. Здесь в качестве примера в докладе перечисляются три случая. Кроме того, авторы доклада указывают на «несколько сообщений» в течение года о политически мотивированных убийствах, совершенных «негосударственными структурами», т. е. парамилитарными формированиями — добровольческими батальонами. Помимо этого, указывается в докладе, «были многочисленные сообщения о политически мотивированных исчезновениях людей. В Донбассе появились многочисленные сообщения о случаях исчезновения и похищения людей, связанных с конфликтом между правительством Украины и поддержанных Россией сепаратистами». «Сепаратисты систематически занимались похищениями, пытками и незаконным задержанием. В меньшей степени были также сообщения о такой практике со стороны правительственных сил». Зафиксированы случаи похищения людей проправительственными военизированными или добровольческими воинскими частями на контролируемой правительством территории. Так, например, известны случаи произвольных задержаний и содержания арестованных, сопровождаемых пытками, в расположении добровольческого батальона «Азов». Кроме того, предполагаемые преступления, совершенные в батальоне «Айдар», в том числе убийства, остаются нерасследованными. Имеются и другие сообщения, что правоохранительные органы Украины в своей деятельности используют «пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания». В докладе признается, что, несмотря на Конституцию и законы, запрещающие пытки и другие виды жестокого наказания, украинская полиция и другие сотрудники правоохранительных органов ими злоупотребляют по отношению к содержащимся под стражей лицам для получения признательных показаний. Госдеп США также отмечает, что правительственные силы и проправительственные батальоны, занятые в военных операциях, «иногда» совершают нарушения прав человека, включая пытки. Их «злоупотребления включали избиения, принудительный труд, психологические и физические пытки, публичное унижение и сексуальное насилие».

Помимо этого, «злоупотребления по отношению к заключенным и задержанным со стороны сотрудников полиции и тюремных властей остаются широко распространенной проблемой», — констатируют авторы доклада. В документе сообщается, что на территории Харьковского СБУ существует секретный следственный изолятор, где содержатся заключенные. Кроме того, управление СБУ создало свой СИЗО в аэропорту Мариуполя, где сотрудники службы безопасности содержат арестованных.

В докладе вообще признается, что условия содержания заключенных в тюремных и следственных изоляторах на Украине остаются на низком уровне, не соответствующим международным стандартам, и порой представляют собой серьезную угрозу для жизни и здоровья заключенных. Указывается, что государственная пенитенциарная служба на Украине более жестокая, чем даже в других странах с низким и средним уровнем безопасности в тюрьмах. «Правозащитные организации и средства массовой информации сообщали о смертях в тюрьмах или центрах содержания под стражей в результате пыток или небрежности со стороны полиции или тюремных служащих», — указывается в докладе.

Конституция Украины и ее законы запрещают произвольный арест и содержание под стражей. По закону правоохранительные органы Украины могут задерживать подозреваемого в течение трех суток без ордера, после чего судья должен выдать ордер, разрешающий длительное содержание под стражей. Прокуроры должны представить задержанных перед судьей в течение 72 часов, а предварительное заключение не должно превышать шести месяцев за незначительные преступления и двенадцать месяцев за совершение тяжких преступлений. Сейчас в соответствии с законом прокуроры могут задерживать подозреваемых, обвиняемых в террористической деятельности, до 30 суток без предъявления обвинения или оформления судебного ордера. Власти, однако, в некоторых случаях содержат задержанных лиц без судебного ордера", — сообщает доклад госдепартамента.

Украинские граждане имеют право на получение информации по вменяемым им властями преступлениям и оспорить арест в суде или через обращение к прокурору. Кроме того, власти должны своевременно информировать задержанных об их правах и немедленно уведомить членов семьи об аресте. Однако доклад признает, что украинские правоохранители часто не следуют всем этим обязательным процедурам. В некоторых случаях власти держали подозреваемых под арестом и в полной изоляции в течение нескольких недель. В частности, так поступили с задержанными в Одессе, обвиненными в терроризме. Их подвергали жестокому обращению и пыткам, включая избиения и с использованием электрического тока, а также лишению пищи и воды.

В сентябрьском 2015 года отчете «Миссии ООН мониторинга прав человека на Украине» (HRMMU) указывается, что практика произвольного задержания со стороны властей, в частности СБУ, распространена и имеет широкий характер. Обычно произвольно задержанные подвергаются пыткам. Кроме того, еще и представители украинских вооруженных сил произвольно задерживают и содержат в полной изоляции гражданских лиц. HRMMU отметила постоянные случаи тайных задержаний украинскими правоохранительными органами, в основном СБУ, а также военными и военизированными формированиями, в первую очередь из батальонов добровольцев, в настоящее время официально включенных в силовые структуры Украины.

Доклад Госдепартамента признает, что безнаказанность за злоупотребления со стороны правоохранительных органов остается серьезной проблемой на Украине. Докладчик ООН по вопросу о внесудебных и произвольных наказаниях рекомендовал правительству создать систему независимого мониторинга поведения сотрудников правоохранительных органов, с особым вниманием на заявления о жестоком обращении со стороны сотрудников СБУ.

А пока украинские власти препятствуют расследованию преступлений против человечности, совершенных на их территории. Это прямо признает доклад госдепартамента США: весь 2015 год без какого-либо результата правоохранительные органы Украины продолжали расследование событий 2 мая 2014 года в Одессе, «во время которых погибли 48 человек, в том числе шесть сторонников украинского правительства и 42 человека, которые поддерживали идею большей автономии для регионов». Здесь заметим, что докладчики дезинформируют своих читателей. В Одессе потерпевшие граждане протестовали против незаконного переворота в Киеве, поддержанного США и ЕС. Тем не менее докладчики Госдепа констатируют, что власти Украины в целом не смогли расследовать случаи убийств в Одессе, сосредоточив внимание на предполагаемых преступлениях, совершенных отдельными лицами, стремящимися к большей автономии.

В разделе «Политические заключенные и задержанные» доклада Госдепартамента содержится упоминание лишь осужденного блогера из Ивано-Франковска Руслана Коцабы, призывавшего бойкотировать на Украине 4-ю волну мобилизации и наказанного за это. Международная организация Amnesty International признала Коцабу «первым» за последние пять лет узником совести и политическим заключенным на Украине. При констатации многочисленных и массовых нарушений прав человека на Украине по политическим мотивам авторы доклада тем не менее констатируют, что в этой стране политический заключенный имеется в одном единственном числе. Это нонсенс!

Авторы доклада Госдепа признают факт наличия на Украине, вопреки ее Конституции, широкой слежки за несогласными и недовольными правящим режимом. Власти Украины посредством деятельности спецслужб осуществляют вмешательство в личную жизнь, семью, дом и частную корреспонденцию. При этом по закону СБУ не может вести наблюдение за гражданами или проводить домашние обыски без выданного судом ордера. На практике, однако, сыск СБУ ведется, полагают докладчики, без надлежащего законом разрешения.

В разделе доклада «Национальные, расовые и этнические меньшинства» указывается, что закон предусматривает на Украине уголовную ответственность за умышленные действия по возбуждению ненависти или дискриминации на основании национальности, расы или религии, в том числе оскорбление национальной чести и достоинства граждан в связи с их религиозными и политическими убеждениями, расы или цвета кожи. Однако в данном разделе рассматриваются исключительно единичные инциденты в украинских городах на расовой почве с иностранными мигрантами из стран Азии или Африки. Кроме того, в данном разделе проходят все случаи дискриминации цыган. Что касается т. н. «русскоязычных» на Украине, то в докладе совсем не применяется подобная этническая категория и не рассматриваются с точки зрения прав человека проблемы русских на Украине. Определение «русский» в тексте доклада используется исключительно либо применительно к РФ, либо к «прорусским сепаратистам» на Донбассе. В отношение русской или советской идентичностей национальный вопрос на Украине в области прав человека полностью игнорируется в докладе Госдепартамента. Не идет речь и о националистической культурной политике нынешних властей на Украине, ущемляющих русскую и советскую идентичность и связанные с ней права человека. Аналогичным образом в разделе доклада о религиозной проблематике совершенно игнорируются проблемы священников и прихожан общин РПЦ Московского патриархата на Украине.

В итоге можно констатировать, что главным недостатком доклада Госдепартамента США о правах человека на Украине является то, что массовые нарушения прав человека в этой стране и обстановка, способствующая им, не называются точными определениями. То, что докладчики Госдепа именуют «внутренним конфликтом», следовало называть «гражданской войной». Следовательно, и ту репрессивную политику с массовым нарушением прав человека на Украине нужно было бы определять, как «террор», обычно свойственный гражданским войнам. Здесь заметим, авторы доклада понимают очевидную двусмысленность описываемой ими ситуации, поскольку понятие «контртеррористической операции» в тексте они берут в кавычки. Очевидно, что правильный правоохранительный подход к «внутреннему конфликту» на Украине заставил бы квалифицировать многие случаи не как «злоупотребления», как это делают американцы, а как конкретные военные преступления. Слово «военные преступления» вообще не встречается в докладе Госдепа.

Общие намеренные промахи американского доклада о правах человека на Украине демонстрируют нам насущные задачи нашей политики в отстаивании прав человека на Украине и апелляции по этим вопросам к авторитетным международным правозащитным организациям. Насущные проблемы момента требуют:

1. Создание персонального списка политических заключенных на Украине и постоянного мониторинга этой проблемы;

2. Разоблачение случаев фабрикации украинскими правоохранителями политических дел украинских граждан под видом борьбы с «терроризмом». Необходимо квалифицировать ложно осужденных на Украине «террористов», как политических заключенных;

3. Квалифицировать в качестве нарушения прав человека проблематику, связанную с этнической и культурной идентичностью части граждан Украины;

4. Квалифицировать в качестве нарушения прав человека кризисную проблематику общин РПЦ Московского патриархата на Украине;

5. Наладить сотрудничество по всей этой проблематике прав человека с «Миссией ООН мониторинга прав человека на Украине».

Аналитическая редакция EADaily

Источник: eadaily.com



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.