Русские Вести

Русские корпорации как инструменты имперской политики Кремля


Все слышали, что США опираются на курдов (в том числе), чтобы решать сегодня свои задачи в Сирии и Ираке, в том числе задачу по противостоянию России и ограничению ее безмерно возросшего влияния в регионе? А вот вам свежая аналитика от хорошо известного аналитического бюро "Стратфор":

Экспансия "Роснефти" в иракском Курдистане поможет ей конкурировать с "Газпромом" и дает Эрбилю больше рычагов влияния в регионе.

Эрбиль - это столица курдов в Ираке. Статья дается на сайте в урезанном виде, только начало, остальное - за денежку (а как же свобода информации, капиталисты проклятые?). Но даже в неполном виде, уверен, представляет большой интерес для нашего читателя.

Российская энергетическая компания усиливает политическую мощь иракских курдов

Многообещающие отношения между "Роснефтью" и региональным правительством Курдистана в Ираке (КРГ) стали теснее, чем когда-либо. 18 сентября компания объявила, что переговоры с КРГ по финансированию и строительству трубопровода для экспорта природного газа в Турцию стоимостью 1 млрд долларов вошли в завершающую стадию. После окончания строительства трубопровод изменит энергетический экспорт автономного региона на севере Ирака. А его влияние на региональную политику будет не менее драматичным.

Трубопроводы и сила

Являясь регионом, не имеющим выхода к морю, иракский Курдистан зависит от трубопроводов через близлежащие территории, с помощью которых он экспортирует энергоресурсы на зарубежные рынки. И эта зависимость от соседей продемонстрировала высокую степень уязвимости. Например, нефтепровод Киркук-Сейхан, который транспортирует нефть из Курдистана в Турцию, давал Багдаду значительное влияние на лидеров иракского Курдистана в Эрбиле, потому что пересекает территорию, находящуюся под контролем иракского правительства. Для выбивания уступок из Курдистана, федеральное правительство Ирака могло заблокировать доступ КРГ к трубопроводу.

Переговорный инструмент потерял свою силу в 2014 году, когда Эрбиль заключил 50-летнее экспортное соглашение с Анкарой, что позволило ему построить свой собственный нефтепровод в Турцию через Иракский Курдистан. Однако в соответствии с новой договоренностью КРГ просто обменял свою зависимость от федерального правительства Ирака на зависимость от Турции. И хотя Анкара является менее требовательным администратором, чем Багдад, она все же обладает большой властью над Эрбилем, его энергетическим экспортом и даже доходами от продажи нефти, так как КРГ осуществляет свои энергетические операции через турецкий Halkbank. Турция, кроме того, могла бы закрыть доступ КРГ к трубопроводу, не ставя под угрозу свою энергетическую безопасность, поскольку она, как и Ирак, потребляет лишь небольшую часть курдской нефти, которая проходит через ее территорию.

До сих пор Анкара не использовала свое преимущество перед КРГ, как Багдад. Тем не менее, Эрбиль прекрасно осознает все риски. Поддержка Турцией президента КРГ Массуда Барзани базируется в основном на текущем удобстве взаимоотношений и все может резко поменяться, так как тот продолжает поддерживать референдум о независимости иракского Курдистана, запланированный на 25 сентября. Недавно Эрдоган заявил, что его правительство огласит свой ответ на референдум после совместного заседания Кабинета министров и Совета национальной безопасности 22 сентября. Хотя неясно, будет ли реакция Анкары включать в себя газопровод КРГ, такая возможность беспокоит Эрбиль и побуждает его искать возможности для уравнивания позиций в игре с Турцией.

Проникновение России

Экспортный газопровод, финансируемый "Роснефтью", может помочь именно в этом. При запланированной годовой мощности 30 млрд кубометров трубопровод сможет транспортировать почти две трети общего объема природного газа, который Турция импортировала в прошлом году. Не весь этот природный газ будет поступать в Турцию; некоторая чего часть, скорее всего, выйдет на рынки Юго-Восточной Европы. Тем не менее, трубопровод будет стимулировать потребление Турцией природного газа из иракского Курдистана, особенно в связи с тем, что Анкара стремится найти альтернативные источники снижения своей зависимости от иранских и российских поставок. Чем больше природного газа Турция импортирует из иракского Курдистана, тем меньше рычагов воздействия Анкара будет иметь на Эрбиль.

"Роснефть" тоже получит выгоду от нового газопровода. Экспансия компании в иракский Курдистан вызвана не только стратегией Кремля по внедрению в как можно большее количество горячих точек по всему миру, но и соответствует стратегии "Роснефти" по соперничеству с российским газовым гигантом "Газпромом". "Роснефть" уже давно пыталась сломать его монополию на трубопроводный экспорт природного газа из России. Своими планами по экспорту газа из иракского Курдистана в Турцию и Юго-Восточную Европу, "Роснефть" взяла курс на одни из самых важных рынков "Газпрома".

Но газопроводная сделка "Роснефти" - это лишь последнее из ряда недавних соглашений, которые служат хорошим предзнаменованием для курдского энергетического сектора. Ранее в этом году "Роснефть" стала первой крупной нефтяной компанией, которая начала закупку экспортной курдской нефти по предоплате, бросив Эрбилю финансовый спасательный круг. Затем российская фирма использовала эту договоренность в качестве плацдарма для сделки по трубопроводу, а также для контракта по разведке и разработке пяти месторождений в иракском Курдистане. Помимо углубления связей с "Роснефтью", КРГ также наконец-то урегулировал давний спор с Pearl Petroleum Co. по платежам за энергоносители. Стороны достигли соглашения, включающее будущие инвестиции в добычу природного газа, что будет способствовать созданию исходного сырья для трубопровода "Роснефти".

Экспорт природного газа, о котором договариваются "Роснефть" и КРГ, тут же окажет влияние на поведение всех местных игроков. Несмотря на то, что инфраструктура не изменит национальные интересов стран региона, она повлияет на факторы, действующие в споре между Эрбилем и Багдадом - в споре, который будет только усиливаться по мере приближения референдума о независимости Курдистана.

На этом общедоступный текст "Стратфора" обрывается. Добавлю несколько пунктов от себя, свой сугубо непрофессиональный взгляд, так сказать.

1. "Роснефть", что в Венесуэле, что в Курдистане, идет навстречу местным режимам, предоставляя им значительные финансовые ресурсы авансом, в счет будущих поставок нефти. Русские буквально не жалеют денег, однако взамен корпорация получает контроль на важнейших и стратегических энергетических рынках, что затем выливается в геополитические преимущества Москвы.

2. Конкуренция "Роснефти" с "Газпромом" за газовый экспорт, по мнению уважаемого Кримсон Альтера (выступившего на стороне последнего), может нанести ущерб национальным интересам России (за счет конкуренции поставщиков, что ударит по цене наших поставок). Опасения принимаются, но пока не разделяются - все-таки покамест все такие вопросы решаются ВВП, а он как никто другой блюдет национальные интересы страны. В любом случае, трубопроводный экспорт российского газа остается в исключительной компетенции "Газпрома".

3. Голова идет кругом, когда начинаешь понимать КАКОЙ клубок вопросов и противоречий сосредоточен на одном только Ближнем Востоке, как тесно там переплелись война, политика и экономика. И очень радостно на душе от осознания того факта, что Россия участвует здесь в качестве ведущего геополитического игрока, оперируя как силовыми инструментами, так и чисто экономическими. Время Ост-Индских компаний осталось в прошлом. Теперь русские корпорации подчиняют мир интересам своей Империи.

Все мы слышали про страну-бензоколонку, да? Про то, какой это унизительный статус - быть экспортером энергоресурсов. Вот продавцы айфонов - совсем другое дело, уважаемые люди. А нефть, газ - фи!, это для стран третьего мира. Для Норвегии, например. Ну или для Саудовской Аравии с Катаром - тоже наглядный пример невлиятельных и униженных государств.

А на сайте "Стратфор" есть целый раздел под названием "Политика трубопроводов", там много разных познавательных материалов и вот, что написано в качестве вступления:

"Трубопроводы являются кровеносными сосудами геополитического могущества. Для стран, экспортирующих нефтепродукты или природный газ, трубопроводы имеют важное значение для превращения сырьевой энергии в прибыль. Попытки России контролировать поток энергоресурсов в Европу и Азию, например, являются столь же политической, сколь и экономической стратегией. Но в политике трубопроводов новые технологии и ресурсы, а также более тесно интегрированные трубопроводные системы дадут странам новые инструменты противодействия избыточным поставщикам".

Под конец "Стратфор" пытается попужать нас ветряками и солнечными батареями, но, как говорится в таких случаях? не смешите мои тапочки.

Источник: cont.ws