Совет Безопасности ООН провёл в Нью-Йорке заседание, на котором обсуждалась резолюция о создании международного трибунала по крушению малайзийского Boeing в Донбассе. По итогам голосования документ отклонён.

Россия выступила против принятия резолюции. За проголосовали 11 стран — членов СБ ООН, три — Китай, Венесуэла и Ангола — воздержались. Будучи одним из пяти постоянных членов Совбеза, РФ применила право вето.

Позиция России

Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что члены Совета Безопасности не услышали аргументов России: с её точки зрения, создание трибунала по крушению Boeing в Донбассе будет неэффективной мерой.

Российский дипломат также отметил, что рассматриваемый на заседании СБ ООН проект резолюции о создании трибунала преследовал пропагандистские цели. По словам Чуркина, данный документ не имеет правовой базы.

«Приходится констатировать, что проект, вынесенный сегодня на голосование, был лишён какой-либо правовой и прецедентной основы. Мы неоднократно разъясняли всё это коллегам, призывали подумать над альтернативами. Однако авторы проекта отказались действовать в духе сотрудничества, поставили его на голосование, заранее зная, что это не приведёт к положительному результату. Это, по нашему мнению, указывает на то, что политико-пропагандистские цели для них оказались более важными, чем практические. Это достойно сожаления», — заявил постпред РФ при ООН.

Виталий Чуркин подчеркнул, что по истечении года с момента авиакатастрофы в Донбассе остаются серьёзные вопросы по поводу того, как проводится расследование причин трагедии.

«К сожалению, спустя год с даты принятия резолюции 2166 сохраняются серьёзные вопросы к тому, как проводятся текущие расследования. Российским экспертам не был обеспечен равный доступ к материалам технического расследования: они в одностороннем порядке предоставляют свои данные и расчёты, но остаются в неведении, что делается с ними дальше. При этом мы неоднократно предлагали предоставить квалифицированных специалистов и оборудование для проведения сложных экспертиз, например металловедческой, которая позволила бы на основе исследования поражающих элементов установить тип ракеты, сбившей самолёт. Всё это осталось без ответа», — констатировал дипломат.

«Что касается уголовного расследования, оно проводится членами совместной следственной группы в закрытом режиме. Сообщалось, что между пятью странами достигнуты договорённости о неразглашении информации. Какие в этом случае есть основания для того, чтобы быть уверенными в беспристрастности такого следствия? Способно ли это следствие устоять против агрессивного пропагандистского фона в СМИ? Способно ли оно выдержать прессинг очевидного политического заказа, когда заранее называются причины катастрофы и виновные? Причём такие заявления делают в том числе руководители некоторых государств, входящих в следственную группу», — добавил постоянный представитель России при ООН.

Проект резолюции, который в середине июля был представлен Малайзией от группы стран, проводящих расследование авиакатастрофы (Австралии, Нидерландов, Малайзии, Бельгии и Украины), предполагал признание крушения лайнера угрозой мировой безопасности и предусматривал создание международного трибунала для привлечения виновных к ответственности на основании главы VII Устава ООН.

Ранее российская делегация внесла альтернативный проект документа, предложив принять так называемую промежуточную резолюцию, пока не завершено расследование причин авиакатастрофы.

В предложенном Россией документе указывается на необходимость открытого, независимого международного расследования. Отмечается, что всем заинтересованным сторонам необходимо предоставить равный доступ к материалам.

Российская версия резолюции содержит призыв ко всем государствам оказывать содействие в расследовании обстоятельств крушения малайзийского Boeing. По мнению РФ, ведущие расследование специалисты должны регулярно информировать Совбез ООН о ходе своей работы.