Сложно ли быть в современно мире нейтральным государством? Ой, как сложно... Прошли те времена, когда та или иная страна в мире могла конституционно прописать свой военный нейтралитет, заявив что-то из серии «я в домике». А если по большому счёту, так и в исторической ретроспективе реально «способных» на военных нейтралитет государств было совсем не много. Даже о Швеции и Швейцарии прекрасно известно то, что их «нейтралитет» в годы Второй мировой войны был весьма условным, и что, по меньшей мере, банковская система государств использовалась далеко не только для сделок с однозначной прозрачностью.
В условиях растущего напряжения в мире, при учёте того, что известное государство силится остаться единственным полюсом на планете, вопрос государственного нейтралитета встаёт особенно остро. И только лишь конституционная мера по оглашения своей «военной нейтральности» вряд ли способна предоставить реальный нейтралитет практически любому из таких государств.
После распада СССР было, если можно так выразиться модно, заявлять о своей внеблоковости. Речь в первую очередь идёт о бывших республиках Советского Союза и некоторых странах Восточной Европы. Мол, от «коммунистического ига» мы освободились, в НАТО вступать не собираемся, а потому прописываем в конституции нейтральный статус – виват, демократия, разоружение, мир, дружба и всё в таком духе. В качестве примеров: Украина и Туркменистан.
Такую «моду» можно отчасти связать ещё и с устными обещаниями западных «партнёров», данными Михаилу Горбачёву. Речь о том, что НАТО обещало ни сантиметра на Восток... Мы ж, мол, теперь друзья не разлей вода... Горбачёв тогда, как известно, свою подпись там, где было нужно «партнёрам», поставил – в обмен на всё те же устные обещания; мА-лА-дЕц!.. Через некоторое время устные обещания «партнёрами» вдруг стали забываться, и они поинтересовались у отдельных «нейтралов» на счёт того, не желают ли они интегрироваться исключительно на уровне как бы ни к чему не обязывающего партнёрства. В итоге новые договорённости были подписаны, и военный блок начал шириться в восточном направлении, параллельно давая понять, что нейтралитет отдельных стран как факт ему (блоку) не совсем понятен...
Теперь уже, как прекрасно известно, о своём непреодолимом желании влиться в западный милитаристский альянс высказывает Киев. А ведь ещё вчера Украина тоже позиционировала себя в качестве внеблокового (фактически нейтрального) государства, хотя и не брезговала отправкой своих подразделений, к примеру, в Афганистан.
И с тех самых пор, как вопрос об отмене внеблокового статуса стал активно муссировать на майданной Украине, в Штатах стали задумываться и о необходимости лишить внеблокового статуса другую бывшую Союзную республику – Туркмению. В 2014-2015 годах в Ашхабад стали явно чаще прилетать американские делегации, а в Вашингтон – делегации туркменские. Повестка дня – «стратегическое партнёрство» под известную западную басню об «угрозе со стороны России», а также под то, что "после вывода американских войск из Афганистана" ВС Туркмении что-то военно-техническое, возможно, перепадёт.
Из заявления правительства Туркменистана от октября 2015 года:
Туркменистан рассматривает Соединённые Штаты Америки в качестве стратегического партнёра и придает большое значение углублению сотрудничества с этой страной.
Тогда, как было заявлено, обсуждались вопросы сотрудничества как в сфере экономики, так и в сфере безопасности. Вашингтон вроде как пообещал Ашхабаду принять во внимание его озабоченности по поводу роста угроз со стороны радикальных группировок Афганистана. В чём такое «принятие во внимание» в итоге вылилось? – пока вопрос. Единственное, о чём стало известно, так это отказ официального Ашхабада от принятия в Туркменистане главы российского оборонного ведомства Сергея Шойгу, который намеревался посетить азиатскую республику в 2015 году. Особых объяснений по этому поводу тогда не последовало, и вполне явная пощёчина в адрес России тогда была, что называется, спущена на тормозах, видимо, чтобы не обострять.
Туркменистан объявил, что организует партнёрство с Соединёнными Штатами в плане противодействия наркотрафику. На сайте американского посольства в Ашхабаде появилось сообщение следующего характера:
23-27 мая 2016 года Управление по международному сотрудничеству в области борьбы с наркотиками и правоохранительной деятельности Государственного департамента США (INL) и Управление по борьбе с наркотиками Министерства Юстиции США провели семинар в Ашхабаде для руководителей подразделений по борьбе с наркотиками из Министерства внутренних дел, Государственной миграционной и Государственной таможенной cлужб Туркменистана.
Всё как бы говорило о том, что «нейтральный» Туркменистан перестаёт быть нейтральный, делая свой выбор в направлении США.
Однако несколько дней назад произошло событие, которое в числе прочих (весьма важных) своим вниманием даже крупные российские СМИ решили обойти. Речь идёт о всё-таки состоявшемся (пусть и с отклонением на несколько месяцев от первоначального плана) визите министра обороны России Сергея Шойгу в Туркменистан. Обращает на себя внимание тот факт, что главу российского военного ведомства принимал не только его туркменский коллега, но и президент Туркмении.
Из сообщения пресс-службы администрации президента страны (цитата www.turkmenistan.ru):
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу, прибывшего в Ашхабад.
Глава государства и его гость обменялись мнениями о перспективах туркмено-российского сотрудничества, отметив конструктивный межгосударственный диалог, а также успешное взаимодействие в многостороннем формате, в рамках международных и региональных организаций.
Особой темой беседы стало партнёрство в сферах укрепления региональной и всеобщей безопасности, противодействия глобальным вызовам и угрозам современности, в том числе терроризму и экстремизму.
А это заявление пресс-службы МО РФ:
В ходе официального визита в Туркменистан Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу провел переговоры с министром обороны Туркменистана генерал-полковником Яйлымом Бердиевым.
Обсуждены актуальные вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, а также проблемы региональной и глобальной безопасности.
Были определены перспективные направления углубления российско-туркменского взаимодействия в военной области, согласованы конкретные шаги по укреплению Вооруженных сил Туркменистана.
Прежде всего это касается обеспечения их совместимым вооружением и военной техникой, подготовки военных кадров.
На этом фоне пресс-служба главы туркменского государства сообщает, что Сергей Шойгу заявил о «глубоком уважении к нейтральному статусу Туркменистана». По словам министра обороны РФ, нейтралитет Туркменистана – важный фактор поддержания мира и стабильности в регионе.
В переводе с дипломатического на бытовой выглядит это примерно следующим образом:
Господа туркменские партнёры! Возможно, это не наше дело, но если в вашем основном документе прописан нейтралитет, так какого, простите, лешего для выстраивания системы безопасности у вас работают американские специалисты? Не кажется ли вам, что статус нейтралитета требует несколько иного подхода к вопросам межгосударственных отношений и явно не может основываться на однобокости?..
А уже через несколько дней после визита в Ашхабад министра обороны России туркменские парламентарии засобирались в Москву. Официальная цель визита – ознакомление с организацией парламентской деятельности в России. Причём туркменские гости были приглашены российской стороной. Глава делегации - председатель Меджлиса Акджа Нурбердыева. Она провела ряд встреч с российскими политиками – Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко (председателями Нижней и Верхней палат парламента РФ). После окончания визита, в ходе которого были достигнуты договорённости о необходимости укрепления российско-туркменских отношений, глава парламента Туркменистана, как сообщается, проинформировала Гурбангулы Бердымухамедова.
Туркменские власти получили явный сигнал от России по поводу того, что нейтралитет в современном мире не должен становиться разменной монетой и своеобразным зелёным светом для тех, кто спит и видит пылающий котёл в Средней Азии.
Здесь главное не забывать, что излишняя напористость в восточных делах может пойти во вред, зато методичный диалог с Ашхабадом в целях предотвратить саму возможность распространения влияния в регионе со стороны главного рассадника хаоса в мире - США – дело, мягко говоря, немалой важности. И вряд ли туркменским коллегам не объяснили того, что западный «партнёр», если у него что-то не получается в реализации своих интересов в том или ином государстве мира, пользуется отработанным приёмом госпереворотов под «демократические» вопли любителей иноземных печенек.
Алексей Володин