Русские Вести

Россия и Швеция: сложности взаимопонимания


Российско-шведские отношения с исторической точки зрения трудно назвать мирными. В отличие от всех других скандинавских стран, Швеция многократно воевала с Россией. Стабильно достигая результата Невской битвы 1240 года в течение пяти веков, с приличествующими перерывами на восстановление политических, экономических, армейских и флотских сил.

Принято восхищаться полководческим гением Карла XII, военный талант ярла Биргера выглядит сомнительно. При этом ярлу хватило одного невского разгрома для понимания бесперспективности сражения с Русью. Король же сражался двадцать лет на широчайшем фронте, собственноручно уничтожив военно-политическое влияние Швеции в Cеверной Европе и в балтийском регионе. Из-за своего упрямства Карл XII даже получил прозвище «Железная башка».

Его наследники пытались взять реванш в конце XVIII и в начале XIX веков. Попытки привели к переходу Финляндии под российскую юрисдикцию, к временному занятию шведских Аландских островов и Готланда (!) русскими войсками. «Реванш» едва не закончился визитом казаков и гренадёров в столичный Стокгольм. 5 сентября 1807 года между Российской империей и королевством Швеция заключён мир, завершивший военное противостояние двух государств.

Вот уже более двухсот лет Швеция придерживается строгого нейтралитета во внешней политике и демократических принципов в политике внутренней. Страна добилась впечатляющих успехов в социально-экономическом развитии и солидного авторитета на международной арене.

В современной России самая крупная страна Скандинавии воспринимается сугубо положительно. Швеция ассоциируется с блистательным творчеством Астрид Линдгрен, с высоким уровнем доходов, с бережным отношением к окружающей среде, с третейским арбитражем коммерческих споров, с эстрадными звёздами, с определённой свободой нравов, с множеством других понятий. Пусть иногда спорных и оригинальных, но безусловно мирных.

Война с современной Швецией равносильна нападению бронетанкового батальона на группу ABBA, сравнима с пальбой из зенитной установки по Карлсону и принципиально невозможна. Невозможна для российских властей, военных и граждан. Невозможна прежде всего из принципов существования российской государственности и общественных настроений. Запредельные сложности подготовки вторжения в нейтральную страну и прискорбные последствия фантастической агрессии также немаловажны.

В Швеции на сей счёт активно насаждается абсолютно противоположное мнение.

Русофобская истерия в скандинавском королевстве имеет давнюю историю – и что интересно, история с истерией начались сразу после Второй мировой войны. То есть спустя 140 лет (шесть поколений!) после завершающих выстрелов русско-шведских сражений. И через шесть месяцев после отгрузки шведской железной руды оружейным заводам нацистской Германии. Нейтралитет даёт массу возможностей для быстрого обогащения на военных заказах, а про холокост и прочие зверства клиентов можно и не знать....

Заявлялось, что весной 1946 года шведские северные территории подверглись обстрелам сталинских ракет. Да-да, в 1946 году, когда СССР лежал в руинах и никаких ракет у Советской армии не было и в помине – особенно с дальностью полёта в сотни километров.

Это не помешало зафиксировать 997 «мощных и подозрительно концентрированных вспышек» в атмосфере. Газеты захлёбывались в описаниях баллистических ужасов, изобличали Советы в ракетном нападении, ставили диагноз «Швеция = полигон» и «Швеция = мишень», всячески нагнетали паранойю. Ни одного ракетного обломка не было найдено. Метеоритный дождь закончился, русофобия укоренилась.

На протяжении десятилетий «холодной войны» в шведских водах искали советские подлодки. По сей день неизвестно, чем же Швеция интересна иностранным субмаринам. Количество эпизодов «Я видел русскую подлодку!» равно 7.000. Семь тысяч разных людей в разных местах «видели» таинственные оптические иллюзии, брёвна, водоплавающих животных, предметы рыбацкого быта и корабельные обломки.

Достоверным является один эпизод из 7.000, авария советской подлодки на стокгольмском мелководье в 1981 году. Но и с этим безусловным доказательством угроз из-под воды есть любопытный казус.

Шведская разведка и демократические власти приложили массу усилий для установления личностей и контактов с моряками аварийной «С-363» уже после их выхода в отставку. Ни один из 56 человек экипажа не изменил показания о случайной ошибке в навигации – хотя за версию «Мы готовили гарпун для Карлсона» предлагали много раз по 30 валютных сребренников. В 90-е годы на новейшие прибрежные гидрофоны были записаны играющие куницы – зверей идентифицировали как субмарины РФ, шведский МИД направил официальную ноту протеста в Москву. За куниц извинились, русофобия укрепилась.

В новейшее время российскую подлодку искали с 2014 по 2016 гг., обнаружили следы якорей гражданских судов, придумали версию про «подводные военные тракторы» в местах её дислокации, и резко повысили военные расходы самой Швеции. Политиками и СМИ изобретена версия о российском захвате шведского Готланда, дабы поставить там базу ПВО и потом с лёгкостью захватить Прибалтику. Которая граничит с Россией, в отличие от далёкого Готланда. Пролёты самолётов РФ в международном воздушном пространстве объявлены угрожающими, проходы кораблей ВМФ РФ в международных водах – опасными, совместные учения с НАТО – спасительно-нужными.

А ещё следует бороться с хакерами, с расшатыванием критично важной инфраструктуры, с враждебным воздействием на выборы, с «Северным потоком 2», с конкурентами при постройке трубопровода, с ксенофобией против мигрантов, с этническими бандами среди мигрантов – голова кругом идёт, хочется вернуться к универсальному виновнику всех бед! Извинения забыты, русофобия закостенела.

Последним ноу-хау «российской угрозы» стало размещение бронетехники, спецназа и вертолётов РФ в... контейнерах торговых судов, курсирующих по Балтике. В ходе причаливания агрессорская орда выскакивает наружу с внезапностью чёртика из табакерки, ставя шведской независимости диагноз «Дело – табак»! Особенно интересен вылет боевого вертолёта из стандартного морского контейнера с раздвижением границ пространства и сознания...

Шведский бюджет уже раздвинут на 1.2 млрд. $ для покупки американских ЗРК «Patriot», которые не способны перехватить даже допотопные ракеты хуситов за сотни километров от воюющего Йемена.

«Красная и российская угроза» Швеции старательно выращивается 70 лет, постепенно становясь частью национального менталитета, элементом культурно-воспитательной матрицы. Именно поэтому около 80% взрослых шведов (по данным соцопросов) на вопрос о внешней опасности решительно укажут на восток и скажут - «Россия»!

Сколько россиян видят угрозу в скандинавском королевстве? 0.8 или 0.08%?

Опасность нынешнего этапа шведских страхов – в консолидации всех политических элит и влиятельных СМИ вокруг мертворождённой идеи «Русские идут»! Сон разума уже породил чудовище российской угрозы – существа, опасного лишь для придумавших его государств.

Источник: www.grtribune.ru