Пресс-секретарь белорусского президента Наталья Эйсмонт опровергла сообщения СМИ о якобы проведенном Александром Лукашенко совещании на тему независимости республики в «условиях давления» со стороны России.
Очередное оживление темы российско-белорусских трений произошло несколько дня назад, когда глава Белоруссии сделал ряд резких заявлений. В частности, он рассказал журналистам о своих подозрениях о желании Москвы инкорпорировать его страну в состав России. По его словам, идея присоединения страны подается российской стороной под видом «глубокой интеграции».
«Нам говорят — [налоговый] маневр будет, когда будет более глубокая интеграция. А некоторые прямо говорят — мы готовы, чтобы вы шестью областями вошли в состав Российской Федерации. Шантажировать нас, пытаться наклонять, стать коленом на грудь бесполезно», — заявил Александр Лукашенко.
На следующий день появилась инсайдерская информация о том самом закрытом совещании, которое якобы провел белорусский президент с высшими чиновниками. В частности, приводились слова источника: «Было большое совещание у президента. [На нем говорилось] до конца стоять за независимость. Все поддержали это».
И вот теперь последовало официальное опровержение данной информации.
Спекулировать на тему, кто и до какой степени говорит правду в данном случае – официальный Минск или неофициальные инсайдеры — дело неблагодарное и бессмысленное. Тем более что имеющаяся открытая и официальная информация и без того предоставляет более чем достаточно материала для размышлений и выводов.
Главное, о чем свидетельствуют последние высказывания Александра Лукашенко, это о том, что он находится в откровенно нервном состоянии – и это, безусловно, связано с позицией Москвы. А учитывая, насколько опытным государственным деятелем является белорусский президент, факт, что он настолько выбит из колеи, сам по себе свидетельствует о тектонических подвижках в российско-белорусских отношениях.
При этом суть происходящего проста – прямо и открыто излагается российской стороной.
Москва больше не намерена просто так – за «спасибо» – спонсировать Минск, который благодаря двум с половиной десятилетиям российских многомиллиардных вливаний, субсидий и льгот всю историю независимости решает сразу несколько задач.
Во-первых, российское спонсорство обеспечивает стабильность белорусской социально-экономической и политической систем, причем в «образцово-показательном» формате, что до недавнего времени служило предметом зависти для многих, в том числе и в России.
Во-вторых, это позволяет Александру Лукашенко позиционировать себя как главу суверенного государства, которое самостоятельно определяет свою политику и никакие внешние силы ему не указ. В реальности это вылилось в пресловутую многовекторность, в которую Минск вслед за остальными постсоветскими столицами склонен играть.
Однако последний год Москва стала недвусмысленно напоминать, что именно она оплачивает этот «банкет», и начала перестраивать российско-белорусские отношения на рельсы взаимовыгодного партнерства, главным принципом которого традиционно является «кто платит, тот и девушку танцует».
Россия готова сохранить сложившийся формат экономического сотрудничества с многочисленными льготами и финансовой поддержкой Минска, но в обмен хочет получить нужный Москве уровень интеграции и иерархии, в частности в сфере общего рынка, единых тарифов и порядка ценообразования.
Ничего удивительного, что данные планы не вызывают энтузиазма у белорусских властей, которые привыкли сами решать все такие вопросы и частенько перечить Москве по любому поводу. Однако в отличие от прошлых ситуаций на этот раз им не удается добиться своего и одновременно сохранить привычный уровень финансовой помощи со стороны России. Москва неуклонно «перекрывает кислород» .
Все это приводит к регулярным эксцессам. Например, меньше двух недель назад белорусскому президенту пришлось приносить извинения Владимиру Путину по итогам их бурного обсуждения цены на газ для Белоруссии.
Да и в целом вполне понятна нервная реакция Александра Лукашенко с учащающимися в последние месяцы публичными срывами. У минских властей просто нет устраивающего их решения в этой ситуации. Принятие условий Москвы означает утрату существенной части компетенций и полномочий, которые они привыкли считать само собой разумеющимися для себя.
Однако упорное стояние на своем и отказ от российских предложений грозит быстро обрушить экономику и социальную сферу Белоруссии, перспективы же политической системы республики и ее властей в этой ситуации становятся крайне туманными.
Но это и есть реальность настоящего суверенитета – когда приходится делать суровый выбор из одинаково неприемлемых для тебя решений, а не тот тепличный инкубатор, в котором пребывала белорусская государственность благодаря России четверть века.