В России произошёл очередной арест губернатора. На этот раз речь идёт о главе Пензенской области Иване Белозерцеве (на фото). Его подозревают в получении крупной взятки в размере 31 миллион рублей от известного бизнесмена и бывшего сенатора от Пензенской области Бориса Шпигеля. Тот, похоже, передавал Белозерцеву деньги и иные ценности в обмен на получение ряда преимуществ при заключении государственных контрактов для его группы фармацевтических компаний «Биотек».
Так это или нет, покажет следствие. А пока, согласно информации, в минувшее воскресенье в доме Белозерцева и его рабочем кабинете прошли обыски. Обнаружены многочисленные ценности. Прежде всего, это огромная сумма наличных денег, намного превышающая размер предполагаемой взятки от Шпигеля. Речь идёт о почти 500 миллионах рублей. Причём, согласно свидетельствам очевидцев, деньги были везде – «в пачках, свёртках, конвертах…».
Для чего дома хранилась такая огромная сумма наличными? Ответы здесь разнятся. Согласно некоторым предположениям, не исключено, что также для дачи взяток, уже другим чиновникам. Здесь, и вправду, требуются наличные. На банковскую карту 30 миллионов частному лицу переводить опасно. Могут и спросить, что все это означает?
Обнаружены также несколько дорогих часов, немалых размеров кубки из золота и пистолет.
В воскресенье же Иван Белозерцев был переправлен в Москву, согласно формулировке, «для дальнейших следственных действий». Свою вину он отрицает. Как и остальные задержанные по этому делу. Сообщается также, что одному из них – Борису Шпигелю – в следственном изоляторе на Петровке стало плохо. Потребовалась помощь медиков.
Задержание губернатора, равно как и иных высокопоставленных чиновников в России в связи с подозрением в коррупции – случай далеко не первый. По моим подсчётам, в последнее время таких задержаний проходит по два, а то и три в год. Чаще дело заканчивается реальными тюремными сроками.
Всего же, по данным газеты «Комсомольская правда», за последние десять лет в тюрьму угодили 14 российских губернаторов. Сколько «село» прочих чиновников – никто даже не подсчитывал.
И, уже опять же по моим подсчётам, во всех, за редким исключением, случаях речь идёт об обвинениях в коррупции. Либо, что, безусловно, реже, о подозрениях в заказных убийствах.
Ничего не скажешь, интересная статистика. «Приятные люди находятся у власти в наших регионах!»– качают головами представители старшего поколения. Многие ещё помнят часто исполнявшуюся в советские годы песню о том, что «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…». Что следовало за этими словами? Их озвучивали герои популярного сериала про милицию: «Значит с ними нам вести незримый бой…».
Так что же получается? Этот бой уже окончательно проигран? Или действительно стал совсем уже незримым?
Мне кажется, что дела в стране в этом отношении сегодня обстоят прямо наоборот. Кажется, Кремль уже окончательно осознал для себя серьёзную высоту градуса возмущения в обществе коррупцией со стороны чиновников, в том числе высокопоставленных. И усиливает на неё наступление. Борьба эта, несомненно, велась и раньше. Но, по многим оценкам, желаемых результатов так и не достигла. Причём, как все понимают, дело здесь вовсе не в том, что власть от этой борьбы отстраняется. Просто она, борьба эта, очень уж непростая.
Возможно, что кто-то, прочитав последний абзац, обвинит меня в том, что я хочу выдать желаемое за действительное. Встаю, дескать, на сторону бездействия власти. Но у меня есть свои аргументы. И один из них – недавнее выступление президента Владимира Путина на коллегии Генпрокураторы.
«Нужно выявлять несоответствие расходов муниципальных и госслужащих их доходам»,– приводит слова Путина ведущее российское информационное агентство ТАСС. То есть, очевидно, что глава государства даёт силовикам жёсткое указание: проверяйте чиновников, выявляйте преступления, вор должен сидеть в тюрьме.
А указания президента Путина, как это понимают, вероятно, все же все государственные служащие, и прежде всего, находящиеся на высоких постах, необходимо исполнять. Иначе этого самого поста можно и лишиться.
Повторюсь. Борьба с коррупцией в России – дело очень непростое. В стране всегда, с давних времён, находились чиновники и иные падкие до лёгких денег люди. Так было в царской России, когда во времена Петра Первого «не чистым на руку» оказался очень близкий к первому лицу Алексашка Меншиков, было и позже, когда о нравах чиновников уже XIX века рассказывали наши классики литературы и драматургии – Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин и другие. Так было и после революции – в годы НЭПа. И даже во времена сталинских репрессий воровать чиновники очень боялись, но все равно шли на риск. Последнее наводит на мысль, что коррупция – неискоренима и бессмертна. Жулика даже ГУЛАГ не исправит.
Во времена Никиты Хрущёва воровать стали больше. Тогда особенно в этом были замечены чиновники, связанные с торговлей. С приходом же в Кремль Леонида Брежнева коррупция, можно сказать, приобрела «второе дыхание».
Но все равно всем нашим тогдашним «цеховикам», директорам магазинов и складов, официантам и барменам было ещё очень далеко до той «новой смены», которая пришла в Россию после 1991 года.
Уверен, что задумавшие перестройку в СССР наши тогдашние вожди и даже пришедшие им на смену правители «новой России», отменяя социализм и начиная строить у нас капиталистическое общество, безусловно, в их понимании, хотели, как лучше. Хорошо помню споры конца 1980-х. Особенно когда сторонники решительных изменений в стране выдвигали свои доводы. Почему, вопрошали они, наиболее талантливые, образованные и предприимчивые граждане в нашей стране не имеют права получать больше денег? И ответ на этот вопрос был один: имеют право!
Однако никто не ожидал, что и в этот раз стремление нашей власти сделать как лучше закончится хрестоматийно – получилось, как всегда. Жить лучше в результате реформ правительства Ельцина стали вовсе не самые образованные и талантливые, а часто откровенные жулики.
В воздухе тогда просто повис вопрос, заданный в своё время в московской биллиардной героем Владимира Высоцкого своему партнёру: возможно, ты учёный или писатель? А если нет, откуда у тебя, милок, такие большие деньги? Конфисковать их, и все тут…
Я хорошо помню, как в период моего раннего детства в конце 1950-х годов в соседнем с нами доме жила работавшая в ларьке продавец пива, которую все называли Сонька. И у неё, согласно разговорам во дворе, была настоящая норковая шуба. Так вот, боялась Сонька эту шубу носить прилюдно, а надевала только тогда, когда стемнеет. Чтобы соседи не спросили: откуда? А то и милиция могла заинтересоваться.
Так почему же и не задать этот вопрос «откуда?» и всем нашим современным «неучёным» и «неписателям», демонстративно выставляющим свои богатства напоказ? Законно заработал, никаких проблем нет. Живи в своём замке, то есть, если вспомнить прошлое, носи открыто в дневное время свою норковую шубу.
А если не можешь ответить, то пусть у тебя в голове всегда будут подробности уже становящихся все более многочисленными историй с арестами губернаторов, мэров, депутатов и иных государственных чиновников.
Чтобы потом не хвататься за сердце в спецприёмнике МВД и не просить вызвать скорую помощь. Когда нечем дышать, уже никакие 500 миллионов рублей не в радость. И «поздно пить “Боржоми”» из золотого кубка.
А ты, как говорил герой известного фильма, не воруй!..
Андрей Правов