Уже скоро полгода, как остается неразрешенным вопрос с российскими посольскими дачами в США, к которым отечественным дипломатам запрещен доступ. Россия отступила от принципа симметричности. Однако, похоже, симметричный ответ становится все более неизбежным, и не потому, что Трамп не хочет сделать шаг навстречу Москве. Он просто не может его сделать.
Продолжается эпопея с изъятой США российской дипломатической собственностью.
«Стоит администрации Трампа снять запрет на пользование российским посольством своими дачами, как на президента США обрушится новый вал медийной истерики и обвинений в предательстве»
Советник-посланник посольства России в США Денис Гончар заявил, что Москва может предпринять ответные меры на одно из последних решений Барака Обамы, принятых им перед тем, как он покинул Белый дом.
Как известно, 29 декабря 2016 года российские дипломаты были лишены доступа к двум загородным посольским дачам. Кроме того, 35 российских дипломатов были объявлены персонами нон грата в связи с обвинениями в разведдеятельности.
Это решение предыдущей администрации США выглядело демонстративно подведенной миной под российско-американские отношения, с которой пришлось бы иметь дело Трампу и его администрации.
В результате Москва пошла на беспрецедентный шаг. Вопреки принятой дипломатической практике и принципу симметрии Россия оставила без ответа данные действия США, оставив, впрочем, за собой право на ответные шаги в дальнейшем. Причина была очевидной: стремление Кремля начать отношения с новой американской администрацией с чистого листа и неконфликтной темы и готовность Кремля в связи с этим пойти на определенные шаги, которые кто-то мог бы расценить как слабость или уступки.
Причем российский президент прямо объяснил мотивы такого решения, заявив, что у России есть все основания для адекватного ответа на действия США, но она не будет опускаться «до уровня «кухонной», безответственной дипломатии», а отношения будет выстраивать уже исходя из политики новой администрации президента Дональда Трампа.
Однако, отложив данную проблему, Москва не забыла про нее. Свежий комментарий Гончара стал далеко не первым напоминанием о по-прежнему не решенном вопросе. Эту же тему, в частности, поднимал Сергей Лавров на встрече со своим американским коллегой Рексом Тиллерсоном в апреле.
Сначала новая администрация входила в курс дела, и вполне вероятно, что ей было просто не до разрешения данного – действительно не первостепенной значимости – вопроса, а затем Дональд Трамп столкнулся (и продолжает иметь дело) с беспрецедентной кампанией шельмования и обвинений в связях с Россией в американских СМИ. Даже такое важное, но вполне обыденное событие в жизни американского президента, как встреча с министром иностранных дел России, оказалось использовано для новой волны абсурдных обвинений.
Нет ни малейших сомнений, что стоит администрации Трампа снять запрет на пользование российским посольством своими дачами, как на президента США обрушится новый вал медийной истерики и обвинений в предательстве. Разумеется, его противников не будет волновать, что он всего лишь исправил ошибку предыдущей администрации и восстановил справедливость. Для них это будет удобный повод для очередной атаки.
Эти соображения, безусловно, понимают и принимают во внимание в Кремле. Однако Россия не может себе позволить оставить ситуацию такой как она есть, поскольку она бьет по ее престижу.
Соответственно, неизбежно приближается момент, когда этот узел придется так или иначе развязать (или разрубить). Более того, не исключено, что это будет сделано в максимально радикальном и жестком варианте – включая высылку тридцати пяти американских дипломатов.
Такое развитие событий выглядит вполне возможным, учитывая несколько странные отношения, складывающиеся в данный момент между Россией и США.
Более того, многие радикальные и жесткие шаги американского президента, например ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат, выглядят своего рода алиби в вопросе выдвинутых обвинений во внутриамериканском политическом противостоянии.
В этой ситуации симметричный, пусть и с полугодичной задержкой, ответ Москвы на историю с нашими дипломатами может стать, как ни странно, выходом, устраивающим обе стороны. Россия восстановит несколько нарушенный баланс в дипломатических отношениях. Трамп получит еще один аргумент, подтверждающий, что его отношения с Кремлем далеки от обвинений, которые выдвигают против него оппоненты.
Ну и, в конце концов, это предоставит возможность опять-таки на основе взаимности разрешить наконец ситуацию вокруг закрытых для дипломатов посольских дач.
Самым интересным вопросом является то, когда можно ожидать подобного демарша со стороны Москвы. Но можно предположить, что вряд ли это произойдет раньше встречи двух президентов, которая, как ожидается, состоится в Гамбурге в начале июля, на саммите «большой двадцатки».