Недавно госсекретарь США Джон Керри встретился с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным в Сочи, том самом черноморском курорте, где проходили Олимпийские игры, бойкотированные Западом, для первых переговоров с момента начала украинского кризиса осенью 2013 года.
Прежде чем встретиться с Путиным, Керри в течение четырех часов вел дискуссии с Лавровым. Среди тем обсуждения были те проблемы, с которыми Соединенные Штаты не могут справиться без поддержки со стороны России, например, ядерная программа Ирана и ситуация в Йемене и Сирии. Однако, была затронута и самая больная тема, причем, впервые с момента начала украинского кризиса, госсекретарь Керри открыто признал, что любое ее возможное решение должно быть политическим и основанным на минских соглашениях.
Что еще более удивительно, он впервые предостерег своих украинских союзников и лично президента Украины Петра Порошенко, незадолго до этой встречи угрожавшего любой ценой отбить Донецкий аэропорт, что это было бы прямым нарушением минских договоренностей и совершенно неприемлемым шагом.
О чем это говорит? Соединенным Штатам и их западным союзникам потребовалось полтора года, чтобы понять, что Россия – держава, которую нельзя запугать и принудить к подчинению с помощью экономического давления. Все санкции, особенно направленные на экономику, привели к ухудшению благосостояния населения, но с их помощью не удалось настроить народ против своего президента. В целом россияне сегодня даже еще более едины в своей поддержке президента, чем до кризиса. Достаточно вспомнить грандиозное шествие, получившее название «Бессмертный полк», в котором в разных городах России приняли участие миллионы россиян.
Во-вторых, санкции не привели к изоляции России. Их результатом стало исчезновение с российского рынка многих западных товаров, при этом другие страны-производители получили преимущества от контрактов на поставку этой продукции в Россию. В самой России кризис способствовал более ясному осознанию того, что ей следует обратиться не к Западу, а к Востоку, как в экономическом отношении, так и в политическом. Альянс России с Китаем стал прочнее, чем когда-либо ранее, что было хорошо заметно во время Парада Победы на Красной площади в Москве 9 Мая, когда китайские солдаты маршировали вместе с российскими подразделениями, а также представителями других стран бывшего Советского Союза.
Похоже, что США пришлось усвоить этот трудный урок. Америка не в состоянии справиться с международным кризисом в одиночку, ей нужна помощь России, особенно если речь идет о тех странах, с которыми Россия поддерживает давние дружественные связи и осуществляет сотрудничество, таких как, например, Иран и Сирия.
Президент Барак Обама сделал соглашение по иранской ядерной проблеме центральным вопросом своей внешней политики, в связи с чем он столкнулся с ожесточенным сопротивлением, как со стороны республиканцев, так внутри собственной партии. Переговоры с Ираном должны закончиться успехом, чтобы он не «потерял лица», именно поэтому ему пришлось послать своего госсекретаря для смягчения конфликта с Россией. Кроме того, стоит отметить, что никто больше не говорит ни слова о присоединении Крыма.
Америка и ее союзники осознали, что прежде, чем вводить санкции против страны, следует продумать, как выходить из этого режима без негативных последствий для своего авторитета, если они окажутся контрпродуктивными. Именно это происходит на наших глазах. Большая восьмерка превратилась в большую семерку, потеряв Россию из-за введенного комплекса санкций, и сегодня мировым лидерам нелегко приходится в их попытках придумать способ вернуть ее обратно, поскольку без России невозможно решить многие из важнейших проблем.
Холодное безразличие, которое проявили Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Оман к саммиту в Кемп-Дэвиде, созванному Обамой, также показывает, в какую сторону дует ветер на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Саммит продемонстрировал обеспокоенность этих стран, несмотря на попытки США убедить их в своей готовности оказать значительную поддержку, в том числе военную, в случае возникновения любой угрозы со стороны Ирана.
Арабские страны скептически настроены к заявлениям США, поскольку решимость Америки прибегнуть к наземным операциям, была опровергнута недавними событиями. Мрачные предчувствия вызывают различные новости, циркулирующие в последнее время в информационном пространстве. Например, Индия рассматривает возможности использования иранского порта Чахбехар для транспортировки нефти, газа и других товаров из стран Центральной Азии в США, для чего Индия построила в 2007-2008 гг. современную всепогодную дорогу, израсходовав на это более миллиарда долларов. Магистраль проложена от города Деларам в Афганистане до иранского приграничного города Зарандж.
Индия получила заверения, что США ослабят санкции против Ирана в отношении импорта некоторых товаров, чтобы она могла модернизировать иранский порт и построить 900-километровую магистраль, связывающую Чахбехар с афганской провинцией Бабиан для поставки железной руды индийским сталепрокатным компаниям.
После десяти лет использования вся инфраструктура перейдет в государственную собственность Ирана. Этот маневр является шедевром индийской дипломатии, предвосхитившей появление экономического коридора Кашгар-Гвадар, что вынуждает Китай бороться против своей изоляции от процесса формирования нового регионального устройства, в котором Иран снова получит роль стража интересов США.
В этом проявляется американская политика двойных стандартов. С одной стороны, Америка заверяет своих партнеров в Совете по сотрудничеству в Заливе, что предоставит им в будущем защиту от любой угрозы со стороны Ирана или Исламского Государства. В то же время, США используют Индию для защиты своих национальных интересов, ведя переговоры о проекте модернизации и использования морского порта Чахбехар.
Параллельно с этим, Керри объявил о переговорах с Китаем по поводу своего предстоящего визита, связанного с проблемой эскалации напряженности вокруг Южно-Китайского моря, которую поднимают Филиппины и Вьетнам. Обе страны начали выдвигать свои претензии на эту зону, пытаясь добиться права свободной навигации и полетов в регионе Южно-Китайского моря. Китай уже предупредил США о риске провокационных шагов по поддержке филиппинских требований, поскольку острова этого моря, оборудованные и используемые Китаем для оказания гуманитарной помощи судам, терпящим бедствие во время сезона тайфунов, являются частью китайской территории в течение веков, и, следовательно, его мирные проекты на островах абсолютно легитимны.
Последние полтора года второго раунда холодной войны между Россией и Западом дают повод для размышления о нескольких важных вещах. Во-первых, это холодная война, начатая Западом против Советского Союза после окончания второй мировой войны, которую Запад оказался способен продолжать около сорока лет, до тех пор, пока коммунистический блок и сам СССР не прекратили свое существование. Тем не менее, Россия выжила и сегодня проявляет себя как важная сила на мировой арене, противостоящая авантюрам США.
Во-вторых, новая холодная война длилась менее двух лет до тех пор, пока Запад не понял, что Россию невозможно запугать и изолировать, а единственным, чего они добились, стало усиление нового Евразийского альянса. Таким образом, единственной эффективной политикой в отношениях между США, Россией и Китаем является разрядка напряженности и мирное сосуществование, а также сотрудничество в решении важнейших мировых проблем.
После Ирака, самым сильным раздражителем для индийско-американско-израильского альянса является Пакистан, что становится все более заметным в последнее время. Урок, который необходимо из этого извлечь, состоит в том, что баланс сил между мировыми державами безоговорочно изменился, и чем раньше это будет признано, тем лучше.
Это дает пищу для размышления пакистанским стратегам, определяющим внешнюю политику страны, как было заявлено одним из отцов-основателей, первым премьер-министром Пакистана Лиакатом Али Ханом во время его первого в истории визита в США. Тем не менее, эти его последователи продолжают подчинять национальные интересы страны своим личным эгоистическим интересам.
Автор: Али Ашраф Хан, пакистанский политолог, руководитель Информационного центра партии Мусульманская Лига Пакистана
Источник: politobzor.net