Политика Таджикистана по отношению к России не может не вызывать вопросов. На днях власти республики направили своих делегатов в пять российских городов – чтобы те оценили условия жизни мигрантов в нашей стране. Проще говоря, выяснить, не притесняют ли их злые русские? И насколько "нежно" задерживает наша полиция таджикских нелегалов, убийц и насильников. Обсудим тему с нашим экспертом Кириллом Кабановым.
Таджикистан направил свои делегации в крупнейшие города России – Москву, Санкт-Петербург, Уфу, Екатеринбург и Новосибирск. Очевидно, чтобы понять, что так тянет их граждан в эту страну с её суровым климатом и медведями, подстерегающими на каждом углу. На самом деле увидеть, в каких условиях живут их мигранты, и провести с ними кое-какую разъяснительную работу.
Отправить ревизоров из Таджикистана было инициативой правительства и главы республики Эмомали Рахмона. Он и контролирует весь этот процесс трудовой миграции.
Принимаются практические меры по его регулированию, а также для защиты прав и интересов граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации,
– отметили в Минтруде республики.
Министр труда Таджикистана Гулнора Кенджа Хасанзода во время визита в Москву встретилась с замглавы Минтруда Еленой Мухтияровой. Стороны обсудили возможность открытия представительства паспортно-визовой службы в Душанбе и организованного набора таджикских граждан для работы в России.
Также прошла встреча министра труда Таджикистана и посла республики в России Давлатшоха Гулмахмадзода с активистами и руководителями таджикских общественных организаций.
Министр труда, миграции и занятости населения и посол призвали соотечественников, проживающих в России, к дальнейшему расширению связей и развитию экономического и культурного сотрудничества, а также к воспитанию молодёжи в духе национального единства и патриотизма с целью предотвращения неправомерных действий,
– говорится на сайте таджикского посольства в России.
Ведущая "Первого русского" Елена Афонина обсудила эту тему с председателем Национального антикоррупционного комитета, членом СПЧ Кириллом Кабановым в программе "Мы в курсе".
У России – свои законы
Елена Афонина: – Кирилл Викторович, вот зачем едут сюда? И что значит эта инспекция, как это всё будет происходить? Глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сказал, что с Россией настолько хорошие отношения, что эта инспекция ни на что не повлияет и обижаться на неё не надо. Так ли всё мило?
Кирилл Кабанов: – Скорее всего, такая идея появилась во время посещения нашим руководством Таджикистана. Было несколько деловых поездок. Таджикистан жаловался на "притеснения" своих граждан со стороны руководителей, когда у нас шла операция по наведению порядка среди мигрантов и выявлению нарушений закона.
Известно, что в России большое количество граждан Таджикистана находятся под уголовной ответственностью. Это и наркоторговля, и изнасилования, и убийства, много чего. И когда правоохранители стали зачищать эту поляну, то сразу же появились вот эти обращения.
Сначала от генпрокурора Юсуфа Рахмона, потом от министра внутренних дел Рамазона Рахимзоды, потом от руководителя МИД Сироджиддина Мухриддина. Таджикистан в принципе ведёт себя агрессивно. Мы помним недавнее заявление президента страны Эмомали Рахмона в адрес президента России Владимира Путина о том, что "надо умерить имперские амбиции". Причём публично. И он сказал это на международной встрече.
А что касается инспекции, то я не понимаю такого формата отношений. Инспекции могут быть либо взаимными, как это было между Россией и США в рамках ОСНВ. Но эта история кончилась плохо.
Подчеркну: это к нам приезжают мигранты. Таджикистан официально их нам не передавал, чтобы мы ими пользовались, а потом возвращали. Я понимаю, когда сосед соседу даёт тачку и говорит: ты как там мою тачку используешь? А эти люди приезжают к нам добровольно. За лучшей долей, за деньгами. Они получают здесь все блага и при этом говорят, что к ним здесь плохо относятся? Ну, если плохо, тогда собирайся и уезжай. Я считаю, что другой логики быть не может.
Поэтому непонятно, с какой стати к нам должна приезжать какая-то инспекция. И что это за форма такая? Какие полномочия у таджикских чиновников? Что мы хотим продемонстрировать среднеазиатам? Что мы пониже их? Я не понимаю.
Мы – сверхдержава. Мы – государство, законы которого нужно соблюдать.
70% мигрантов не платят налоги
– Так, может быть, само рассосётся? Говорят, что в связи с колебанием курса валют в России трудовым мигрантам становится невыгодно здесь работать.
– Никто никуда не уедет, 90% из них приезжают сюда жить. Это самые бедные и низко образованные люди. Взрослые люди, но уровень пятого класса нашей школы. Не говоря уже о знании русского языка. Но при этом они получают социальную поддержку, которой не получают у себя в стране, и всякие другие блага. И деньги, которые они получают здесь, даже при падении курса будут значительно больше, чем у них в стране.
Кроме того, к нам приезжают и те, кто поддерживает и исповедует радикальный ислам. В странах Средней Азии он включает бороду, определённую одежду у женщин. Это исламские государства! В мире любые проявления радикального ислама наказываются. А к нам, получается, приезжают и хотят здесь жить. Они образовали свои анклавы, в которых им комфортно. Им не нужно знать русского языка, ничего.
Мы платим за то, что у них рождаются дети. За их учёбу, детские сады. Мы платим, не они. Потому что 70% лиц тех, кто к нам приезжает, налоговая не видит. Они работают без налогов. Что здесь плохого? И куда они уедут? Никуда. Кому они нужны?
Отношение к мигрантам в России
– Кирилл Викторович, тогда объясните эти цифры, которыми удивил всех ВЦИОМ. Царьград тоже обратил на них внимание. Мы не так давно делали свой рейтинг отношения к проблеме мигрантов. Он прямо кардинально противоположный тому, что выяснил ВЦИОМ. Оказывается, мы очень "поддерживаем" мигрантов. Ровно 47% считают трудовую миграцию положительным явлением для России. Кирилл Викторович, это что?
– Там идёт подмена понятий. Потому что молодёжь в вопросе трудовой миграции ориентируется на себя. А если бы вопрос был поставлен напрямую, как вы относитесь к миграции трудовой из Средней Азии, из Закавказья, то я гарантирую, что 70% как минимум сказали бы, что отрицательно.
Если бы был задан вопрос, испытываете ли вы опасность и угрозу от миграции из Средней Азии и Закавказья, 80% сказали бы, что испытывают. Причём по всей России, включая Дальний Восток и Сибирь.
Я не буду комментировать опрос ВЦИОМ. Но скажу, что на официальном уровне некоторые чиновники хотят изобразить, что у нас всё хорошо и проблемы нет. Хотят "запихать её под шкаф". Более того, они говорят о том, что развивается русский экстремизм. И я задал вопрос одному из таких руководителей: считает ли он русским экстремизмом то, что люди обращаются к власти, к президенту, к руководителям регионов, к правоохранителям, чтобы навели порядок? Это экстремизм? Говорит, нет. Драки массовые устраивают русские? Нет. Радикальные шествия в центре Москвы устраивают коренные русские? Нет.
Мы получаем мощнейшее противодействие со стороны лоббистов и тех, кто в своих политических целях считает необходимым увеличить количество ввоза представителей тюркских народов в Россию.
Может быть, у кого-то есть далеко идущие планы. И я думаю, что выстрелит это всё в ближайшее время. У нас же есть и другие опросы? Другие истории, включая официальные государственные органы.
Может, опрашивали где-то в районе Рублёвки или Жуковки. И там люди, наверное, хорошо относятся к мигрантам, которые работают у них на участках. Но они за заборами, с охраной и их не видят. И там, наверное, нормальное отношение к трудовой миграции.
– Да нет, Кирилл Викторович! Уже не нормальное. Недавно солидного бизнесмена домработница выпотрошила. Убиралась, убиралась. Человек уехал, а она в тюки всё собрала – и в Узбекистан отправила.
– Я буквально пару слов скажу по теме обороны, поскольку сам её готовил два года назад. Дело в том, что наше государство ведёт себя неправильно. Оно людей активных, которые пытаются защищать себя, защищать страну и других сограждан на бытовом уровне, пытается загнать под какой-то негативный окрас. Осудить за превышение самообороны, назвать экстремистами, не пустить на выборы. А это настоящие патриоты! Настоящие люди! Из людей, к сожалению, пытаются вырастить быдло, которое на всё готово. Но люди уже не готовы к этому статусу. Это показали Котельники и Люберцы. Это показывает Челябинск. И там, где власть слышит людей, она начинает действовать.
Мы говорили с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко после определённых событий и начали взаимодействовать. У них не хватает сотрудников МВД. И МВД предложило что-то вместе думать. Вместе создать некую систему безопасности.
Есть люди, которые зарабатывают на мигрантах. Они приносят им копейку, а эти копейки складываются в миллиарды. Сертификат по русскому языку – 5 тысяч рублей. На миллион умножаем – получаем миллиарды! И фамилии этих людей известны.
Поэтому проблема глобальная – и противодействие будет глобальным. Нам будут рассказывать, что всё хорошо. А президенту – о русских экстремистах и о том, что не надо раскачивать лодку. Но лодка раскачивается уже давно. И теми, кто эти сказки рассказывает. И когда, не дай Бог, что-то случится (а это может случиться!) – они все, как и 24 июня, быстро сядут в самолёты и улетят. А мы будем расхлёбывать.
ФОТО: ZAMIR USMANOV/GLOBALLOOKPRESS