Визит был назначен на 15 сентября. Вместе со своим немецким коллегой Хайко Маасом Лавров должен был принять участие в церемонии закрытия перекрёстного Года научно-образовательных партнёрств. Дату согласовали ещё год назад и подтвердили 11 августа. Однако 3 сентября немецкая сторона сообщила об изменениях в рабочем графике Мааса и отмене его участия в церемонии. На двустороннюю встречу министров Берлин отвёл всего полтора часа.
«Таким образом, первоначальная и основная цель поездки С. В. Лаврова в столицу Германии оказалась неактуальной, а предложенный формат двусторонних переговоров — сильно урезанным», — пояснили в ведомстве. В МИД добавили, что «с учётом важности и успешного завершения перекрёстного Года С.В. Лавров направит приветствие участникам церемонии его закрытия».
Однако некоторые обозреватели уже называют отмену визита «разворотом Лаврова» по аналогии со знаменитым разворотом самолёта премьер-министра Евгения Примакова, который в 1999 году направлялся с визитом в США, но после сообщения о натовских бомбардировках Югославии визит отменил и вернулся в Россию.
Конечно, прямой аналогии тут нет, Германия ещё не дошла до того, чтобы бомбить дружественные России государства. Однако основания вспомнить об этом решительном поступке российского политика есть.
Они перешли «рамки разумного»
Об этом свидетельствует сам необычайно эмоциональный тон заявления Лаврова, которым он прокомментировал нападки на Россию и позицию Германии по инциденту с блогером Алексеем Навальным. В интервью RTVI глава МИД РФ заявил, что «западные партнёры перешли все рамки разумного». По его словам, Россию вынуждают признаться в том, чего она не совершала, но ещё и сделать это без предоставления доказательств со стороны Запада.
«Нам говорят, вы не верите немецким специалистам Бундесвера? Как такое может быть? Эти выводы подтверждены французами и шведами. Загадочная история», — удивляется Лавров.
Он напомнил, что Генпрокуратура РФ отправляла Германии запрос, который был проигнорирован. Также Лавров отметил, что его удивили размышления авторов немецкого издания Zeit о том, что Навальный спасся благодаря «цепочке счастливых случайностей».
«Какое же это счастливое стечение? — возмутился Лавров. — Во-первых, то, что пилот посадил самолёт немедленно. Во-вторых, то, что у трапа самолёта дежурила уже скорая помощь. И, в-третьих, то, что врачи немедленно приступили к выполнению своего профессионального долга. И вот это абсолютно безупречное поведение и пилота, и врачей, и скорой помощи подаётся как счастливое случайное стечение обстоятельств. То есть нам даже отказывают в том, что мы люди, понимаете? И это ведь глубоко сидит в головах тех, кто такие вещи сочиняет», — с негодованием отметил Лавров.
Он сказал также, что его удивляет высокомерие Запада, который заявляет, что Россия не смеет сомневаться в их правоте и профессионализме. «Эта позиция, к сожалению, начинает напоминать другие времена. Высокомерие и чувство собственной непогрешимости уже в Европе наблюдалось и приводило к очень печальным последствиям», — сказал Лавров.
Наши аргументы не слышат
Глава российского МИДа славится своим безупречным дипломатическим тактом, тем, что он всегда тщательно выбирает выражения, особенно, когда комментирует позицию таких важных партнёров России, как Германия. Однако на этот раз он не смог сдержать эмоций. Последнее время наглость Запада — а другое слово в этих обстоятельствах подобрать трудно — достигла беспрецедентного уровня. Отказываясь предоставить нам какие-либо документальные доказательства, нашу страну облыжно обвиняют в том, что она будто бы отравила оппозиционера нервно-паралитическим боевым веществом. И это делается в то время, когда (в отличие от случая со Скрипалями) российские врачи осматривали Навального, буквально спасли ему жизнь, и никаких признаков подобного отравления не обнаружили. А видные эксперты, в том числе сам профессор Ринк, создатель «Новичка», заявили, что симптомы у блогера были совсем другие, а потому ни о каком «Новичке» не может быть и речи.
Однако, несмотря на все это, Запад такие убедительные аргументы не слышит, при этом сам никаких доказательств не предоставляет и в ультимативной форме требует ещё от нашей страны каких-то «объяснений».
Причём это делают даже сами руководители крупнейших европейских стран. В последние недели глава МИД Германии неоднократно выступал с резкими заявлениями и, в частности, увязал инцидент с Навальным с продолжением строительства газопровода «Северный поток- 2». «Я надеюсь, что россияне не вынудят нас изменить свою позицию по "Северному потоку - 2"», — открыто пригрозил Хайко Масс 6 сентября.
Отговорки — вместо доказательств
Сама канцлер ФРГ Ангела Меркель сделала заявление о том, что Алексей Навальный был отравлен боевым нервно-паралитическим веществом из группы «Новичок». «Специальная лаборатория бундесвера представила чёткий результат: Алексей Навальный стал жертвой покушения с применением химического нервно-паралитического вещества семейства "Новичок"», — утверждала Меркель. Вслед за ней об «отравлении» Навального заявил президент Франции Эммануэль Макрон. А 14 сентября стало известно, что к таким же выводам пришли «независимые» лаборатории во Франции и Швеции. Однако России никаких документальных подтверждений упорно не предоставляют.
Отказался отвечать на вопрос корреспондента RT Deutsch о спутнице Алексея Навального Марии Певчих, которая не дала в России показания по инциденту с блогером и улетела в Германию, представитель немецкого правительства Штефен Зайберт.
Журналист RT Deutsch спросил у Зайберта в ходе пресс-конференции, что думают в кабмине страны о ситуации с Певчих. «Как вы расцениваете это, скажем так, бегство от опроса российскими следователями в рамках предварительных следственных действий?» — поинтересовался репортёр. Зайберт в ответ на это заявил, что ему «нечего сказать».
Репортер, в свою очередь, указал, что Германия должна дать оценку действиям женщины, которая «активно избегала допроса» российским следствием. Журналист подчеркнул, что остальные пять сторонников Навального дали показания и только Певчих улетела из страны.
«На данный момент гражданам России не очень-то просто взять и полететь в Германию. Имело ли место какое-либо особое разрешение, в силу коего Мария Певчих въехала на территорию Германии?» — настаивал корреспондент RT Deutsch. В ответ на это пресс-секретарь МВД Бьорн Грюневальдер также отказался от комментариев. «Я не знаком с этим делом и высказываться по нему не буду», — наотрез отказался он давать разъяснения по поводу подозрительной ситуации.
А то, что Германия по делу Навального вообще предоставлять никаких доказательств не намерена, подтвердил и глава МИД ФРГ Хайко Маас, заявив, что Москве стоит обращаться в ОЗХО.
«Это отговорка, — заявила в ответ официальный представитель МИД России Мария Захарова. — Мы увидели сегодня заявление господина Мааса относительно того, цитирую, "за всеми данными, которые ожидает Россия, ей следует обращаться в ОЗХО". Извините, это просто какая-то настоящая отговорка, это если говорить мягко. Но учитывая тот резонанс и ту остроту вопроса, которую мы сейчас все наблюдаем, честно говоря, хочется подобрать уже выражение покрепче, потому что так нельзя», — сказала она в эфире телеканала "Россия 1".
По ее словам, если у Берлина есть серьёзные факты, «которые нам предъявляются как факты», и есть уже два запроса по линии правоохранительных органов, «то, что может быть банальнее, проще, правдивее, честнее и правильнее просто их передать российской стороне».
Но честно и правдиво в Берлине, как видно, поступать не намерены. А потому становится все очевиднее, что вся эта шумная кампания на Западе по поводу «отравления» выглядит не иначе, как специально организованная провокация, направленная для нанесения удара по нашей стране, для введения новых санкций.
Давно пора дать отпор наглости
…Когда в 1999 году Примаков принял своё историческое решение, он пригласил в свою часть салона всю команду, летевшую с ним — губернаторов, министров, бизнесменов — и спросил их: одобряют ли они в создавшихся условиях решение развернуться над Атлантикой и лететь домой? И, как вспоминают участники этого перелёта, салон взорвался аплодисментами. Все поняли, что это «разворот в российской внешней политике. Все понимали, что она вновь начинает отстаивать свои позиции в международных делах — отстаивать свой суверенитет», — такую оценку дал тогда такому решению Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам.
Не менее важен сегодня и этот «разворот Лаврова». Россия тем самым даёт понять Германии, что она не собирается терпеть такого высокомерно-пренебрежительного к себе отношения, и решительно отвергает попытки выдвигать против неё бездоказательные обвинения. Тем более она не намерена оправдываться.
Нам грозят новыми санкциями? Грозят блокировать важный газопровод «Северный поток-2»? Но Россия шантажа терпеть не будет. И не только потому, что этот газопровод куда нужнее самой Европе, чем России. Лишившись дешёвого российского газа, промышленность Германии и без того испытывающая сейчас трудности, станет неконкурентноспособной по сравнению с США и Китаем. В начале нынешнего года глава Минэнерго Александр Новак заявил, что к 2035 году Россия вполне могла бы нарастить производство сжиженного «голубого топлива» до 100, а то и до 120 миллионов тонн в год. Это позволит сделать запуск новых линий на «Ямале СПГ», строительство новых колоссальных предприятий: «Балтийского СПГ», «Сахалина-2» и «Арктики СПГ». А транспортировка этого сжиженного газа по Северному морскому пути реально позволит осуществить поставки нашего топлива на европейские рынки без всяких газопроводов. Ведь опыт «Турецкого потока» и «Северного потока-2», показывает, что такие грандиозные международные проекты фактически оборачиваются для нас из источника прибыли в источник «головной боли».
Да и вообще на Европе свет клином не сошёлся. Для нашего газа есть громадные новые рынки в Азии и в других регионах. И саму Россию нам ещё есть, где газифицировать. Так что переживём! Наша страна не такие испытания переносила. А на наглое поведение Запада давно пора дать достойный ответ.
Владимир Малышев