Русские Вести

Разбудит ли гром любителей дружить любой ценой?


Известно: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И вот гром грянул – в столице Чехии муниципальная власть престижного района Прага-6 осуществила давно вынашивавшееся новой, уже молодой порослью русофобов намерение – бесцеремонно сняли и увезли на склад памятник освободителю Праги от гитлеровской оккупации, её Почётному жителю, маршалу И.С. Коневу. Пренебрегли даже возмущением президента Чехии.

Все уверения главы района О. Коларжа (сына бывшего посла в Российской Федерации Петра Коларжа) о том, что памятник предназначен для музея ХХ века, крайне неуклюжи и откровенно фальшивы. Такого музея в Праге нет, а если его и собираются строить, то точно не в центре Праги – там среди скученной исторической застройки, оберегаемой как «Наследие ЮНЕСКО», места нет. Когда и на какой окраине построят – тоже неизвестно. Да и что это будет за музей, чем он будет наполнен? Нетрудно догадаться на фоне воинствующей антироссийской ориентации новой генерации чехов, заправляющей сейчас делами в столице.

Наша страна для этой нескованной моралью и этикой публики свежего европейско-американского замеса, с вывернутыми наизнанку либерально-демократическими понятиями о добре и зле, преподносится не как освободитель, а напротив – как поработитель, навязавший свободолюбивым чехам «ярмо тоталитаризма».

Достаточно заглянуть в так называемый Музей коммунизма на одной из главных улиц столицы – пешеходной Пшикоп. Воспроизведённая мини-мастерская чешского рабочего-умельца – тусклый, приглушённый свет, грязный верстак с ветошью, убогие инструменты, засаленная изношенная спецовка, всё обшарпанное, деградирующее, передающее дух унылой беспросветности. Естественно, тюремные решётки (не подумайте, что гитлеровских застенков) и колючая проволока, символично окружавшая свободу слова в послевоенной Чехии.

Ну и, конечно же, не обходится без фотографий наших танков в Праге в августе 1968-го, гусеницами которых СССР и другие страны Варшавского договора проехались по т.н. «Пражской весне». Кстати, в увеличенном виде они регулярно выставляются на щитах в центре города – этакий примитивный фото-ликбез для молодёжи и туристов.

Вокруг танков, на их броне и среди ошарашенных наших солдат, которым было запрещено применять оружие, толпы негодующих, где-то что-то даже жгут, кричат, возмущаются, грозят кулаками, а кое-где и стреляют. В принципе возмущение по поводу незваных пришельцев, да ещё на танках, можно понять. Но почему-то не существует в природе фото аналогичного протеста против ввода немецких войск в Прагу в 1938 г. Да пусть даже не аналогичного, а хотя бы хоть какого-то протеста! Тогда кому-то было гораздо более страшно, чем перед советскими солдатами в 1968 г., но далеко не всем. Многие пустились в добровольное заискивание перед гитлеровскими оккупантами, а чешские рабочие – «золотые руки» (как чехи сами себя справедливо называют), безропотно, дисциплинированно и без намеренного брака производили для вермахта на своих заводах боеприпасы и вооружение, которое потом обрушилось на нашу страну. Их даже, в отличие от венгров, хорватов, словаков, румын, вермахт в свои ряды не брал – берёг. Но до поры до времени – Гитлер не скрывал своего презрения к славянам, а чехи и словаки не были исключением, и планировал обеспечить им вымирание, когда в них отпадёт нужда.

Не будет в музее фотографий густой и длинной толпы пражан, в едином порыве вскинувших руки в нацистском приветствии на главной площади – Вацлавской, салютуя таким верноподданическим образом входящим в город немецким войскам в 1938 г.

А ведь чехословацкую делегацию в Мюнхене даже не пустили в зал заседаний, где упивавшаяся своим торжеством Германия подписывала с Великобританией, Францией и Италией документ об уничтожении чехословацкого государства.

Надменно и цинично все они вместе заставили на тот момент всё ещё хозяев страны топтаться у порога, покусывая от досады губы. Обошлись, как с половым в трактире по принципу: «Подай, прими и выйди вон!». Даже интригует, как нынешние музейные дизайнеры передадут это не только национальное издевательство и беспомощность, но и коровью покорность унизительной участи, которую уготовили Чехии предшественники нынешних ее благодетелей и покровителей.

Спрячут подальше, не для показа и даже не для хранения в запасниках, фотографию, как богатая семья застройщиков и архитекторов Гавелов в очередной раз принимает с улыбками и радушием дорогих гостей – офицеров вермахта, а юный будущий президент Чехословакии – Вацлав Гавел уютно и по-свойски расположился на коленях у одного из немцев. Зато наверняка до небес будут превозносить его талант драматурга, хотя его «творения» в стиле «театра абсурда» не востребованы не только на мировых площадках, но даже не тянут на студенческие постановки. С прицелом разжалобить будут и фото В. Гавела с тачкой в руках – так он принудительно работал на стройке в социалистической Чехословакии после ареста за диссидентские взгляды и акции. Именно тем коротким периодом ограничилось знакомство будущего президента Чехии с настоящим мужским трудом, гораздо больше времени он предпочитал проводить время в ставшей с тех пор известной пивной «Славия» на берегу Влтавы.

Чего же ещё не будет в будущем музее? Скорее всего, не будет и полного внушительного перечня всех тех флагманов чешской индустрии, которые в «посткоммунистические времена» были скуплены западными компаниями лишь для того, чтобы затем их изничтожить как своих конкурентов.

Нет больше в Чехии знаменитой текстильной промышленности, нет и былого массового производства одежды и обуви, нет надёжных электровозов и по сей день всё ещё бегающих по российским рельсам, практически развалилась и доживает последние дни традиционная мощная сталелитейная промышленность в её центрах – городах Плзень и Острава. Не испытывавшая недостатка в традиционном блюде в чешском рационе – свинине, Чехия сейчас уже закупает одну треть этого мяса в Германии. По указке из штаб-квартиры ЕС поля ценных пород пшеницы сменились посевами дешёвого рапса, предназначенного для добавки как топлива в двигатели.

Исчезли чешские банки – за исключением государственных Чешского национального банка и Экспортно-импортного банка все остальные – иностранные. Нет и чешских средств массовой информации – то есть они есть на чешском языке, но на 100 % принадлежат западно-европейским инвесторам и пропагандистам.

Неудивительно поэтому, что штаб-квартира «Радио Свобода» расположена во внушительном суперсовременном здании в Праге, откуда оно вещает, в том числе и на чешском языке.

Результат этой целенаправленной деятельности по обеспечению «независимости» чешских политических и исторических взглядов, «поддержания и развития принципов демократии» - а проще говоря, по промыванию мозгов новым поколениям чехов, налицо.

А такому «наследию коммунизма», как фото или макеты двух огромных ядерных электростанций Дукованы и Темелин – основы энергетики современной Чехии (да ещё и продающей гигантские объёмы-излишки электроэнергии от них Германии), которые были построены Советским Союзом, в «Музее Коммунизма» не нашлось. Вряд ли при таком исковерканном взгляде на прошлое оно найдётся и в будущем «Музее ХХ века».

И чего уж точно не будет в этом будущем музее, так это текста Приказа Верховного главнокомандующего в ознаменование взятия Праги войсками 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева. Напомним основное содержание этого текста:

«Приказ 
Верховного главнокомандующего 

Командующему войсками 
1-го Украинского фронта 
Маршалу Советского Союза Коневу 
Начальнику штаба фронта 
Генералу армии Петрову 

Войска 1-го Украинского фронта в результате стремительного ночного манёвра танковых соединений и пехоты сломили сопротивление противника и сегодня, 9 мая, в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прага. В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение Праги, представить к присвоению наименования “Пражских” и к награждению орденами.

Сегодня, 9 мая, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Украинского фронта, освободившим столицу союзной нам Чехословакии Прагу, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий.

За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Праги.

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей

Родины и Чехословацкой республики!

Смерть немецким захватчикам!».

Приказ был в полном объёме отлит из бронзы на внушительной плите, которая десятилетиями сверкала со стен городской ратуши на самой красивой площади города – Староместской. Каждый без исключения турист, в обязательном порядке подходивший к ратуше полюбоваться и изумиться старейшим действующим в мире астрономическим часам XV века с движущимися фигурами, видел эту бронзовую плиту, расположенную прямо под уникальными часами. Но теперь уже не видит – под предлогом ремонта фасада плита втихаря была снята года три назад и исчезла. То ли валяется на каком-то складе, то ли переплавлена… Фасад же ратуши, как был тогда в полном порядке, таковым остаётся и сейчас. Да что там плита, будет ли хоть одна фотография того, как восторженные жители чешских городов и посёлков встречали своих освободителей – Красную Армию?

Недаром же маршал И.С. Конев на памятнике ему запечатлён с букетом сирени в руке. Ведь именно по его приказу – не применять при штурме Праги тяжёлую артиллерию – была спасена от крупных разрушений эта архитектурная жемчужина Европы.

Новое поколение чехов-пражан по-своему пишет историю своей страны и своего города в ХХ веке. Поскольку это делается намеренно лживо и, поскольку им самим не стыдно, не будем им сочувствовать и искать оправдания и снисхождения. Но нам-то, у нас в России, кто мешает смотреть на историю открытыми, незатуманенными глазами? Гражданская война была грандиозной, разрушительной, кровопролитной трагедией, но кто стоял у её истоков? Даже сами чехи, причём не без гордости, признают, что это были так называемые легионеры из Чехословацкого корпуса, поднявшего мятеж в России и объединившимся с силами «Верховного правителя России» - адмирала Колчака.

И на первом месте у чехов не смущение, а некая гордость, что уже тогда они бросились на борьбу с «коммунизмом» (Гитлер впоследствии лишь использовал их тогдашний лозунг для агрессии против СССР). Они умалчивают о тех гадостях и жестокостях, которыми сопровождался затянувшийся рейд чехословацкого легиона, оставлявший за собой могилы сотен русских людей. Чешские легионеры захватили в своём движении через всю страну к Владивостоку, помимо прочего награбленного имущества, часть золота Российской Империи, следы которого отыскиваются и в престижном районе Праги, где стоял памятник И.С. Коневу – появившиеся после 20-х годов прошлого столетия элегантные и оригинальные виллы, доходные дома, сады и парки разбогатевшей после похода на Россию новой «элиты» чешского общества.

А тем, кто из непрошенных гостей не смог вернуться и остался лежать в российской земле, мы теперь с лёгкостью в регионах по пути следования Чехословацкого корпуса отдаём наше благорасположение в виде почестей, непонятно почему устанавливаем под аккомпанемент официальных церемоний, с почётным караулом и салютом, памятные мемориалы мародёрам и убийцам из числа легионеров.

Не абсурдно ли: тогдашний посол Чешской Республики П. Коларж парадно открывает в Челябинске мемориал легионерам-интервентам, а его сын – глава района Прага-6, инициирует, и с шумихой и злорадством, как павлин любуясь собой, организует демонтаж памятника освободителю Праги И.С. Коневу.

Что это: наша неосведомлённость или сонное безразличие во имя неотчётливого нового типа «дружбы»?

Какую же память мы для себя хотим сохранить: ту, которая была отлита в бронзе со словами Приказа о взятии Праги Красной Армией или другую, фактически оправдывающую бесчинства чехов на нашей земле?

Владимир Микоян

Источник: www.stoletie.ru