Формат телевизионной прямой линии с Владимиром Путиным не имеет аналогов в мире. С 24 декабря 2001 года, когда состоялась первая прямая линия, изменилась не только Россия, изменилась вся система международных отношений. И едва ли не самой важной переменой в мире за эти годы стало воссоединение Крыма с Россией после взорвавших гражданский мир событий на Украине. Неудивительно, что центральной темой прямой линии, прошедшей 17 апреля, стал украинский вопрос.
Украинский кризис выявил хрупкость установившегося после разрушения СССР миропорядка. Неизбежность краха попыток построить однополярный мир – мир гегемонии евро-атлантического Запада – серьёзные политики понимали давно, но только под влиянием остроты украинского кризиса новая Россия стала уверенно возвращать себе статус одного из важнейших полюсов мировой политики.
Оценки, которые в ходе разговора со страной дал происшедшим в последние месяцы и недели переменам в международной жизни «самый влиятельный политик современности» – так назвала В. Путина, имея на то основания, старейшая британская газета «Таймс», – прозвучали исчерпывающими. Кто-то счёл их даже сенсационными… В частности, это было отмечено в связи с вопросом о присутствии 20 тысяч российских военнослужащих в Крыму в момент проведения там референдума. Необходимость обеспечить безопасность граждан в ходе референдума определила решение о привлечении к этому российских военнослужащих. Кстати, на Крымском полуострове находились 38 пусковых установок систем С-300, многочисленные склады с вооружением, эшелоны боеприпасов, и всё это требовало тщательной охраны. Как отметил В.Путин, «по-другому провести референдум открыто, честно, достойно и помочь людям выразить свое мнение было просто невозможно».
Ответы президента России на вопросы, связанные с украинским кризисом, с новым статусом Крыма и Севастополя зафиксировали неизменность стратегической линии российской внешней политики на защиту национальной безопасности страны. Отсюда вытекает и заинтересованность России в сохранении мирной и процветающей Украины: «Россия всегда была рядом с Украиной и всегда рядом останется». В настоящее время, когда кризис государства и общества на Украине развивается, когда его нельзя считать преодолённым, Москва видит единственный выход из кризисной ситуации в деэскалации конфликта, в разоружении всех незаконных вооружённых формирований, в кропотливом переговорном процессе, в ходе которого будет услышан голос каждого и за каждым будет признано «право на собственный выбор».
Российская Федерация выступает за широкий международный диалог по украинскому вопросу. 17 апреля в Женеве состоялись переговоры «четверки» – будущее Украины пытались определить С. Лавров, Дж. Керри и К. Эштон. Соглашаясь на участие в переговорах также и представителей незаконной киевской власти, российская сторона видит в этом возможность вместе подумать над тем, «в какую яму, в какую пропасть движется сегодняшняя власть в Киеве и тащит за собой страну», подумать над тем, как выходить из тупика, в который загнал Украину государственный переворот в Киеве. В Москве исходят из того, подчеркнул В.Путин, что «только в ходе диалога, в ходе демократических процедур, а не с использованием вооруженных сил, танков и авиации можно навести порядок в стране».
В своей политике на украинском направлении Россия стремится защитить неотъемлемые права людей - право жить в мире, право говорить на своем родном языке. Именно поэтому «Россия никогда не планировала никаких аннексий и никаких военных действий ни в Крыму, ни в других частях мира». И Россия не могла не откликнуться на обращение жителей Крыма и Севастополя в условиях возникновения прямой угрозы их безопасности после победы путча в Киеве. Ну а тому, как всё произошло, как быстро, мирно и красиво Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации, аналогов в мировой истории нет. Возможно, именно это не может простить России Запад. И в то же время именно это – свидетельство широкого одобрения народом России решение крымчан и севастопольцев, поддержанного Москвой.
Украинский вопрос прочертил красную линию в российско-американских отношениях. В той мере, в какой в Белом доме не видят иной роли Соединенных Штатов в мире, кроме роли глобального гегемона, там не хотят смириться и с новым образом действий России на международной арене. Американские политики не понимают, почему Кремль не пугают экономические и финансовые санкции, почему в Москве спокойно отнеслись к исключению России из ПАСЕ. Больше других недоумевают в НАТО: натовские базы расположены чуть ли не по всему периметру российских границ, кажется, кольцо анаконды вот-вот замкнётся, а Путин смеется: «Мы сами всех задушим».
Президент России завершил разговор со страной рассуждением о русском народе и шире – о человеке Русского мира, о природе российского патриотизма. Ценности русского подразумевают, что для него важнее не личная выгода, не индивидуальный успех, а высшее моральное предназначение человека, высшее моральное начало. Для русских успех важен лишь вместе с успехом их Родины. Когда-то поэт Евгений Евтушенко выразил это чувство такими строчками: «Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: Если будет Россия, значит буду и я».
Именно за Россию шли в бой солдаты Суворова и Кутузова, Брусилова и Чапаева, Жукова и Рокоссовского. Они погибали, попирая смерть, уходя в бессмертие, – и Россия жила.
Западным политикам и экспертам есть смысл внимательно вчитаться, вдуматься в сказанные Путиным слова. Тогда станет понятно, почему для Москвы неважно, «что будет раньше [на Украине. – Е.П.], референдум по децентрализации или федерализации, а потом выборы, или выборы, а потом изменение какое-то структуры государства». Главный для России вопрос – это вопрос о гарантиях прав, о сохранении традиционных ценностей людей Русского мира. И неважно, где живут русские люди – в Москве или на китайской границе, на Украине или в Приднестровье. Где бы они ни жили, им «должно быть позволено самим решать свою судьбу». Гарантировать сегодня это может только Россия. А Западу нехудо помнить слова русского писателя Владимира Солоухина: «Эй, вы, осторожней с Россией!»
Елена Пономарева