Русские Вести

Проблемы «культурной столицы»


16 января в Петербурге только за одни сутки 73 человека обратились за помощью после падения на гололёде. 38 из них получили различные переломы. Помимо этого врачи диагностировали у пострадавших ушибы, ссадины, гематомы и сотрясение мозга. Более половины из них сейчас в больницах. Причина — гололед на неубранных от снега и льда тротуарах.

Поломать ноги можно у метро, на парковках, возле магазинов и у собственных парадных. И самыми распространёнными травмами стали переломы лучевой кости и лодыжек со смещениями.

Как пишет Telegram-канал Mash на Мойке, сильнее всего досталось 52-летнему петербуржцу Алексею. Он поскользнулся и упал на Московском шоссе. Как результат — перелом левой скулы, нижней стенки глазницы и носа, черепно-мозговая травма и сотрясение. Сейчас он находиться в больнице в отделении челюстно-лицевой хирургии.

В то же время 30 декабря петербургская интернет-газета «Фонтанка» сообщила, что только за одну неделю, когда город то таял, то снова замерзал, из-за гололеда пострадали как минимум 489 человек, и это только в семи центральных районах. Кроме того, в эту печальную статистику не попали внутриквартальные территории, набережные и мосты, ведомственные территории, земля, за которую отвечают управляющие компании и организации.

Общих данных по пострадавшим от гололеда, отмечает издание, в публичном доступе вообще нет. Полная статистика, пишет «Фонтанка», травмированных в результате некачественной уборки дорог, дворов и закрепленных за различными организациями территорий в Петербурге практически приравнена к военной тайне. Ею располагают все ответственные комитеты, но не спешат предоставлять эту информацию. Судя по тем цифрам, которые есть в распоряжении «Фонтанки», озвучивать итоговое количество не в их интересах. 

Антирейтинг открывает Центральный район, как раз тот, где обычно гуляют туристы: 119 человек обратились за медпомощью после прогулки по центру только за одну неделю. Второе место разделили Московский и Фрунзенский районы — там по 82 пострадавших. Третье место досталось Адмиралтейскому району, где травмировались 77 человек. 

Зачастую люди падают на тротуарах, у станций метро и школ, на остановках, возле торговых и бизнес-центров, а также на основных улицах и проспектах Петербурга. Вероятно, пишет «Фонтанка», часть этих происшествий при отработке будет отнесена не к ведению подрядчиков комблага, а к другим организациям; площадь уборки в Петербурге — это настоящее ведомственное лоскутное одеяло, шаг в сторону — и виновник уже другой, отмечает газета. И такое продолжается из года в год…

Признают существование этой проблемы и городские власти. Как сообщил 9 января в газете правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Сергей Петриченко со ссылкой на Городскую станцию скорой медицинской помощи, в новогодние дни травмы из-за гололеда получили 359 человек.

Почему же это происходит? Почему же в уборке города зимой нельзя навести элементарный порядок? Почему в Петербурге даже в центре плохо убирают тротуары и набережные каналов, и по улицам в гололед практически невозможно ходить, не рискуя поломать себе ноги?

Местные жители из числа старожилов считают, что причина проста — в городе катастрофически не хватает дворников. 

Как сообщил в декабре жилищный комитет города, его очищают… 6 тысяч дворников. Но ведь это — капля в море! Известно, что в дореволюционном Петербурге, когда город был раза в три меньше по размеру и по численности населения, его убирали 60 тысяч (!) дворников. 

Сегодня, правда, появились снегоуборочные машины, но они чистят дороги для проезда машин, а многие дворы, набережные, узкие мосты Петербурге зачастую вообще никем не убираются.

Власти, конечно, стараются принимать меры. Штат дворников, убирающих внутридворовые территории в Петербурге, увеличен на 2 000 человек, и в следующем году его увеличат еще на столько же, — рассказал на днях в эфире телеканала «Санкт-Петербург» глава жилищного комитета Денис Удод. Рабочих стараются стимулировать достойными условиями труда.

«Что касается дворников. Мы посмотрели опыт прошлого года и поняли, что дворников, наверное, немножко не хватает. Только в этом году чуть больше 2 000 дворников мы добавляем в жилищное агентство и в следующем году — еще чуть больше 2 000. В этом году с 1 января на 15 % поднялась зарплата работников коммунальных служб, занятых на уборке. С 1 июля еще на 15 % поднимаем зарплаты людей», — сказал Удод.

Но ведь это все равно, никак не сравнишь с тем, что было раньше. Дворники жили в каждом доме и убирали дворы и близлежащие тротуары по нескольку раз в день. Эта система сохранялась в городе и во времена СССР, когда такой острой проблемы с уборкой тротуаров в Ленинграде зимой не было. Старожилы помнят, что во многих дворах были жаровни, в которых живущие в доме дворники сами расплавляли убранный ими рано утром снег. Они же аккуратно посыпали дворы и тротуары песочком, еще до того, как люди выходили на работу. Позднее эта эффективно работавшая система была бессмысленно разрушена, были созданы бюрократические структуры в виде всякого рода жилконтор, жилкомсервисов и т.п., а дворники заменены пришлыми мигрантами.

И налицо — печальный результат. 

Любой приезжий из Москвы в Петербург зимой поражается тому, как плохо убирается зимой «культурная столица». Да и как можно Петербург называть «культурной столицей», если зимой по его центру из-за плохой уборки набережных и тротуаров просто опасно гулять — можно сломать себе ноги?

Но в городе есть немало и других острых проблем. О них в интервью «Новороссии» рассказал известный петербургский журналист и писатель Владлен Чертинов, работавший ранее в «горячих точках». По его словам, самая тяжелая ситуация в городе сложилась со строительством метро. По сути, частная лавочка — компания «Метрострой» — почти привела метростроение города к краху. При этом власти Питера, как он считает, не могли влиять на ситуацию. У них не хватало акций в уставном капитале. А там творился полный беспредел. Например, 3,5 тысячи сотрудников полгода сидели без зарплаты и отказывались работать. Техника ломалась, проходческие щиты были сделаны еще при Брежневе в Донецкой области, а новый щит «Надежда» компания вытащила из-под земли на поверхность и передала в аренду в Москву. Притом что в Москве ежегодно открываются десятки новых станций, в Питере за пять лет — ни одной.

Щит потом вернули, но, оказывается, что земля под перспективную схему развития петербургского метро — депо, вентиляционные шахты, выходы на поверхность — вся находится в частных руках. Дельцы понимают, что словили счастье за хвост, метро-то все равно надо строить, и заламывают огромные цены. Что-то купили, что-то отсудили, а что-то не удалось получить. Например, из-за несговорчивого собственника пришлось переносить в другое место и заново проектировать станцию метро "Каменка" в Приморском районе, что, понятное дело, тоже в итоге потребовало немалых затрат.

Никак не удается открыть в Петербурге станцию метро «Театральная» — красивую, одну из лучших в городе. Она готова, но выхода из станции нет. Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев заявил, что выход изуродует площадь у театра. В результате сейчас приходится договариваться с другим частным собственником, чтобы выкупить землю в 700 метрах от метро. А для этого потребуется прорубить новый тоннель на глубине 60 метров. Весь процесс займет пару-тройку лет, и жители города будут проезжать готовую станцию.

Можно для примера, продолжал Чертинов, взять еще и наболевшую тему вывоза мусора. Этим занимались частники. Они же постоянно поджигали свои свалки, чтобы туда больше влезло мусора. Когда власти решили построить пять мусороперерабатывающих заводов и предложили подключиться к работе частникам, те отказались. Они не хотели, чтобы город контролировал объём вывоза мусора. Ведь его далеко не всегда довозили до свалок, выбрасывали по дороге. 

Те же частники и в инфраструктуре. Известный случай связан с компанией «Теплосеть». Ее трубы обеспечивают теплом 40 % жителей Санкт-Петербурга. Именно на долю этой компании приходилось больше всего аварий, и люди мерзли в своих квартирах. 

Это ещё один яркий пример того, как рынок «сам всё регулирует», о чём либеральная власть «втирала» стране в 1990-е годы. Петербург, как и вся Россия, уже много лет пожинает плоды этой «регулировки». Возникает вопрос: зачем в стране искусственно плодить в сфере ЖКХ частные управляющие компании и жилкомсервисы? Чтобы потом все равно переводить людей на прямые платежи поставщикам воды и тепла?

Андрей Соколов

Источник: www.stoletie.ru