Правительство утвердило концепцию информационной безопасности детей, сообщается 5 мая на сайте ведомства. Целью документа называется защита детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде. Концепция будет действовать бессрочно.
Концепцией предлагается:
- объединить усилия государства и родительского сообщества;
- сформировать и внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности;
- научить школьников безопасному поведению в интернете;
- повысить цифровую грамотность детей и родителей;
- развивать социально значимые проекты в печатных и электронных СМИ.
Полный текст концепции доступен на сайте Правительства.
Далее выдержки из документа.
«В интернете дети могут столкнуться с разными опасностями, например, со злоумышленниками, которые под видом сверстников могут расспрашивать о личных данных ребенка и его семье. Затем эта информация может использоваться для шантажа, угроз или манипуляций, а также для вовлечения детей в деструктивные организации», – отмечается в сообщении правительства.
Поэтому для защиты детей документ подразумевает введение в школах уроков информационной безопасности и цифровой грамотности с целью научить школьников безопасному поведению в интернете. «Например, на таких уроках ребятам объяснят, как распознавать мошенников и как правильно поступать, когда незнакомцы начинают выяснять личные данные ребенка или спрашивать о его семье», – уточнили в кабмине.
Также планируется проводить на постоянной основе просветительские мероприятия для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек и других специалистов, которые связаны с воспитанием, обучением и организацией досуга детей. На этих мероприятиях расскажут о правилах безопасного поведения детей в цифровом пространстве и средствах защиты детей от доступа к информации, которая может нанести вред их здоровью, а также нравственному и духовному развитию.
Кроме того, предполагается развивать социально значимые проекты для детей и подростков в печатных и электронных СМИ.
В правительстве отметили, что региональным властям рекомендовано учитывать положения концепции при формировании перечней региональных мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей и ежегодно направлять в Минцифры информацию о реализации таких мероприятий. Также ежегодно Минцифры будет предоставлять в кабинет министров доклад о реализации концепции.
Дети и информационная безопасность
В России сейчас 30,2 миллиона несовершеннолетних (20,6 процента населения страны), из которых 27 миллионов являются активными пользователями интернета. В концепции обращается внимание на уязвимость детской аудитории с точки зрения информационной безопасности.
«Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность», – сказано в документе.
В нем отмечается, что «деструктивное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей и подростков неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей, провоцирующего «психологический слом», следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим».
«В области виртуальной коммуникации дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства, вовлечения в сексуальную эксплуатацию, террористическую и экстремистскую деятельность, распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, аналогов наркотических средств и психотропных веществ и новых потенциально опасных психотропных веществ посредством игровых активностей, а также в сообщества с нарушением общепринятых норм морали», – говорится в концепции.
В ней также констатируется, что «широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ, продвижением преступных и антиобщественных действий, в том числе агрессивного, насильственного, суицидального, экстремального и экстремистского характера».
«Все большее распространение получает задействование сетевых платформ и мессенджеров для вовлечения детей в несогласованные публичные мероприятия (включая протестные акции), поскольку несовершеннолетние не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности», – сказано в документе.
В концепции подчеркивается, что несформированность критического мышления обусловливает особую уязвимость детей перед воздействием такой информации, оказывает на несовершеннолетних психотравмирующее воздействие, «способствует их виктимизации, вовлечению в деструктивную деятельность, усвоению ими антисоциальных ценностей и норм, побуждает их к совершению общественно опасных действий, способных причинить вред как самому ребенку, так и его окружению».
Меры защиты
«Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи. В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка», – указано в документе.
Среди возможных мер защиты в нем перечисляются проведение информационных кампаний, «привлечение общественных и отраслевых организаций в целях мониторинга сети Интернет на предмет наличия деструктивной информации, повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации, совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения деструктивной информации, обеспечение защищенности персональных данных детей, размещенных в сети Интернет, от публичного доступа и (или) их несанкционированного использования, расширение спектра возможностей услуги «Родительский контроль» на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок, воспитание детей в духе уважения к традиционным ценностям», а также воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма.
В концепции подчеркивается, что «необходимо обеспечить в специализированных государственных детских и юношеских библиотеках информационную безопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия».
В документе отмечается, что для формирования у детей и подростков правильного безопасного алгоритма поведения в интернете необходимо провести анализ образовательных программ, а также факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин, предлагаемых образовательными организациями, сформировать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей, проводить на постоянной основе просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми интернета, средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенные для родителей (законных представителей), работников системы образования, специализированных государственных детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.
Среди ожидаемых результатов реализации концепции названы: «повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей, формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественной информационной продукции, повышение охвата педагогических работников мероприятиями в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве, сокращение числа детей, пострадавших от жестокого обращения и травли, в том числе в сети Интернет, снижение фактов вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные группы с использованием сети Интернет, сокращение количества информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, увеличение в сети Интернет контента, направленного на формирование у детей традиционных ценностей».