Итак, в стране имела место попытка мятежа, госпереворота. Этим словом все сказано. Мятеж есть деяние противозаконное, попирающее дей ствующую Конституцию, и никаких расхождений здесь быть не может. Теперь, отдав дань неизбежным политическим оценкам, перейдем к сути, размышляя без эмоций, сугубо аналитически.
О склонности г-на Пригожина к авантюрам было известно давно. Как и то, что он имеет покровителей в высших эшелонах власти, иначе никто бы не позволил ему вести себя так, как он вел себя все последнее время, выступая с резкими (хотя во многом и справедливыми) обличениями высшего военного руководства страны.
Среди аналитических оценок «по горячим следам», наиболее интересно, на наш взгляд, звучит следующие высказывание капитана Шургыгина: «Это та ситуация, при которой делать любые комментарии до того, как будет озвучена позиция Верховного Главнокомандующего, и мы не услышим заявления тех должностных лиц, которые так или иначе связаны с этой ситуацией, безответственно и недопустимо. Я считаю, что то, что происходит, может быть как спровоцировано нашими врагами из ЦИПСО и ГУР Украины, которые вполне могли организовать провокацию любого масштаба.., так и стать результатом стечения случайных обстоятельств, используемых как детонатор». То есть, по сути, аналитик, явно связанный невозможностью сказать все прямо и до конца, в завуалированной форме говорит: «Еще неизвестно, кто за этим стоит». А также допускает вариативность: может, все организовано врагами с Украины (а Украина разве вполне самостоятельный субъект? – В.С.), а может, «случайные обстоятельства» (насколько они действительно случайны, вопрос сложный – В.С.) кто-то использовал «как детонатор». Можно добавить, что если использовал, то, выходит, предвидел? Случай случаю рознь…
Крайне интересно и то, что заявил первый заместитель начальника ГРУ Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Алексеев, обращаясь к Пригожину: «Какие бы ни были вот сейчас намерения ваши, благородные, может быть, как вам объяснили, — это удар в спину стране и Президенту».
Как видим, и этот генерал, занимающий важнейшую должность в структуре армии, связанную с военной разведкой, открыто говорит, что не Пригожин был главным субъектом мятежа, а тот, кто ему что-то и как-то объяснил.
На прошедшем 24 июня полузакрытом аналитическом форуме Константин Сивков, сформулировав много разных версий и сценариев, также в конечном счете признал, что Пригожина, по сути, используют некие «олигархические силы». Можно, конечно, сформулировать и так, если под олигархическими силами понимать «Deep State», то есть глубинные структуры мировой закулисной власти. О том, что именно они смоделировали и запустили весь процесс, начатый решением Президента об СВО, не только мы, но многие серьезные аналитики говорили буквально с самого начала всей истории. (Например, Владимир Овчинский). (По сведениям, полученным нами 24 июня, к моделированию и организации мятежа косвенно (а как же еще?) серьёзно приложили руку британские спецслужбы). В конечном счете у самого же Сивкова, при всей сумбурности изложения, выходит так, что от действий Пригожина выигрывали в основном внешние силы, которым, после неудачи «контрнаступа», необходимо максимально дестабилизировать ситуацию в России. Не случайно его решительно поддержал «сам» Михаил Ходорковский!
Разумеется, никакой внешний субъект не отдает приказы напрямую Пригожину. Это делается через сложную цепочку с участием вполне внутренних сил. Можно, конечно, называть эти силы «олигархическими» (что неверно в принципе в силу их несамостоятельности и подчиненности внешнему управляющему; таких олигархов в природе не бывает); можно говорить о каких-то «башнях» Кремля и т. п. Сути дела это не меняет. Мы бы сказали, что, с точки зрения механизма глобального управления, это внутренние приводные ремни, через которые идет более или менее сложный сигнал. А, судя по приведенным выше словам генерала Алексеева, в случае с Пригожиным были задействованы отнюдь не «олигархи», а кто-то очень высокий, имеющий отношение к силовым структурам. Впрочем, это всего лишь гипотеза…
С нашей точки зрения, при всей общей неясности и вариативности ситуации, даже если бы план Пригожина с налета овладеть ключевыми точками столицы, включая Минобороны, сработал, то сформировать полноценное правительство он все равно не смог бы. Не та квалификация. Так что на полноценный госпереворот также не тянуло. В любом случае хаос в стране в случае успеха «пригожинцев» стал бы быстро нарастать. А это, в свою очередь, лишь приблизило бы оккупацию территории Центральной России войсками НАТО, в которой в качестве пехоты могли бы использоваться проведшие у себя мобилизацию поляки, прибалты и жители других приграничных стран (не исключая, естественно, уже воюющих «украинцев»), а США и Западная Европа обеспечили бы им поддержку с воздуха. (Сейчас на базах НАТО в Европе с участием американцев сформирована авиационная армада из 250 самолетов. Это полноценная воздушная армия!). В качестве предлога для вторжения оптимально подошло бы стремление «не допустить разрастания хаоса в стране с ядерным оружием». Ну а если еще (для верности) нападение на Польшу срежиссировать, то у наших заклятых партнеров тогда жизнь точно бы удалась.
Теперь рассмотрим техническую сторону вчерашних событий. С этой точки зрения, картина достаточно очевидна. «Вагнеровцы» ехали в Москву на затентованных фурах и грузовиках, по трассе. Не составило бы большого труда заблокировать трассу танками, расставив их поперек её через каждые 100 – 200 метров. Это могло бы полностью парализовать продвижение боевиков, поскольку фура по бездорожью ехать не может. Им пришлось бы выгружаться и как-то менять способ передвижения (а это сильная задержка, на корню убивающая весь «дерзкий», по словам Игоря Стрелкова, план, вся суть которого в быстроте и внезапности). Также не идет к делу отговорка насчет того, что, поскольку они ехали вперемежку с гражданским транспортом, было затруднено применение вертолетов. Общеизвестно, что у боевого вертолета (например, КА-50 или КА-52), кроме неуправляемых реактивных снарядов (НУРСов), есть еще ПТУРСы, то есть снаряды управляемые, которыми можно работать по цели вполне прицельно. Есть также пушка и много чего еще. Стало быть, уничтожение хотя бы нескольких из этих фур для опытных пилотов не составило бы труда, а это, в свою очередь, побудило бы остальных серьезно задуматься о своей жизни и смерти. Все рассуждения на тему «гуманизма» совершенно не идут к делу. Мы еще не забыли захват школы в Беслане, по которой просто ударили из танкового орудия, в результате чего погибло около 300 заложников. Это было жестоко, но захваты заложников террористами, манипулирующими жизнями мирных людей, после этого прекратились…
Нам представляется неубедительной точка зрения уважаемого Игоря Стрелкова о том, что налицо полный паралич власти и особенно – Минобороны. С нашей точки зрения, имела место ситуация, подобная истории с «Норд-Остом» (октябрь 2022 года) в усложненном варианте, когда боевиков много раз могли остановить по дороге к театру на Дубровке, но почему-то этого не сделали. Ясно, что кому-то в Москве (теперь уже более-менее понятно, кому) было очень нужно, чтобы они доехали. И этот кто-то обладал серьезными властными возможностями. То же происходило и теперь.
Но позицию Стрелкова можно хотя бы обсуждать всерьёз. Рассуждения же некоторых горячих парней из блогосферы о том, что все силовики были на стороне вагнеровцев, почему и не предпринимали никаких действий для их задержки, не выдерживает самой снисходительной критики, будучи, по нашему убеждению просто работой пиарщиков Пригожина, ныне уже отправленного в почетную ссылку в Белоруссию. Все государственные военизированные структуры (впрочем, частные тоже) живут по приказу. И выдавать отсутствие приказа (то есть чье-то нежелание его отдать) за «паралич», «бардак» и уж тем более за поддержку мятежников силовиками представляется крайне ошибочным.
Итак, каков же итог? То, что надвигавшуюся на Россию большую беду в последний момент удалось предотвратить в фирменном путинском стиле мирными средствами, бесспорно, весьма отрадно. (Ясно, что «батька» был лишь посредником). Однако блестящее «разруливание» (в очередной раз) острой ситуативной проблемы не отменяет пороков самой системы, сделавшей возможным данный мятеж. Ибо в ней, не побоимся тавтологии, коррупция носит системный характер, заменяя для действующих элит идеалы и ценности. Других стимулов к работе, кроме «распила», для многих чиновников просто не существует. Пригожинский эксцесс свидетельствует о том, что «разруливать» становится всё труднее. Олигархи, особенно обладающие силовым ресурсом, начинают выходить из-под контроля. Пора переходить к ротации элит, другого выхода нет. Решится ли на это Путин, мы скоро узнаем…
Владимир Семенко
На фото: ЧВК «Вагнер» в Ростове