В Госдуме предложили признать ДНР и ЛНР, если Украина не выполнит обязательств по Минским соглашениям
Член комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев на пленарном заседании Госдумы предложил признать независимость народных республик Донбасса, если Киев не выполнит своих обязательств в рамках Минских соглашений.
«В связи с катастрофической гуманитарной ситуацией в ДНР и ЛНР, принимая во внимание ситуацию продолжающейся политики геноцида и террора в отношении жителей Донбасса, считаю крайне важным, во-первых, создать депутатскую рабочую группу для более тщательного анализа ситуации в Донбассе», — заявил он.
По мнению народного избранника, «в случае неисполнения минских соглашений властями Украины в течение полугода (необходимо) принять заявление в связи с катастрофической ситуацией в ДНР и ЛНР и подготовить предложения президенту о признании итогов всенародных референдумов, в ходе которых большинство жителей этих республик высказалось за суверенитет».
Киев создает «условия, рассчитанные на физическое уничтожение населения Донбасса», считает депутат. Кроме того, по его словам, жителям региона навязывают антисоветизм и русофобию.
«Всё, что происходит в этих республиках, попадает под международное определение геноцида. Навязывание антисоветизма, русофобии, запрет на использование русского языка, террор в отношении мирного населения, уничтожение памятников культуры, церквей, социальных объектов — создание условий, рассчитанных на физическое уничтожение населения Донбасса», — заявил Тайсаев.
«Мы должны сделать все, чтобы восстановить мир», — подытожил он.
Напомним, ранее Тайсаев предлагал пригласить на заседание думского комитета по делам СНГ главу ДНР Александра Захарченко, чтобы заслушать его доклад о реальном положении дел в Донбассе.
— Заявление депутата Государственной думы — это порыв души, но и кое-что еще, — считает политолог Эдуард Попов.
— Это попытка, на мой взгляд, сегодня обреченная на неуспех, вернуть донбасскую проблематику в фокус государственной политики России. Ведь посмотрите, проблематика Донбасса в российских теленовостях занимает периферийную нишу, во много раз уступая сирийской. Даже названия республик в телесюжетах перестали употреблять, они вновь именуются Донецкой и Луганской областями. Время, которое избрал депутат Тайсаев для подобного заявления, я считаю, выбрано неудачно. Ни депутаты, ни, тем более, правительство и президент его не поддержат. Сейчас идет большой торг с США и крупными игроками по принципам международного мироустройства. Москва, я полагаю, будет отбиваться от обвинений в пособничестве «сепаратистам» и не выполнению её минских соглашений. Предложение Тайсаева — разворот на 180 градусов во внешнеполитической тактике России. Сегодня его предложение не актуально. Что будет завтра? Полагаю, Тайсаев и те, кто его поддерживают, работают на завтра. Всецело поддерживаю их инициативу.
— То есть итоги референдумов еще могут стать бомбой замедленного действия?
—Даже если предложение Тайсаева преждевременно и не найдет — сегодня — поддержки среди депутатского корпуса, оно все равно полезно. Нужно поддержать его инициативу хотя бы на общественном уровне. Рано или поздно это предложение окажется полезным и оно окажется черновиком законопроекта о признании ДНР и ЛНР. Обратите внимание: вчера Тайсаев делает заявление о признании ДНР и ЛНР. И вчера же бывший депутат Верховной рады Олейник сделал громкое заявление о «Майдане» как государственном перевороте. А экс-премьер Азаров обвинил в своем вчерашнем заявлении страны Запада в поддержке этого переворота. Ничего революционного в ближайшие дни, недели и, вероятно, месяцы мы не увидим. Но все эти заявления и проекты могут быть использованы, когда наступит завтра.
— Что реально должен сделать Киев, чтобы Москва выполнила эту угрозу? Вроде, за два с половиной года он дал поводов побольше, чем Грузия в 2008-м
— Думаю, чтобы Москва признала республики, должна либо измениться международная обстановка, когда не останется шансов на серьезное улучшение взаимоотношений с США. Либо, скорее, резкие шаги Киева вроде многократно анонсированного украинского блицкрига. Переход украинских войск в полномасштабное наступление на республики Донбасса, вероятно, и станет той красной линией, переход через которую приведет к возможному признанию ДНР и ЛНР. Причем, вероятно, не сразу. Вначале республики могут быть признаны де-факто.
— Как это будет происходить?
— Мне представляется, вначале произойдет ввод российских войск для защиты населения республик от тотального уничтожения украинскими войсками. То есть, повторится ситуация в Южной Осетии. А уж после этого ввода последует признание.
— Может ли Запад согласиться на такой сценарий, если да, то при каких условиях? Если нет, станет ли это непреодолимой преградой для Москвы?
— Запад никогда не согласится на признание Россией республик Донбасса. Если он не может согласиться (за некоторыми немногими исключениями) с итогами референдума в Крыму и в Севастополе, тем паче он не пойдет на признание республик. Это будет выглядеть как карт-бланш на проведение Москвой политики собирания русских земель и пересмотру границ в Европе и даже в Евразии. Это создаст опасные для Запада и не только для Запада прецеденты.
Впрочем, есть одно «но», которое может если не изменить кардинально, то несколько смягчить реакцию Запада: деструкция и распад самой Украины. Украина, и это прекрасно понимают на Западе — искусственное образование с не существующей нацией (украинцы — народ-фантом) и искусственными государственными границами. Украина существует, пока действует негласный консенсус между крупными мировыми игроками. Но если обруч государственного единства Украины разорвется под напором центробежных тенденций внутри самой Украины — придется думать не о склеивании осколков, а о максимально выгодном разделе. Хорошо известно, что Польша, Румыния, Венгрия, отчасти Чехия и Словакия рассматривают Украину как потенциальную добычу. Отдельный вопрос — Турция, которая стремится создать новый плацдарм на территории Новороссии, раз она проиграла Крым. Компромисс с этими странами помог бы снизить остроту противостояния по украинскому вопросу.
—Не думаю, что это «мессидж» Киеву и его поручителям, — комментирует инициативу Тайсаева киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— Иначе его вложили бы в уста как минимум главе парламентского комитета по международным делам. Похоже, это не более личная инициатива неравнодушного депутата. С другой стороны, Тайсаев представляет Осетию. Пока ещё разделенную государственными границами. И в этой связи Киеву и Западу необходимо, конечно, помнить, что Южная Осетия была признана после очередной вспышки грузинско-осетинской войны. Так что не исключено, что после возобновления боевых действий новороссийские республики могут быть признаны Москвой.
— Тайсаев предлагает признать ДНР и ЛНР в случае, если Киев не выполнит обязательств. Где предел, после которого можно будет сказать, что он не выполнил обязательств? Ведь, он должен был их выполнить еще до конца 2015-го, а уже 2016-й прошел...
— Скорее следует искать черту начала Киевом выполнения основных политических обязательств. Он к этому так и не приступал. Похоже, данная патовая ситуация начинает устраивать Германию, Францию и Украину. Устраивает пока и РФ, чьи и без того оскудевшие ресурсы уходят сейчас на устранение острой террористической угрозы. Вряд ли эта ситуация устраивает ЛДНР. Но им придётся ждать до завершения Сирийской кампании. По крайней мере — активной её фазы.
— В Киеве опасаются такого сценария? Или, напротив, ждут с нетерпением и именно его добиваются? Или просто ничего сделать не могут?
— Лично для Порошенко более предпочтительна война. Она позволит отвести на второй план недовольство общества социально-экономической обстановкой и сжечь в топке остатки вооружённых пассионариев, представляющих угрозу жизни лично Порошенко.
— По словам Тайсаева, Киев создает «условия, рассчитанные на физическое уничтожение населения Донбасса», кроме того, жителям региона навязывают антисоветизм и русофобию. А не всей ли Украине Киев создает такие условия? Может, признанием Донбасса не стоит ограничиваться?
— Для того, чтобы признавать ещё какие-нибудь образования, корме донбасских, они должны, как минимум, существовать. Но не исключено, что в случае успешного наступления армий ДНР и ЛНР, в соседних областях Украины могут быть также провозглашены народные республики в ожидании освободителей.
— Опять же, если гипотетически представить себе, что Москва пойдет на такое, как отреагирует Запад?
— Конечно же, осудит. Но всё идёт к тому, что такое осуждение может быть лишь формальным, как в случае с Южной Осетией и Абхазией. Многое зависит от отношения Трампа к этой далёкой от него проблеме. Если европейские политики почувствуют себя более самостоятельными, позиция «цивилизованного мира» может оказаться не монолитной. «Трещинообразование» мы уже наблюдаем.
Дмитрий Родионов