Пора кончать с вольницей в такси. Мигрантов скоро придётся заменять русскими водителями. Эксперты рассказали, что изменится с 1 сентября. Новые правила перевозок вызвали споры. Станет ли услуга безопаснее для пассажиров, а работа в такси – привлекательнее для граждан России? Мнения разделились.
Власти России решили ужесточить порядок работы такси. Вот что изменится уже с 1 сентября этого года: так, водителей обязали получать полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Однако с его оформлением у многих работников возникли проблемы.
Предполагается, что новые меры сделают услуги перевозки безопаснее. Это своего рода фильтр, который отсеет потенциально неблагонадёжных таксистов. Тем не менее некоторые агрегаторы впали в панику из-за этого правила, подчёркивается в эфире программы "Мы в курсе" на телеканале Царьград.
По их словам, необходимые документы есть на руках лишь у каждого четвёртого водителя. Остальные не успевают либо просто не могут выполнить новые требования, в то время как закон уже вот-вот вступит в силу.
Но главный вопрос состоит в том, помогут ли обновлённые правила улучшить положение пассажиров и снизить долю мигрантов, работающих в такси? На него в беседе с "Первым русским" ответили эксперты. Мнения разделились.
"Идея-то здравая, но…"
Координатор общественного движения "Стоп нелегал", советник профсоюза таксистов Евгений Грэк признался в комментарии к ситуации для Царьграда, что скептически относится к этим законодательным изменениям:
У нас большая часть перевозчиков, которых люди и считают такси, работают сейчас через агрегаторы. А агрегаторы особо не обращают внимания на действующее законодательство, так как есть серьёзный пробел. У нас вроде бы наконец в законе написали, что агрегаторы должны отвечать за передачу заказов нелегальным перевозчикам, нелегальному такси. Но вот про то, каким образом и кто должен назначать штрафы, определять ответственных, написать забыли. То есть на красный ездить нельзя, но, в принципе, пальцем, дескать, вам погрозим, а больше ничего и не будет. Да и пальцем можно грозить только аккуратненько, чтобы никто не видел. А то ещё на тебя в суд подадут.
Таково, к сожалению, отечественное законодательство. То же самое, по мнению собеседника "Первого русского", можно сказать и про новое ограничение, касающееся полиса ОСГОП:
Идея-то вроде как здравая, но звучит она достаточно странно. У нас в сфере регулирования деятельности такси есть куча других пробелов, с которыми в первую очередь стоило бы поработать. Потому что безопасность при перевозках стала нижайшего уровня.
"Всё печально"
Новое правило, уверен Евгений Грэк, едва ли улучшит ситуацию. Он раскрыл суть задумки законодателей:
Получается, законодатель говорит: мы вас, мол, застрахуем не на 500 тысяч рублей, а на 2 миллиона. И если вы погибнете, не переживайте, вам больше заплатят. Не знаю, насколько это радостная новость. Действительно ли это как-то будет стимулировать пассажиров больше ездить? По факту, на мой взгляд, всё печально. То есть на безопасности перевозок это никак не сказывается. Нам просто говорят, что, когда с вами что-то случится, вам заплатят больше.
Кроме того, эта мера может негативно отразиться на доле легального сектора, поскольку обернётся дополнительными расходами для перевозчиков.
Нелегальный сектор и так занимает 95% рынка такси в России. И всё из-за агрегаторов, которые у нас ни федеральными органами власти, ни кем-то ещё не контролируются, не наказываются. В законодательстве по большому счёту на данный момент пока не предусмотрено никакой ответственности для них. Соответственно, заплатили дополнительные деньги, а безопасность перевозок у нас всё равно не возрастёт. При этом легальный сектор, на долю которого и так приходится буквально чуть-чуть, ещё больше отрывается от нелегального,
– констатировал советник профсоюза таксистов.
"Требования полностью оторваны от жизни"
В свою очередь руководитель Объединения самозанятых Игорь Жмакин пояснил в разговоре с Царьградом, что таксопарки и самозанятые – это две абсолютно разные, экономически неравные модели такси, которые, однако, были уравнены в обязанностях 580-м Федеральным законом:
Самозанятые не могут проходить ежедневные медосмотры и техосмотры. Просто негде их проходить. Не существует такой инфраструктуры. Медиков и техников нет. Для самозанятых невыполнимо требование покупать полис ОСАГО по тарифу для такси. Это в десять раз дороже, чем обычное автострахование. Туда же – абсурдная обязанность перекрасить в другой цвет личный автомобиль, который используется и для работы, и для частных поездок. То есть требования полностью оторваны от жизни.
Эксперт констатировал, что правила, созданные как бы на благо граждан России, фактически работают только в интересах таксопарков, для которых по большому счёту мало что изменилось:
Что нужно сделать? Нужно разделить требования для таксопарков и самозанятых на личных автомобилях. Для самозанятых правила должны быть проще. Такие же, как для обычных водителей. Основным условием допуска самозанятых к заказам должна быть регистрация самозанятости и уплата НПД. Из дополнительного: справки об отсутствии судимости по тяжким статьям, алкогольной и наркотической зависимости. Для чего это необходимо? Для того чтобы легализовать рынок такси. А на легальности завязано всё: контроль качества, безопасность, налоговая дисциплина и сдерживание роста цен.
Причин для паники нет?
Иную позицию в эфире "Первого русского" изложил политолог Павел Данилин. По его мнению, паники значительно больше, чем того требует ситуация. Он считает, что пора кончать с вольницей в такси. И таксопаркам теперь придётся заменять мигрантов русскими.
На самом деле, во-первых, времени ещё достаточно для того, чтобы те, кому нужно, взяли соответствующие полисы. Во-вторых, если люди, которые водят машины, а чаще всего это именно гастарбайтеры, не могут получить этот полис и не смогут водить такси, то очевидно, что в этом нет ничего плохого. Потому что нашим паркам придётся просто брать на работу русских людей, граждан России,
– подчеркнул эксперт.
Он обратил внимание, что такси в последнее время стоит достаточно дорого, желающих работать много, то есть недостатка в кадрах не возникнет:
Просто для таксопарков очень удобно пользоваться этой наполовину бесправной рабочей силой, когда не совсем понятно, на каких основаниях люди здесь находятся, не совсем понятен их имущественно-правовой статус, когда они зависят от этих таксопарков. В общем, честно говоря, надо кончать с этим делом, надо кончать с этой вольницей. И предоставлять рабочие места в первую очередь гражданам России.
Подробнее о грядущих изменениях в работе такси в нашей стране – в видеоверсии программы "Мы в курсе".