Русские Вести

Попытки Запада блокировать Южную Осетию не удались


В связи с беспрецедентным давлением коллективного Запада на Россию, в зарубежных СМИ то и дело прогнозируют, что РФ не сможет оказывать финансово-экономическую поддержку странам, состоящим с ней в союзнических отношениях. И, прежде всего, Республике Южная Осетия (РЮО), которой требуются, по мнению западных аналитиков, всё бОльшие финансовые вливания. Поскольку в РЮО якобы нет и не предвидится никаких социально-экономических проектов, а сама эта республика, дескать, может только «проедать» российские субсидии.

Полностью опровергают эти клише последние события. А именно: РЮО в марте с.г. переходит на таможенные правила ставки экспортно-импортных пошлин Евразийского экономического союза. При этом таможенные процедуры РЮО и России будут проводиться по единым правилам. Соответствующий протокол 7 февраля с.г. подписали глава ФТС России Владимир Булавин и руководитель Таможенного комитета РЮО Мурат Цховребов. Включение Южной Осетии в таможенную систему РФ-ЕАЭС было предусмотрено еще соглашением 2016 года России с Южной Осетией «Об интеграции таможенных органов и процедур».

То есть в соответствии с этими документами Южная Осетия фактически стала страной-участницей Евразийского союза. Что, разумеется, свидетельствует об экономической значимости РЮО в контексте евразийской интеграции.

Достаточно сказать, что товарный ассортимент южноосетинского экспорта в страны ЕАЭС за 2021-2022 годы расширился более чем на треть. Он включает в себя вина и минводы, свежие и консервированные фрукты, текстиль, мясные изделия, ряд видов сырья для фармацевтической и химической отраслей. По имеющимся оценкам, в текущем году товарооборот РЮО со странами ЕАЭС увеличится в целом на 15-17%.

Стратегическую значимость для двусторонних отношений представляют также решения межправительственной комиссии по торговле и сотрудничеству. Российскую сторону в этой комиссии возглавляет вице-премьер РФ Александр Новак.

Как отметил премьер-министр РЮО Константин Джуссоев, в ходе ее заседания утвержден объем финансовой помощи республике со стороны России на 2023 год в объеме 5 млрд 560 млн 538 тыс. рублей. В Южной Осетии продолжится развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения, курортно-туристической отрасли, ряда других отраслей. По словам южноосетинского премьера, российская сторона «в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и всячески содействует развитию республики, несмотря на сложную международную обстановку». Это подтвердил и А. Новак по завершении заседания комиссии. Отметив также, что взаимоотношения обеих стран «прошли испытание временем и строятся на принципах союзничества и интеграции».

Вице-премьер РФ подчеркнул, что «Республика Южная Осетия является стратегическим партнером России, обеспечение безопасности и стабильности которого отвечает долгосрочным интересам нашей страны».

Применительно к экономической составляющей этих отношений, отметим, что недра РЮО располагают крупными запасами свинцовой, цинковой, медной руд, молибдена, вольфарама, графита, висмута, тантала, редкоземельных металлов («редкоземы»), используемых и в оборонно-промышленном комплексе. Но уровень промышленной освоенности этих запасов, увы, пока не превышает 15%. Не в последнюю очередь и потому, что в период пребывания Юго-Осетии в составе Грузии, а это свыше 60-ти лет, грузинские власти саботировали освоение этих ресурсов и нефтегазовую геологоразведку в южноосетинском регионе. Так как не хотели усиливать роль этого региона в экономике Грузии.

Сегодня в перечне инвестиционных проектов Южной Осетии на 2023-2026 годы, реализуемых с российским участием, — доразведка и промышленная разработка крупнейших запасов металлургического сырья и «редкоземов» в районе Квайса, что на северо-западе республики. С последующей поставкой металлосырья и его полуфабрикатов из этого района как местным предприятиям-потребителям, так и в РФ и, возможно, в другие страны ЕАЭС. А к середине 2020-х гг. в Южной Осетии планируют окончательно определиться с проектами комплексного развития национальной цветной металлургии.

Также РЮО располагает весомым гидроэнергетическим потенциалом: по имеющимся оценкам, полноценное использование энергоресурсов многочисленных местных рек на основе среднемощных ГЭС минимум вдвое перекроет среднегодовой спрос в республике на электроэнергию. Соответственно, реализация местных гидроэнергопроектов (предварительно запланированы 5 таких проектов на 2023-27/28 гг.) позволит РЮО поставлять электроэнергию в энергодефицитные районы Северного Кавказа, заменив электропоставки из Азербайджана и Грузии. Но пока Южная Осетия использует в основном российскую электроэнергию — из Северной Осетии-Алании (поставки составляют примерно 140 млн кВт-ч. в год).

Весьма перспективным является проект развития (также с российским участием) агропарка «Южный Сад», созданного в 2017-м в районе Хетагурово, невдалеке от Цхинвала, столицы РЮО. Здесь высажено почти 60 тыс. яблоневых саженцев, доставленных, главным образом, из Италии.

Ассоциация «Италия-Южная Осетия» была создана в 2015 г. Это произошло через 3 года после создания аналогичной ассоциации «Италия-Абхазия» в 2015 г. В Риме с 2016-2017 гг. работают представительства РЮО и Абхазии в Италии. Так что о блокировке Грузией и странами ЕС международных отношений ни Абхазии, ни Южной Осетии говорить не приходится. 

Проект развития упомянутого агропарка предусматривает увеличение его площади с 45 до 60-65 гектаров ко второй половине 2020-х. По данным южноосетинских источников, 1 га в нем уже сейчас приносит не менее 50-ти тонн яблок высокого качества. Планируется здесь высадка местных, южнороссийских и итальянских саженцев и других плодовых культур (вишни, груши, сливы, алычи). Все эти плоды будут затем поставляться и на экспорт, а в Россию уже поступают яблоки южноосетинского «Южного сада».

Что касается вообще международных связей РЮО: через эту республику частично проходит нефтепровод из Азербайджана в грузинский порт Супса. «Бритиш петролеум» («БП»), контролирующая эту артерию, неоднократно заявляла, что не опасается нефтетранзита через Южную Осетию, и не планирует «переносить» южноосетинский участок этого трубопровода в приграничный с РЮО район Грузии. Причем весной-летом с.г. планируется начать поставки по той же артерии нефти из Казахстана. А с середины с.г. «БП» возобновится транзит азербайджанской нефти, прерванный в мае 2022 г. из-за СВО.

Словом, попытки Тбилиси и Запада блокировать Южную Осетию, как и Абхазию, терпят явное фиаско. И, не в последнюю очередь, благодаря союзническим взаимоотношениям России с этими республиками.

Алексей Чичкин

Источник: www.stoletie.ru